Владыка над атаманами
Страница 1 из 1
Владыка над атаманами
Глава комитета РПЦ по делам казачества о своих полномочиях, роли Церкви в службе казаков и уровне их духовной подготовки
Источник.
Об особенностях церковного патроната над казачьими войсками в регионах России обозревателю «НГР» Владиславу МАЛЬЦЕВУ рассказал председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Московского Патриархата митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (ПОКРОВСКИЙ).
– Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях с войсковыми атаманами. Известно, что на троих в сентябре 2013 года вы наложили 40-дневную епитимью, до сих пор продолжается конфликт с Валерием Налимовым из Центрального казачьего войска.
– Когда гражданские лица вступают в должность высшего должностного лица региона или страны, они приносят присягу: обязуются соблюдать Конституцию России и законы, работать на благо народа и Отечества. И это – отнюдь не формальность. Но есть две категории граждан, которые приносят присягу еще и на кресте и Евангелии. Этот чин совершают кандидаты в священнослужители Русской Православной Церкви и казаки. В присутствии священника или епископа на Большом казачьем круге перед лицом своих товарищей казак говорит: «Я клянусь Всемогущим Богом, на животворящим кресте и Святом Евангелии, служить вере православной, Отечеству и казачеству». Если священнослужитель присягнул на кресте, Евангелие, любое непослушание или нарушение канонов Русской Православной Церкви может повлечь за собой епитимью. Церковнославянское значение слова «епитимья» – наказ, научение. Или можно сказать – деятельная форма покаяния. Такие же последствия могут быть и для казака, нарушившего присягу. А уж для атамана – в особенности, поскольку отвечает не только за себя, но и за все войско: кроме креста на нем еще и генеральский мундир.
На двух войсковых атаманов – Терского войскового казачьего общества и Центрального – мною была наложена 40-дневная епитимья. По правилам на время несения епитимьи атаман уходит в отпуск – чтобы размышлять о том, что произошло в его жизни. Епитимья накладывается именно для исправления и вразумления. А после окончания молитвенного правила и поста атаман идет на исповедь к своему духовнику. Атаман Терского войска после исполнения епитимьи написал заявление об уходе – это был его выбор. А вот атаман Центрального казачьего войска мало того что не исполнил епитимью, но и продолжил раскол в войске. Я должен был реагировать на обращения казаков и возмутительное, неподобающее атаману казачьего войска поведение – как духовник, разъясняющий своему духовному сыну, что хорошо, а что плохо.
Наложение епитимьи происходит не из желания досадить или задеть достоинство атаманов. Но, принеся присягу служить вере православной, Отечеству и казачеству, они должны быть образцом для всех казаков. И если атаман отстраняет войскового священника – не согласовав эти действия с Русской Православной Церковью, агитирует казаков перекрывать дороги или склоняет к другим противоправным действиям, – что это, если не грубое нарушение присяги? Разве можно оставлять подобные действия без внимания и без оценки?
– В чем заключается ваша роль куратора по отношению к войсковым и иным атаманам?
– Я не куратор, я – духовник казачества и, согласно Уставу войскового общества, обязан благословлять кандидатов на участие в выборах войскового атамана. Это первая моя обязанность. Вторая – наблюдать за исполнением присяги, которую дают атаманы: чтобы они были во всем примером благочестия для казаков, жили традициями Православной Церкви, не допускали раздоров в казачьем обществе, конфликтов с властями и обществом, чтобы нынешнее казачество стало в полном смысле необходимым помощником, верным защитником государства и Церкви, каковыми оно было на протяжении всей своей славной истории.
– Как идет процесс «воцерковления» казаков?
– Воцерковление казачества – вопрос сложный, его решение требует взвешенного подхода. Казаки зачастую понимают свое нахождение в лоне Церкви очень утилитарно – как охрану церковных объектов. А вот участие в церковных таинствах отходит порой на второй план. По нашему предложению, в войсках были назначены заместители атаманов по взаимодействию с Русской Православной Церковью и духовно-нравственному воспитанию казачества. Мы ведем большую работу в казачьих кадетских корпусах, где есть программа духовно-нравственного воспитания и образования, у каждого казачьего корпуса есть духовник. С первого дня существования Синодального комитета проводится значительное количество семинаров для атаманов реестровых войск – в Донском монастыре в Москве, с выездами на территории реестровых казачьих войск.
Эта работа ведется и в Московском государственном университете технологий и управления имени Разумовского, который реализует концепцию непрерывного казачьего образования. Учебные планы духовных заведений юга России – Ставрополя, Краснодара, Ростова-на-Дону – содержат специальные программы для семинаристов по изучению истории и традиций казачества.
– Расскажите о деятельности по расширению сети казачьих кадетских корпусов в России.
– Создание казачьих кадетских корпусов – насущная забота руководителей регионов и войсковых атаманов. Казачье образование – это не только систематизированные знания и навыки по казачьей тематике, но и целенаправленное воспитание духовных, служебно-деловых и боевых качеств, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах.
Сегодня казачьих кадетских корпусов уже 28. Помимо корпусов открываются казачьи профессионально-технические училища, школы и классы – только на Кубани в них обучаются более 36 тысяч ребят. В Ростовской области система казачьего образования охватывает более 28 тысяч учащихся. Во всех казачьих кадетских корпусах есть духовники, назначенные епархиальными архиереями. Учащиеся с согласия родителей регулярно посещают храм, участвуют в праздничных богослужениях, изучают основы православной культуры.
Более 60% выпускников кадетских корпусов поступают в престижные высшие военные учебные заведения, около 40% в гражданские вузы. Есть выпускники, которые идут в духовные семинарии, чтобы стать казачьими духовниками.
– Какова роль Синодального комитета в системе допризывной подготовки молодежи?
– Самостоятельного направления по допризывной подготовке и пастырской деятельности в казачьих военных частях в Синодальном комитете нет. Мы работаем со всей казачьей молодежью через молодежные организации, например, в Донском войске это «Донцы», в Кубанском – «Кубанцы»: проводим мастер-классы по различным молодежным проектам, участвуем в работе ежегодных съездов казачьей молодежи. Есть казачье отделение в программе Всероссийского молодежного форума «Селигер», куда тоже приглашаются наши священники.
– Что вы могли бы рассказать нашему изданию о намеченном на этот год проекте «Казачьи рубежи России»?
– Это совместный межрегиональный проект правительства Москвы и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. В рамках Всероссийского проекта «Казачьи рубежи России», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской, Белгородской, Курганской, Оренбургской, Омской, Ростовской и Саратовской областях; на землях, где исторически утверждалась православная вера, предполагается за сутки возвести деревянные храмы-часовни вместимостью до 300 человек каждый. Проект будет осуществляться на средства от добровольных пожертвований. Такая традиция когда-то горячо поддерживалась людьми: «обыденный» храм – за один день – собирали мужчины всего села. И сегодня у казачьих регионов есть желание – быть объединенными общим добрым делом, молитвой. Казаки сами решают, какое место определить под храм, какой проект выбрать. Представьте себе, одновременно во многих регионах страны состоится торжественное открытие этих храмов, и по интернет-каналам можно будет увидеть трансляцию проведения праздничных церемоний. Это объединение людей вокруг православных ценностей.
– Как реализуется программа переселения семиреченских казаков на Ставрополье?
– Программа компактного переселения семиреченских казаков на Ставрополье была нашей совместной инициативой с войсковым атаманом Семиреченского казачьего войска Геннадием Баженовым. Семиречье – юго-восток современного Казахстана и Северной Киргизии. В середине XIX века в этот район для охраны российской границы с Монголией была переселена небольшая казачья группа – около 25 семей. Чуть позже туда перевели еще два полка Сибирского войска. Именно эти люди и стали родоначальниками семиреченского казачества, сыгравшими заметную роль в становлении края.
Сегодня семиреченские казаки готовы вернуться в Россию: строиться, реализовывать свои бизнес-проекты, но им нужна финансовая и организационная помощь. Руководство Ставропольского края поддержало нашу идею, были выделены земли, оформлен 41 участок по 15 соток. Программа переселения семиреченских казаков сейчас находится на согласовании в Министерстве регионального развития. В декабре 2013 года на встрече с атаманами и духовниками реестровых казачьих войск министр регионального развития Игорь Слюняев полностью поддержал эту инициативу. Министр приезжал и на Ставрополье, в село Сенгилеевское, где как раз живут первые переселенцы (пять семей), и пообещал внести Ставропольский край в перечень территорий приоритетного заселения в рамках Государственной программы содействия переселению зарубежных соотечественников.
– Ведет ли Синодальный комитет работу с казаками, живущими в странах дальнего зарубежья?
– Казаки настолько верны своим традициям, что, даже уехав за рубеж, хранят их и передают детям. В Австралии, где в декабре прошлого года побывала группа сотрудников Россотрудничества и Синодального комитета, проживает многочисленная группа потомков казаков, покинувших Россию в начале XX века. Там созданы 34 русские школы, где дети, никогда не посещавшие Россию, получают знания по русскому языку, русской литературе, Закону Божию, истории России. Все это помогает им сохранять православную веру, русскую культуру, традиционный бытовой уклад.
Не только в Австралии, но и во Франции, Канаде, Чехии, Болгарии, США потомки казаков регулярно посещают православную церковь, выполняют все установления христианства. В ходе зарубежных встреч мы обсуждаем возможности создания условий для выполнения решений IV Всемирного конгресса казаков, состоявшегося в сентябре 2012 года в Новочеркасске. Тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «казачество – православное, и именно Русская Православная Церковь, на канонической территории которой возникло это сословие, несет ответственность за его пастырское окормление по всему миру».
– Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях с войсковыми атаманами. Известно, что на троих в сентябре 2013 года вы наложили 40-дневную епитимью, до сих пор продолжается конфликт с Валерием Налимовым из Центрального казачьего войска.
– Когда гражданские лица вступают в должность высшего должностного лица региона или страны, они приносят присягу: обязуются соблюдать Конституцию России и законы, работать на благо народа и Отечества. И это – отнюдь не формальность. Но есть две категории граждан, которые приносят присягу еще и на кресте и Евангелии. Этот чин совершают кандидаты в священнослужители Русской Православной Церкви и казаки. В присутствии священника или епископа на Большом казачьем круге перед лицом своих товарищей казак говорит: «Я клянусь Всемогущим Богом, на животворящим кресте и Святом Евангелии, служить вере православной, Отечеству и казачеству». Если священнослужитель присягнул на кресте, Евангелие, любое непослушание или нарушение канонов Русской Православной Церкви может повлечь за собой епитимью. Церковнославянское значение слова «епитимья» – наказ, научение. Или можно сказать – деятельная форма покаяния. Такие же последствия могут быть и для казака, нарушившего присягу. А уж для атамана – в особенности, поскольку отвечает не только за себя, но и за все войско: кроме креста на нем еще и генеральский мундир.
На двух войсковых атаманов – Терского войскового казачьего общества и Центрального – мною была наложена 40-дневная епитимья. По правилам на время несения епитимьи атаман уходит в отпуск – чтобы размышлять о том, что произошло в его жизни. Епитимья накладывается именно для исправления и вразумления. А после окончания молитвенного правила и поста атаман идет на исповедь к своему духовнику. Атаман Терского войска после исполнения епитимьи написал заявление об уходе – это был его выбор. А вот атаман Центрального казачьего войска мало того что не исполнил епитимью, но и продолжил раскол в войске. Я должен был реагировать на обращения казаков и возмутительное, неподобающее атаману казачьего войска поведение – как духовник, разъясняющий своему духовному сыну, что хорошо, а что плохо.
Наложение епитимьи происходит не из желания досадить или задеть достоинство атаманов. Но, принеся присягу служить вере православной, Отечеству и казачеству, они должны быть образцом для всех казаков. И если атаман отстраняет войскового священника – не согласовав эти действия с Русской Православной Церковью, агитирует казаков перекрывать дороги или склоняет к другим противоправным действиям, – что это, если не грубое нарушение присяги? Разве можно оставлять подобные действия без внимания и без оценки?
– В чем заключается ваша роль куратора по отношению к войсковым и иным атаманам?
– Я не куратор, я – духовник казачества и, согласно Уставу войскового общества, обязан благословлять кандидатов на участие в выборах войскового атамана. Это первая моя обязанность. Вторая – наблюдать за исполнением присяги, которую дают атаманы: чтобы они были во всем примером благочестия для казаков, жили традициями Православной Церкви, не допускали раздоров в казачьем обществе, конфликтов с властями и обществом, чтобы нынешнее казачество стало в полном смысле необходимым помощником, верным защитником государства и Церкви, каковыми оно было на протяжении всей своей славной истории.
– Как идет процесс «воцерковления» казаков?
– Воцерковление казачества – вопрос сложный, его решение требует взвешенного подхода. Казаки зачастую понимают свое нахождение в лоне Церкви очень утилитарно – как охрану церковных объектов. А вот участие в церковных таинствах отходит порой на второй план. По нашему предложению, в войсках были назначены заместители атаманов по взаимодействию с Русской Православной Церковью и духовно-нравственному воспитанию казачества. Мы ведем большую работу в казачьих кадетских корпусах, где есть программа духовно-нравственного воспитания и образования, у каждого казачьего корпуса есть духовник. С первого дня существования Синодального комитета проводится значительное количество семинаров для атаманов реестровых войск – в Донском монастыре в Москве, с выездами на территории реестровых казачьих войск.
Эта работа ведется и в Московском государственном университете технологий и управления имени Разумовского, который реализует концепцию непрерывного казачьего образования. Учебные планы духовных заведений юга России – Ставрополя, Краснодара, Ростова-на-Дону – содержат специальные программы для семинаристов по изучению истории и традиций казачества.
– Расскажите о деятельности по расширению сети казачьих кадетских корпусов в России.
– Создание казачьих кадетских корпусов – насущная забота руководителей регионов и войсковых атаманов. Казачье образование – это не только систематизированные знания и навыки по казачьей тематике, но и целенаправленное воспитание духовных, служебно-деловых и боевых качеств, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах.
Сегодня казачьих кадетских корпусов уже 28. Помимо корпусов открываются казачьи профессионально-технические училища, школы и классы – только на Кубани в них обучаются более 36 тысяч ребят. В Ростовской области система казачьего образования охватывает более 28 тысяч учащихся. Во всех казачьих кадетских корпусах есть духовники, назначенные епархиальными архиереями. Учащиеся с согласия родителей регулярно посещают храм, участвуют в праздничных богослужениях, изучают основы православной культуры.
Более 60% выпускников кадетских корпусов поступают в престижные высшие военные учебные заведения, около 40% в гражданские вузы. Есть выпускники, которые идут в духовные семинарии, чтобы стать казачьими духовниками.
– Какова роль Синодального комитета в системе допризывной подготовки молодежи?
– Самостоятельного направления по допризывной подготовке и пастырской деятельности в казачьих военных частях в Синодальном комитете нет. Мы работаем со всей казачьей молодежью через молодежные организации, например, в Донском войске это «Донцы», в Кубанском – «Кубанцы»: проводим мастер-классы по различным молодежным проектам, участвуем в работе ежегодных съездов казачьей молодежи. Есть казачье отделение в программе Всероссийского молодежного форума «Селигер», куда тоже приглашаются наши священники.
– Что вы могли бы рассказать нашему изданию о намеченном на этот год проекте «Казачьи рубежи России»?
– Это совместный межрегиональный проект правительства Москвы и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. В рамках Всероссийского проекта «Казачьи рубежи России», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской, Белгородской, Курганской, Оренбургской, Омской, Ростовской и Саратовской областях; на землях, где исторически утверждалась православная вера, предполагается за сутки возвести деревянные храмы-часовни вместимостью до 300 человек каждый. Проект будет осуществляться на средства от добровольных пожертвований. Такая традиция когда-то горячо поддерживалась людьми: «обыденный» храм – за один день – собирали мужчины всего села. И сегодня у казачьих регионов есть желание – быть объединенными общим добрым делом, молитвой. Казаки сами решают, какое место определить под храм, какой проект выбрать. Представьте себе, одновременно во многих регионах страны состоится торжественное открытие этих храмов, и по интернет-каналам можно будет увидеть трансляцию проведения праздничных церемоний. Это объединение людей вокруг православных ценностей.
– Как реализуется программа переселения семиреченских казаков на Ставрополье?
– Программа компактного переселения семиреченских казаков на Ставрополье была нашей совместной инициативой с войсковым атаманом Семиреченского казачьего войска Геннадием Баженовым. Семиречье – юго-восток современного Казахстана и Северной Киргизии. В середине XIX века в этот район для охраны российской границы с Монголией была переселена небольшая казачья группа – около 25 семей. Чуть позже туда перевели еще два полка Сибирского войска. Именно эти люди и стали родоначальниками семиреченского казачества, сыгравшими заметную роль в становлении края.
Сегодня семиреченские казаки готовы вернуться в Россию: строиться, реализовывать свои бизнес-проекты, но им нужна финансовая и организационная помощь. Руководство Ставропольского края поддержало нашу идею, были выделены земли, оформлен 41 участок по 15 соток. Программа переселения семиреченских казаков сейчас находится на согласовании в Министерстве регионального развития. В декабре 2013 года на встрече с атаманами и духовниками реестровых казачьих войск министр регионального развития Игорь Слюняев полностью поддержал эту инициативу. Министр приезжал и на Ставрополье, в село Сенгилеевское, где как раз живут первые переселенцы (пять семей), и пообещал внести Ставропольский край в перечень территорий приоритетного заселения в рамках Государственной программы содействия переселению зарубежных соотечественников.
– Ведет ли Синодальный комитет работу с казаками, живущими в странах дальнего зарубежья?
– Казаки настолько верны своим традициям, что, даже уехав за рубеж, хранят их и передают детям. В Австралии, где в декабре прошлого года побывала группа сотрудников Россотрудничества и Синодального комитета, проживает многочисленная группа потомков казаков, покинувших Россию в начале XX века. Там созданы 34 русские школы, где дети, никогда не посещавшие Россию, получают знания по русскому языку, русской литературе, Закону Божию, истории России. Все это помогает им сохранять православную веру, русскую культуру, традиционный бытовой уклад.
Не только в Австралии, но и во Франции, Канаде, Чехии, Болгарии, США потомки казаков регулярно посещают православную церковь, выполняют все установления христианства. В ходе зарубежных встреч мы обсуждаем возможности создания условий для выполнения решений IV Всемирного конгресса казаков, состоявшегося в сентябре 2012 года в Новочеркасске. Тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «казачество – православное, и именно Русская Православная Церковь, на канонической территории которой возникло это сословие, несет ответственность за его пастырское окормление по всему миру».
Источник.
Похожие темы
» Святейший Патриарх Кирилл встретился с атаманами реестровых казачьих войск России, а также атаманами Украины и Белоруссиии
» С ЮБИЛЕЕМ, ВЛАДЫКА!
» Владыка Лука про закон о казачестве: казаки – рыцари православия
» Епископ Кирилл встретился с казачьими атаманами
» В Донском монастыре прошла рабочая встреча с казачьими атаманами
» С ЮБИЛЕЕМ, ВЛАДЫКА!
» Владыка Лука про закон о казачестве: казаки – рыцари православия
» Епископ Кирилл встретился с казачьими атаманами
» В Донском монастыре прошла рабочая встреча с казачьими атаманами
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения