Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа
Страница 1 из 1
Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа
Есть в мире уникальная категория людей, которая явно не ровно дышит к облачению в мундиры, увешивании груди орденами, медалями и прочими знаками доблести. Есть и другая категория: люди, которые более чем достойны и мундиров, и наград, однако предпочитающие куда большую скромность в своем облачении и упоминании чинов и регалий. При этом в России за последнее время успела оформиться, скажем так, общественная группа, среди представителей которой есть и одни, и другие. Речь о современном российском казачестве, если в этом плане вообще имеет смысл такое разделение как «современное казачество» и «казачество несовременное».
Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.
Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в истории России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.
Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.
Вот потому и встречаются «мухи», которые ни исторически, ни нравственно, ни как-либо еще не связаны с традиционными казачеством, но это им не мешает пользоваться самопальными «корочками», увешивать свои широкие груди крупными как августовские яблоки орденами и менять погоны, возвышаясь по казачьей иерархической лестнице, с умопомрачительной скоростью. Именно эти люди, паразитирующие на понятии казачества, и становятся причиной того, что на многих (даже потомственных) казаков в России часто смотрят, мягко говоря, с некоторым недоверием. Именно «ряженая сотня» внешне и превращает саму идею возрождения казачьих традиций служению Отечеству в фарс. Ведь многие наши соотечественники в силу целого ряда объективных причин потеряли всякую надежду определить для себя, есть ли в современной России настоящие казаки вообще. А если есть, то готовы ли они предложить свои услуги для укрепления безопасности страны?.. И нужны ли их услуги современной России и ее гражданам?
Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.
С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.
Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:
Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было.
Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.
Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.
Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в истории России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.
Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.
Вот потому и встречаются «мухи», которые ни исторически, ни нравственно, ни как-либо еще не связаны с традиционными казачеством, но это им не мешает пользоваться самопальными «корочками», увешивать свои широкие груди крупными как августовские яблоки орденами и менять погоны, возвышаясь по казачьей иерархической лестнице, с умопомрачительной скоростью. Именно эти люди, паразитирующие на понятии казачества, и становятся причиной того, что на многих (даже потомственных) казаков в России часто смотрят, мягко говоря, с некоторым недоверием. Именно «ряженая сотня» внешне и превращает саму идею возрождения казачьих традиций служению Отечеству в фарс. Ведь многие наши соотечественники в силу целого ряда объективных причин потеряли всякую надежду определить для себя, есть ли в современной России настоящие казаки вообще. А если есть, то готовы ли они предложить свои услуги для укрепления безопасности страны?.. И нужны ли их услуги современной России и ее гражданам?
Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.
С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.
Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:
Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было.
Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.
Казачий патруль в Москве в работе
После того нашумевшего рейда сам первый зам атамана ВКО «Центральное казачье войско» генерал Колесников заявил, что первую попытку можно назвать не самой удачной. Очевидно, обсуждались и новые попытки принятия участия казаков в рейдах по Москве, но систематическими эти рейды явно не стали. Видимо, всё дело в том, что сами власти (не только региональные, но и федеральные) до сих пор не решили, что же им делать с таким «счастьем» (или без кавычек?) как современное казачество. Дашь полномочия, - думает власть, - могут и на шею сесть; не дашь полномочий, - потеряется электорат, а голоса ой как нужны… В общем, целая дилемма.
Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.
Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.
Поднятие государственного флага в Матвея Платова
кадетском казачьем корпусе (Воронежская область)
Зимние сборы кадетов Матвея Платова
кадетского казачьего корпуса (Воронежская область)
На этом, казалось бы, благостном фоне взаимодействия казаков и официальных властей та же Воронежская область превращается в место активного противостояния казачьих дружин с теми, кто пытается продвинуть бизнес-проект по разработке никелевых месторождений в Хоперском заповеднике. Компания, которая уже в ближайшее время собирается начать разработки никеля на территории так называемого Еланского месторождения, встречает невиданное для современной России сопротивление общественности, на поддержку которой встали и казаки. В течение нескольких месяцев в месте, где разработчик собирается проводить добычу металла (а это буквально самое сердце плодородных черноземов России), казаками Второго Хоперского округа выставлены посты. Казаки уже пообещали, что если на территории заповедника увидят тяжелую технику и людей, готовящихся к разработке воронежских недр, они готовы дать настоящий бой представителям добывающей компании.
Казачий пост на месте подготовки к разработкам никелевого месторождения
(Воронежская область) (беседа с полицией)
Эти слова казачьих атаманов вызвали одобрение со стороны местного населения и ситуация стала выглядеть весьма напряженной еще и потому, что в одном из своих интервью губернатор Гордеев заявлял, что не позволит губить воронежские черноземы ровно до того момента, пока он занимает губернаторское кресло. Однако, несмотря на это бизнес-лобби продвигает идею безопасности разработок. Правда, при этом представители этого самого лобби не упоминают о том, что о никелевом месторождении под Воронежем было известно еще в советские годы. Но в то время целым рядом ученых были опубликованы материалы, согласно которым добыча никеля в Черноземье может привести к тяжелейшим экологическим последствиям. Мало того, содержание никеля в руде в области относительно невысокое, а потому не факт, что добыча будет рентабельной. Перспектива получить у себя под боком вместо плодородных почв фактически обезвоженную и изрытую пустыню, которая может со временем быть объявлена «не совсем удачным итогом проекта добычи никеля» – явно не впечатляет воронежцев.
Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно - представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.
Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно - представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.
Полиция всё активнее посещает казачий пост
После этого «первого боя за никель» общественность снова разделилась. Одни назвали казаков «ряжеными пиарщиками», другие, наоборот, вступились за них, заявляя, что это, по всей видимости, единственная сила, которая еще что-то может противопоставить варварскому отношению к российским богатствам.
Обращение казаков к президенту Владимиру Путину
Эта история красноречиво иллюстрирует ситуацию с российским казачеством, назначение которого пока явно не определено со стороны государства. При этом мы сами забываем о том, что далеко не всегда интересы казачества и государства в России совпадали… Значит ли это, что современное казачество (выводя за скобки лиц, на казачестве паразитирующих) – сила, которая на самом деле представляет собой далеко не «потешную армию», и готовая стоять не на страже интересов исключительно своих лидеров и олигархов, а - на страже интересов народа? Сложный вопрос… Ведь и казаки разные, и остальной народ – далеко не однородная субстанция…
А вот и яркий представитель "ряженой сотни"
Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.
Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.
Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.
Источник.
Похожие темы
» Современное казачество: традиции не забыты
» Что представляет собой современное казачество и зачем оно власти
» Приглашение к участию в работе IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом»
» ПРЕСС-РЕЛИЗ: Об открытии и программе IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом»
» Казачество России в настоящее время
» Что представляет собой современное казачество и зачем оно власти
» Приглашение к участию в работе IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом»
» ПРЕСС-РЕЛИЗ: Об открытии и программе IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом»
» Казачество России в настоящее время
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения