«Слава Богу, что мы казаки!»
Страница 1 из 1
«Слава Богу, что мы казаки!»
2 мая недалеко от станицы Старочеркасской состоялись шермиции — традиционные гулянья казаков. Они стали предметом особого интереса как казаков, так и обычных жителей Дона, интересующихся историей, культурой и бытом казачества.
Обычно шермициями называют приуроченные к праздникам особые ритуалы и состязания казаков в различных видах военного искусства. Традиционно в них входят рубка мишеней, шармование на шашках и пиках, метание дротиков, стрельба из лука, конные состязания. Шермиций имеют долгую историю, однако на время эта забава была забыта. Только в 2009 году гулянья были возрождены по инициативе донских казаков и вскоре стали национальным этноспортом для представителей казачьих общин со всего мира.
Стать участником казачьи спортивных соревнований не так просто, как может показаться. Претенденты съезжаются на место сбора за день до начала игр и проходят предварительный отбор. Каждый казак должен иметь оружие, национальный костюм, документы и справки.
Праздник встречает нас уже на узкой тропинке, которая ведет к урочищу «Каплица»: по ее обочинам разбиты ярмарочные палатки, приветливые торговки предлагают купить сахарного петушка на палочке, венки с лентами и ободки из искусственных цветов, деревянные дудочки и фигурки дополняют общую картину. Далее идет «мужской отдел», за прилавком — настоящий казак, молодой мужчина в форме, с длинной бородой и смелыми ясными глазами. У него можно купить плетеные корзины, горшки, деревянные мечи и ружья для маленьких казачков. Также предлагают купить национальные костюмы. Отдельно продают папахи. Оказывается, такой сакральный символ получить очень просто! Все же капиталистическое общество и на независимые свободолюбивые группы имеет влияние.
То и дело разворачиваются трогательные сцены долгожданных встреч — казаки из разных краев, в разных национальных костюмах узнают друг друга, обнимаются, знакомят между собой своих спутников и спутниц. Чаще всего это или маленькие казачата в таких же костюмах, как и отцы, которые они демонстрируют с гордостью, или на удивление «городские» женщины в джинсах, с модным маникюром и браслетом «Пандора».
Выглядят такие семейные пары забавно: казак с жесткими подкрученными усами, в шароварах и папахе, с саблей на боку — как человек из прошлого, из песен, легенд и шолоховского «Тихого Дона» и эта современная женщина, которая словно заблудилась странным образом в чужом краю. Казачек было вообще намного меньше, чем казаков, или они просто не пытались ярко обозначить свою принадлежность к сословию, все-таки игры мужские, им, казакам, и надо быть при полном параде.
По всему урочищу слышен голос священника, который заранее вооружился микрофоном, подключенным к мощной аппаратуре. Ему готовы помогать маленький хор и несколько групп казаков разных возрастов, которые собираются молиться.
Молитва продолжается довольно долго, некоторые вторят ей, почти все в нужных моментах крестятся, отвечают, отвешивают земные поклоны. В какой-то момент проникаешься пониманием того, как для казаков важно православие, это — неотъемлемая часть их культуры.
Сразу после коллективной молитвы организаторы озвучили цель, с которой собрали казаков на шермиции. «Давайте покажем, что мы не сословие, не братство, а народ!» — заявил один из них. Публике представляют атамана десятых по счету шермиций, и заграничных гостей: атаманов калифорнийской общины и представителя общины шотландской. Последний демонстрирует подарки: чашу, нож, рушник. Сзади слышится удивленный голос одного из донских казаков: «Откуда-откуда? Из Шотландии? Да разве ж так бывает!»
Во время игр по территории можно было передвигаться свободно, выбирая зрелище по душе. Для детей была организована детская площадка с играми и потехами. Возле сцены парень играет на баяне, небольшой женский хор исполняет задорные песни, в центр живого круга приплясывая выходит казак с саблей в руке и начинает свой танец. К нему присоединяется молодая девушка, она умело, играючи крутит оружие в руках, сталью поблескивающее на солнце. Выглядит все это эффектно и завораживающе. Позже удалая казачка берет еще одну саблю и танцует уже с двумя. Зрители в восторге кричат «Любо!».
Немного поодаль происходит обряд посажения на коня. Совсем маленьких казачков, от двух лет, сажают на взрослого, крупного коня, привязывают шашку и проводят животное по кругу. Большинство маленьких воинов выглядят очень серьезно и убедительно, видимо, их к этому событию долго готовили. Важные и сосредоточенные детские лица умиляют наблюдателей, но тут «любо» никто не кричит, чтобы не испугать и не раззадорить животное.
В долгожданных соревнованиях по стрельбе из лука многие участники держали оружие в руках впервые, и мало кто попал хотя бы в мешок, на котором была прикреплена мишень. Зато как восхищает джигитовка! Юноши отлично справлялись с лошадьми: разгоняя животное, парень ловко в один момент становится на седло, держась одной рукой за поводья — дух захватывает! Невозмутимо призывая к аплодисментам на обратном пути, наездник на полном скаку склоняется к земле, чтобы поднять упавшую папаху. На третьем заезде он снова на полном скаку спрыгивает, отталкивается прыжком от земли и вновь оказывается в седле. Кажется, опасность подстерегает на каждом шагу, но казак доверяет своему коню как самому себе, и оттого этот единый, сплоченный механизм действует слаженно и четко.
Несмотря на многообразие национальных видов спорта, больше всего зрителей собралось рядом с площадкой, на которой проводились кулачные бои. Интригу создавал подбор игроков по принципу: «один сильный, другой быстрый». Зрители играют непоследнюю роль в боях, активно подбадривают своих товарищей, советуют, как действовать. Один из парней кричит своему приятелю: «Давай, давай, русские не сдаются!», его одергивает старый казак и назидательно говорит: «Запомни, ты не русский! Ты казак!».
Вообще, это интересно, насколько по-разному относятся казаки к своему сословию, условно можно поделить на романтиков и реалистов. Первые горячо верят в то, что их культура вечна и непобедима, что все казачьи ценности и принципы не утратили актуальности. А вторые понимают, что это просто дань прошлому, повод встретиться со старыми знакомыми и повеселиться. Со стороны это выглядело скорее как реставрация прошлого, шоу аниматоров. Но ведь жизнь — в движении, а не в реставрации прошлого.
Всюду слышится присказка «Слава Богу, что мы казаки!», попадаются колоритные лица, словно сошедшие с иллюстраций учебника истории. Ближе к середине дня полностью проникаешься атмосферой, представляешь себя Аксиньей Астаховой, но что-то из этой атмосферы постоянно вырывает: то характерный звонок «айфона» в кармане у одного казака, то мощный фотоаппарат на шее у другого. Казаки, конечно, очень дорожат своим прошлым, но от современности никуда не деться.
Обычно шермициями называют приуроченные к праздникам особые ритуалы и состязания казаков в различных видах военного искусства. Традиционно в них входят рубка мишеней, шармование на шашках и пиках, метание дротиков, стрельба из лука, конные состязания. Шермиций имеют долгую историю, однако на время эта забава была забыта. Только в 2009 году гулянья были возрождены по инициативе донских казаков и вскоре стали национальным этноспортом для представителей казачьих общин со всего мира.
Стать участником казачьи спортивных соревнований не так просто, как может показаться. Претенденты съезжаются на место сбора за день до начала игр и проходят предварительный отбор. Каждый казак должен иметь оружие, национальный костюм, документы и справки.
Праздник встречает нас уже на узкой тропинке, которая ведет к урочищу «Каплица»: по ее обочинам разбиты ярмарочные палатки, приветливые торговки предлагают купить сахарного петушка на палочке, венки с лентами и ободки из искусственных цветов, деревянные дудочки и фигурки дополняют общую картину. Далее идет «мужской отдел», за прилавком — настоящий казак, молодой мужчина в форме, с длинной бородой и смелыми ясными глазами. У него можно купить плетеные корзины, горшки, деревянные мечи и ружья для маленьких казачков. Также предлагают купить национальные костюмы. Отдельно продают папахи. Оказывается, такой сакральный символ получить очень просто! Все же капиталистическое общество и на независимые свободолюбивые группы имеет влияние.
То и дело разворачиваются трогательные сцены долгожданных встреч — казаки из разных краев, в разных национальных костюмах узнают друг друга, обнимаются, знакомят между собой своих спутников и спутниц. Чаще всего это или маленькие казачата в таких же костюмах, как и отцы, которые они демонстрируют с гордостью, или на удивление «городские» женщины в джинсах, с модным маникюром и браслетом «Пандора».
Выглядят такие семейные пары забавно: казак с жесткими подкрученными усами, в шароварах и папахе, с саблей на боку — как человек из прошлого, из песен, легенд и шолоховского «Тихого Дона» и эта современная женщина, которая словно заблудилась странным образом в чужом краю. Казачек было вообще намного меньше, чем казаков, или они просто не пытались ярко обозначить свою принадлежность к сословию, все-таки игры мужские, им, казакам, и надо быть при полном параде.
По всему урочищу слышен голос священника, который заранее вооружился микрофоном, подключенным к мощной аппаратуре. Ему готовы помогать маленький хор и несколько групп казаков разных возрастов, которые собираются молиться.
Молитва продолжается довольно долго, некоторые вторят ей, почти все в нужных моментах крестятся, отвечают, отвешивают земные поклоны. В какой-то момент проникаешься пониманием того, как для казаков важно православие, это — неотъемлемая часть их культуры.
Сразу после коллективной молитвы организаторы озвучили цель, с которой собрали казаков на шермиции. «Давайте покажем, что мы не сословие, не братство, а народ!» — заявил один из них. Публике представляют атамана десятых по счету шермиций, и заграничных гостей: атаманов калифорнийской общины и представителя общины шотландской. Последний демонстрирует подарки: чашу, нож, рушник. Сзади слышится удивленный голос одного из донских казаков: «Откуда-откуда? Из Шотландии? Да разве ж так бывает!»
Во время игр по территории можно было передвигаться свободно, выбирая зрелище по душе. Для детей была организована детская площадка с играми и потехами. Возле сцены парень играет на баяне, небольшой женский хор исполняет задорные песни, в центр живого круга приплясывая выходит казак с саблей в руке и начинает свой танец. К нему присоединяется молодая девушка, она умело, играючи крутит оружие в руках, сталью поблескивающее на солнце. Выглядит все это эффектно и завораживающе. Позже удалая казачка берет еще одну саблю и танцует уже с двумя. Зрители в восторге кричат «Любо!».
Немного поодаль происходит обряд посажения на коня. Совсем маленьких казачков, от двух лет, сажают на взрослого, крупного коня, привязывают шашку и проводят животное по кругу. Большинство маленьких воинов выглядят очень серьезно и убедительно, видимо, их к этому событию долго готовили. Важные и сосредоточенные детские лица умиляют наблюдателей, но тут «любо» никто не кричит, чтобы не испугать и не раззадорить животное.
В долгожданных соревнованиях по стрельбе из лука многие участники держали оружие в руках впервые, и мало кто попал хотя бы в мешок, на котором была прикреплена мишень. Зато как восхищает джигитовка! Юноши отлично справлялись с лошадьми: разгоняя животное, парень ловко в один момент становится на седло, держась одной рукой за поводья — дух захватывает! Невозмутимо призывая к аплодисментам на обратном пути, наездник на полном скаку склоняется к земле, чтобы поднять упавшую папаху. На третьем заезде он снова на полном скаку спрыгивает, отталкивается прыжком от земли и вновь оказывается в седле. Кажется, опасность подстерегает на каждом шагу, но казак доверяет своему коню как самому себе, и оттого этот единый, сплоченный механизм действует слаженно и четко.
Несмотря на многообразие национальных видов спорта, больше всего зрителей собралось рядом с площадкой, на которой проводились кулачные бои. Интригу создавал подбор игроков по принципу: «один сильный, другой быстрый». Зрители играют непоследнюю роль в боях, активно подбадривают своих товарищей, советуют, как действовать. Один из парней кричит своему приятелю: «Давай, давай, русские не сдаются!», его одергивает старый казак и назидательно говорит: «Запомни, ты не русский! Ты казак!».
Вообще, это интересно, насколько по-разному относятся казаки к своему сословию, условно можно поделить на романтиков и реалистов. Первые горячо верят в то, что их культура вечна и непобедима, что все казачьи ценности и принципы не утратили актуальности. А вторые понимают, что это просто дань прошлому, повод встретиться со старыми знакомыми и повеселиться. Со стороны это выглядело скорее как реставрация прошлого, шоу аниматоров. Но ведь жизнь — в движении, а не в реставрации прошлого.
Всюду слышится присказка «Слава Богу, что мы казаки!», попадаются колоритные лица, словно сошедшие с иллюстраций учебника истории. Ближе к середине дня полностью проникаешься атмосферой, представляешь себя Аксиньей Астаховой, но что-то из этой атмосферы постоянно вырывает: то характерный звонок «айфона» в кармане у одного казака, то мощный фотоаппарат на шее у другого. Казаки, конечно, очень дорожат своим прошлым, но от современности никуда не деться.
Автор: Кристина Федичкина
Источник.
Похожие темы
» Слава Богу, что мы казаки
» «Слава богу, что мы казаки!!»
» Казачья слава – воинская слава!
» Открыта «горячая линия» для соотечественников из Украины
» Слава России!
» «Слава богу, что мы казаки!!»
» Казачья слава – воинская слава!
» Открыта «горячая линия» для соотечественников из Украины
» Слава России!
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения