По станицам терских казаков – в Кировский район Ставрополья
Страница 1 из 1
По станицам терских казаков – в Кировский район Ставрополья
«По станицам терских казаков». Так называется историко-этнографическая экспедиция, организованная сотрудниками Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Часть лета они провели в станице Старопавловской Кировского района.
Войны, революция, репрессии – социальные и политические потрясения XX века привели к тому, что мы растеряли значительную часть историко-культурного наследия терского казачества. Найти и сберечь крупицы этого наследия – главная задача музейного экспедиционного проекта. Первым казачьим поселением для всестороннего изучения быта и традиций стала станица Старопавловская. Затем исследователи планируют посетить станицы Зольскую, Марьинскую, Советскую, поселок Фазанный Кировского района. Идею экспедиции поддержал комитет по делам национальностей и казачества Ставропольского края.
В Старопавловской семеро участников экспедиции провели две недели. Они встречались со старожилами, записывали местные легенды и песни. Удалось собрать множество разнообразных «свидетелей прошлого»: документы, около 500 уникальных фотографий, предметы быта и многое другое.
Станица Старопавловская выбрана для экспедиции первой не случайно. Это одно из старейших казачьих поселений в крае. После победы Российской империи в Русско-турецкой войне появилась новая линия границы, которую следовало закрыть созданием мощных форпостов. Началось активное строительство крепостей и системы редутов. Прикрыть границу должны были казаки. Так появились крепости, давшие начало городам Ставрополю, Георгиевску, Новопавловску, селу Донскому. Казаки приступили и к земледельческим работам – нужно было осваивать степь. Одной из первых на реке Куре была заложена крепость Святого Павла, а рядом с ней основана казачья станица Павловская. Но просуществовала она недолго. Войска двигались на юг, ставились новые укрепления в предгорьях. Крепости, перестав нести защитные функции, получили новый статус административных центров. Станица Павловская была перенесена на реку Малку и получила название Старопавловская. Неподалеку от нее впоследствии возникла станица Новопавловская. Переселение растянулось на несколько десятилетий. Лес, река, плодородная земля – благодатная природа помогла жителям обустроиться и завести крепкое хозяйство. Так исторически сложилось, что и сегодня основная часть местного населения – потомки казаков, основавших станицу Старопавловскую.
В научной экспедиции сотрудникам музея помогли местное казачье общество и глава муниципального образования Старопавловского сельсовета Андрей Коновалов. Ранее здесь уже проводилась серьезная этнографическая работа – в станице работает Старопавловский историко-краеведческий музей, где собраны костюмы, орудия труда и предметы казачьего быта. Для небольшого поселения в три тысячи человек это богатейшая экспозиция.
- У нас создалось впечатление, что станица Ставропавловская – нетронутый цивилизацией уголок. Там тихо, красиво, нет суеты. Люди, как и прежде, живут в традиционных срубных казачьих «круглых» домах (планировка комнат устроена так, что они все проходные). Неспешно трудятся. Ведут хозяйство, сажают огороды, многие занимаются рукоделием или мастерят. Мы обратили внимание, что на улицах много молодежи и детей. Причем 3-4 ребенка для местной семьи – это нормально. Действительно многодетными они себя считают при наличии 6-8 детей, – делится впечатлениями участница экспедиции старший научный сотрудник отдела этнографии Ставропольского государственного музея-заповедника Ирина Назарова. – Народ интересуется своей историей. В школе работает этнографический кружок. Дети знакомятся с традициями.
Особенно бережно в станице хранят местный фольклор. С 1986 года здесь существует хор традиционной казачьей песни «Терские казаки». Его участники самостоятельно собирали подлинный репертуар. Они ходили по домам и на диктофон записывали старинные казачьи песни, которые им напевали старожилы. Таким образом удалось сохранить уникальную мелодику прошлых веков и тексты, которые могут рассказать куда больше, чем учебник истории.
Многое в станице говорит о ее желании жить по привычному традиционному укладу. Как и прежде, население зависит от леса и реки. Люди все делают сами. Например, в местной пекарне восстановили старинный рецепт и пекут хлеб без дрожжей на хмеле. Не меняется планировка: сохранен исторический центр, обустройство дворов, основные улицы. Кстати, они специально строились узкими, чтобы во время набега неприятеля их можно было перегородить бричками. Но главная местная достопримечательность – старинный дуб-красавец. По легенде, он посажен казаками в 1826 году в честь основания станицы.
После советских лет, когда были растеряны многие самобытные традиции, в 1990-е годы станица Старопавлоская была одной из первых в крае, где целенаправленно стали возрождать казачьи обычаи: в частности, восстановлен обряд проводов станичников в армию. Отправляют служить всем селением, дарят мешочек с родной землей. Парни дают клятву и целуют шашку. Вспомнили и свадебные обряды. Рассказывает Ирина Назарова:
- Обязательный ритуал – сватовство. Каждый шаг сопровождается короткими песнями, куда вставляются имена молодоженов и их друзей. Накрывается богатый стол. Главное праздничное блюдо – пироги с капустой. Другое старожильческое угощение – картошка по-старопавловски (картофель в горшочках, отваренный в молоке и запеченный в печи с жареным луком и сливками). Традиционный напиток – узвар. Еще одно местное блюдо – пироги с ежевикой (здесь не выращивают малину). В каждой семье хранится национальный казачий костюм. Платье невесты обязательно скромное, с закрытым верхом и рукавами. Кстати, станичники рассказывают, что они всегда дружили с кабардинцами, которые жили по другую сторону реки Малки: делились урожаем, приглашали на праздники. Национальной розни не существовало. Ходят друг к другу в гости через мостик и сейчас.
Собранные экспонаты будут размещены в зале этнографии Ставропольского государственного музея-заповедника. С экспозицией можно познакомиться горожанам и гостям города, также здесь проходят занятия со студентами и старшеклассниками.
Войны, революция, репрессии – социальные и политические потрясения XX века привели к тому, что мы растеряли значительную часть историко-культурного наследия терского казачества. Найти и сберечь крупицы этого наследия – главная задача музейного экспедиционного проекта. Первым казачьим поселением для всестороннего изучения быта и традиций стала станица Старопавловская. Затем исследователи планируют посетить станицы Зольскую, Марьинскую, Советскую, поселок Фазанный Кировского района. Идею экспедиции поддержал комитет по делам национальностей и казачества Ставропольского края.
В Старопавловской семеро участников экспедиции провели две недели. Они встречались со старожилами, записывали местные легенды и песни. Удалось собрать множество разнообразных «свидетелей прошлого»: документы, около 500 уникальных фотографий, предметы быта и многое другое.
Станица Старопавловская выбрана для экспедиции первой не случайно. Это одно из старейших казачьих поселений в крае. После победы Российской империи в Русско-турецкой войне появилась новая линия границы, которую следовало закрыть созданием мощных форпостов. Началось активное строительство крепостей и системы редутов. Прикрыть границу должны были казаки. Так появились крепости, давшие начало городам Ставрополю, Георгиевску, Новопавловску, селу Донскому. Казаки приступили и к земледельческим работам – нужно было осваивать степь. Одной из первых на реке Куре была заложена крепость Святого Павла, а рядом с ней основана казачья станица Павловская. Но просуществовала она недолго. Войска двигались на юг, ставились новые укрепления в предгорьях. Крепости, перестав нести защитные функции, получили новый статус административных центров. Станица Павловская была перенесена на реку Малку и получила название Старопавловская. Неподалеку от нее впоследствии возникла станица Новопавловская. Переселение растянулось на несколько десятилетий. Лес, река, плодородная земля – благодатная природа помогла жителям обустроиться и завести крепкое хозяйство. Так исторически сложилось, что и сегодня основная часть местного населения – потомки казаков, основавших станицу Старопавловскую.
В научной экспедиции сотрудникам музея помогли местное казачье общество и глава муниципального образования Старопавловского сельсовета Андрей Коновалов. Ранее здесь уже проводилась серьезная этнографическая работа – в станице работает Старопавловский историко-краеведческий музей, где собраны костюмы, орудия труда и предметы казачьего быта. Для небольшого поселения в три тысячи человек это богатейшая экспозиция.
- У нас создалось впечатление, что станица Ставропавловская – нетронутый цивилизацией уголок. Там тихо, красиво, нет суеты. Люди, как и прежде, живут в традиционных срубных казачьих «круглых» домах (планировка комнат устроена так, что они все проходные). Неспешно трудятся. Ведут хозяйство, сажают огороды, многие занимаются рукоделием или мастерят. Мы обратили внимание, что на улицах много молодежи и детей. Причем 3-4 ребенка для местной семьи – это нормально. Действительно многодетными они себя считают при наличии 6-8 детей, – делится впечатлениями участница экспедиции старший научный сотрудник отдела этнографии Ставропольского государственного музея-заповедника Ирина Назарова. – Народ интересуется своей историей. В школе работает этнографический кружок. Дети знакомятся с традициями.
Особенно бережно в станице хранят местный фольклор. С 1986 года здесь существует хор традиционной казачьей песни «Терские казаки». Его участники самостоятельно собирали подлинный репертуар. Они ходили по домам и на диктофон записывали старинные казачьи песни, которые им напевали старожилы. Таким образом удалось сохранить уникальную мелодику прошлых веков и тексты, которые могут рассказать куда больше, чем учебник истории.
Многое в станице говорит о ее желании жить по привычному традиционному укладу. Как и прежде, население зависит от леса и реки. Люди все делают сами. Например, в местной пекарне восстановили старинный рецепт и пекут хлеб без дрожжей на хмеле. Не меняется планировка: сохранен исторический центр, обустройство дворов, основные улицы. Кстати, они специально строились узкими, чтобы во время набега неприятеля их можно было перегородить бричками. Но главная местная достопримечательность – старинный дуб-красавец. По легенде, он посажен казаками в 1826 году в честь основания станицы.
После советских лет, когда были растеряны многие самобытные традиции, в 1990-е годы станица Старопавлоская была одной из первых в крае, где целенаправленно стали возрождать казачьи обычаи: в частности, восстановлен обряд проводов станичников в армию. Отправляют служить всем селением, дарят мешочек с родной землей. Парни дают клятву и целуют шашку. Вспомнили и свадебные обряды. Рассказывает Ирина Назарова:
- Обязательный ритуал – сватовство. Каждый шаг сопровождается короткими песнями, куда вставляются имена молодоженов и их друзей. Накрывается богатый стол. Главное праздничное блюдо – пироги с капустой. Другое старожильческое угощение – картошка по-старопавловски (картофель в горшочках, отваренный в молоке и запеченный в печи с жареным луком и сливками). Традиционный напиток – узвар. Еще одно местное блюдо – пироги с ежевикой (здесь не выращивают малину). В каждой семье хранится национальный казачий костюм. Платье невесты обязательно скромное, с закрытым верхом и рукавами. Кстати, станичники рассказывают, что они всегда дружили с кабардинцами, которые жили по другую сторону реки Малки: делились урожаем, приглашали на праздники. Национальной розни не существовало. Ходят друг к другу в гости через мостик и сейчас.
Собранные экспонаты будут размещены в зале этнографии Ставропольского государственного музея-заповедника. С экспозицией можно познакомиться горожанам и гостям города, также здесь проходят занятия со студентами и старшеклассниками.
Ирина БОСЕНКО.
Источник.
Похожие темы
» "Югория" защитила терских казаков
» Чебаркульский район: «Казачьему роду нет переводу!»
» 30 семей казаков из Казахстана переезжают в Боровичский район
» Казаков Ставрополья облачат в парадную форму
» Чебаркульский район: Чебаркульская трапеза
» Чебаркульский район: «Казачьему роду нет переводу!»
» 30 семей казаков из Казахстана переезжают в Боровичский район
» Казаков Ставрополья облачат в парадную форму
» Чебаркульский район: Чебаркульская трапеза
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения