Профессор Ярков развеял мифы о казачестве
Страница 1 из 1
Профессор Ярков развеял мифы о казачестве
Культурологическую оценку современному состоянию казачества в Тюменской области дал профессор ТюмГУ Александр Ярков. Его доклад прозвучал сегодня в рамках всероссийского молодежного круглого стола «Династия Романовых и казачество как факторы российской истории и культуры».
Он отметил, что значительная часть казаков, ищущих новую модель жизни, опирается не на знание истории и осознание современной специфики управления и хозяйства, а на архаичные мифы.
Так, бытует утверждение, что современные казаки в Сибири — прямые потомки сподвижников Ермака и восприемники местного казачества 19 века. Между тем казачьи структуры (команды, полки) выведены с территории Тобольской губернии еще в 1868 году, оставшись на некоторое врем лишь в виде небольших подразделений и школы для казачат в Сургуте, Березово и Пелыме. Осевшие в регионе были переведены в мещане и крестьяне, потеряв сословное положение, а после расказачивания в советские годы — и самосознание, сохранив лишь сакральные предания. Александр Ярков приводит пример: «Один тюменец рассказывал, что его бабушка-казачка скакала на коне по станице. Однако станицы в нашем крае отсутствовали вообще». Характерно, что фольклор, долгое время бытующий в других казачьих регионах, сохранился на Тюменщине лишь фрагментарно.
«Возродившееся в конце 1980-х движение вобрало в себя не столько местных уроженцев, сколько прибывших ранее для освоения края потомков казаков всех регионов страны, но «сцементировавшихся» на имени и наследии Ермака, – утверждает Ярков. – Видимо, зона осознания Западной Сибири как сохранившегося центра казачества связана с сакральным началом этого имени — олицетворением «русскости», государственного продвижения на юг и восток».
Часть казаков позиционирует себя как представителей отдельного этноса, что становится ясно из результатов переписи населения: таковых набралось около 300 человек в Тюменской области. Это говорит об отделении себя, казака, от русского этноса и расходится с позиционированием казачества как многотысячного движения.
Между тем мало кто из современников знает, что казачество на территории Тобольской губернии создавалось усилиями не только русских, но и украинцев, белорусов, поляков, немцев, а Тобольский татарский полк — составная этого сословия в прошлом.
«Важно, используя главное, объединяющее казаков различных структур — государственничество и патриотизм — выработать в режиме диалога между собой и властью формы участия в деле построения современного гражданского общества», – делает заключение Александр Ярков.
Он отметил, что значительная часть казаков, ищущих новую модель жизни, опирается не на знание истории и осознание современной специфики управления и хозяйства, а на архаичные мифы.
Так, бытует утверждение, что современные казаки в Сибири — прямые потомки сподвижников Ермака и восприемники местного казачества 19 века. Между тем казачьи структуры (команды, полки) выведены с территории Тобольской губернии еще в 1868 году, оставшись на некоторое врем лишь в виде небольших подразделений и школы для казачат в Сургуте, Березово и Пелыме. Осевшие в регионе были переведены в мещане и крестьяне, потеряв сословное положение, а после расказачивания в советские годы — и самосознание, сохранив лишь сакральные предания. Александр Ярков приводит пример: «Один тюменец рассказывал, что его бабушка-казачка скакала на коне по станице. Однако станицы в нашем крае отсутствовали вообще». Характерно, что фольклор, долгое время бытующий в других казачьих регионах, сохранился на Тюменщине лишь фрагментарно.
«Возродившееся в конце 1980-х движение вобрало в себя не столько местных уроженцев, сколько прибывших ранее для освоения края потомков казаков всех регионов страны, но «сцементировавшихся» на имени и наследии Ермака, – утверждает Ярков. – Видимо, зона осознания Западной Сибири как сохранившегося центра казачества связана с сакральным началом этого имени — олицетворением «русскости», государственного продвижения на юг и восток».
Часть казаков позиционирует себя как представителей отдельного этноса, что становится ясно из результатов переписи населения: таковых набралось около 300 человек в Тюменской области. Это говорит об отделении себя, казака, от русского этноса и расходится с позиционированием казачества как многотысячного движения.
Между тем мало кто из современников знает, что казачество на территории Тобольской губернии создавалось усилиями не только русских, но и украинцев, белорусов, поляков, немцев, а Тобольский татарский полк — составная этого сословия в прошлом.
«Важно, используя главное, объединяющее казаков различных структур — государственничество и патриотизм — выработать в режиме диалога между собой и властью формы участия в деле построения современного гражданского общества», – делает заключение Александр Ярков.
Источник.
Похожие темы
» А. П. Ярков "Казаки в Кыргызстане"
» Профессор Валентина Иванова о потенциале российского казачества
» Развенчивая мифы истории. Откуда на самом деле пошли исетские казаки
» О казачестве в Америке
» Горцы во казачестве
» Профессор Валентина Иванова о потенциале российского казачества
» Развенчивая мифы истории. Откуда на самом деле пошли исетские казаки
» О казачестве в Америке
» Горцы во казачестве
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения