О казаках северских и донецких
Страница 1 из 1
О казаках северских и донецких
Случалось ли вам задуматься, почему река, питающая большую часть Донбасса называется Северским Донцом?
В самом деле, название Донец – уменьшительная форма от Дон, в значении «сын Дона». Точно такой же природы и множественное число от слова «донец» - донцы, несущее смысл - сыновья дона – донские казаки. Кажется, это не сложно и не вызывает споров – наша река Донец и донские казаки – дети Дона, «Дона Иваныча», как образно называют в древнем фольклоре одну из великих рек Отечества - Дон.
В самом деле, название Донец – уменьшительная форма от Дон, в значении «сын Дона». Точно такой же природы и множественное число от слова «донец» - донцы, несущее смысл - сыновья дона – донские казаки. Кажется, это не сложно и не вызывает споров – наша река Донец и донские казаки – дети Дона, «Дона Иваныча», как образно называют в древнем фольклоре одну из великих рек Отечества - Дон.
Ну а теперь другая часть названия – Северский. Многим должно быть известно, что этот эпитет гидроним Донец получил от Северской земли, в которой находятся верховья его бассейна.
Согласно «Этимологическому словарю Фасмера»: «Се́верщина она же Северская земля, Северная страна, Севея, Сиверия (укр. Сіверщина) — историко-географическая область в VIII—XVII веках. Располагалась на северо-востоке современной Украины и на юго-западе современной России.
До того, как восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным у них племенем.»
В разное время к Северщинеотносились Чернигов, Переяславль, Севск,Глухов, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Полтава, а также Брянск, Белгород и Курск.
В настоящее время Се́верщина это Черниговская, Сумская, Харьковская, часть Полтавской области Украины и Брянская, Курская, Белгородская, Орловская, Тульская, Калужская области России.
С VIII по X век на этой земле жили племена Вятичей и Северян. При этом вятичи, как и многие другие племенные союзы, покинули историческую сцену и перемешавшись с другими, вошли в состав великорусской народности.
Что же до северян, отчасти славян, а отчасти потомков протоболгар-савиров, то история распорядилась здесь иначе.Считается,что они послужили одним из элементов образования малорусской народности в пределах нынешних Черниговской и Полтавской областей Украины. К тому же, о чём сейчас забывают напоминать, потомками Северян были загадочные севрюки, о которых речь пойдёт позже…..
Итак, в XI веке, вскоре после образования Переяславского княжества на Северской земле возникло и просуществовало до XIII века одно из наиболее крупных и мощных государственных образований Руси - Черни́говское княжество. Столицей княжетва был исторический соперник Киева – Чернигов, бо́льшая часть земель которого располагалась на левом берегу Днепра, в бассейне Десны и Сейма.
В состав Черниговского княжества входили Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Любеч, Рыльск, Трубчевск и Карачев.
И всё же вторым после Чернигова в княжестве был Новгород-Северский, ставший в 1097 году столицей одноименного Но́вгород-Се́верского княжества.
К сожалению, в 1239 году Северскую землю опустошили монголо-татары и вскоре она распалась на ряд самостоятельных княжеств, самым влиятельным из которых стало Брянское, а Брянский князь стал носить титул великого князя Черниговского.
Тем не менее, в XV веке большая часть Черниговско-Северской земли, включая земли по Донцу и Осколу, была отвоевана у Золотой Орды Великим княжеством Литовским, но не надолго. С 1500 по 1510 года, из-за притеснения православных в Литве, северские князья со своими землями перешли под патронаж Москвы, а Северская земля стала называться "польской", т.е. полевой Украиной без какого-либо намёка на связь с Польшей.
Согласно «Этимологическому словарю Фасмера»: «Се́верщина она же Северская земля, Северная страна, Севея, Сиверия (укр. Сіверщина) — историко-географическая область в VIII—XVII веках. Располагалась на северо-востоке современной Украины и на юго-западе современной России.
До того, как восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным у них племенем.»
В разное время к Северщинеотносились Чернигов, Переяславль, Севск,Глухов, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Полтава, а также Брянск, Белгород и Курск.
В настоящее время Се́верщина это Черниговская, Сумская, Харьковская, часть Полтавской области Украины и Брянская, Курская, Белгородская, Орловская, Тульская, Калужская области России.
С VIII по X век на этой земле жили племена Вятичей и Северян. При этом вятичи, как и многие другие племенные союзы, покинули историческую сцену и перемешавшись с другими, вошли в состав великорусской народности.
Что же до северян, отчасти славян, а отчасти потомков протоболгар-савиров, то история распорядилась здесь иначе.Считается,что они послужили одним из элементов образования малорусской народности в пределах нынешних Черниговской и Полтавской областей Украины. К тому же, о чём сейчас забывают напоминать, потомками Северян были загадочные севрюки, о которых речь пойдёт позже…..
Итак, в XI веке, вскоре после образования Переяславского княжества на Северской земле возникло и просуществовало до XIII века одно из наиболее крупных и мощных государственных образований Руси - Черни́говское княжество. Столицей княжетва был исторический соперник Киева – Чернигов, бо́льшая часть земель которого располагалась на левом берегу Днепра, в бассейне Десны и Сейма.
В состав Черниговского княжества входили Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Любеч, Рыльск, Трубчевск и Карачев.
И всё же вторым после Чернигова в княжестве был Новгород-Северский, ставший в 1097 году столицей одноименного Но́вгород-Се́верского княжества.
К сожалению, в 1239 году Северскую землю опустошили монголо-татары и вскоре она распалась на ряд самостоятельных княжеств, самым влиятельным из которых стало Брянское, а Брянский князь стал носить титул великого князя Черниговского.
Тем не менее, в XV веке большая часть Черниговско-Северской земли, включая земли по Донцу и Осколу, была отвоевана у Золотой Орды Великим княжеством Литовским, но не надолго. С 1500 по 1510 года, из-за притеснения православных в Литве, северские князья со своими землями перешли под патронаж Москвы, а Северская земля стала называться "польской", т.е. полевой Украиной без какого-либо намёка на связь с Польшей.
Значение Северской земли в становлении русской государственности
Северская земля сыграла огромную роль в становлении русского государства с его уникальной культурой, духовностью и языком.
Первыми черниговскими князьями были Ярославичи, потомки Ярослава Мудрого. Даже князь Владимир Маномах, прежде чем занять великокняжеский престол в Киеве, был черниговским князем. Впрочем, и не только он, Юрий Долгорукий - основатель Москвы и всей Московской Руси тоже был Сиверским князем. О значимости Северской земли свидетельствует и то, что после присоединения её в 1517—1523 годах к Русскому государству в титуле царя Ивана IV Васильевича Грозного появилось дополнение «Северныя страны Повелитель», причём это владение оставалось в титуле российских царей вплоть до императорства Александра III.
Первыми черниговскими князьями были Ярославичи, потомки Ярослава Мудрого. Даже князь Владимир Маномах, прежде чем занять великокняжеский престол в Киеве, был черниговским князем. Впрочем, и не только он, Юрий Долгорукий - основатель Москвы и всей Московской Руси тоже был Сиверским князем. О значимости Северской земли свидетельствует и то, что после присоединения её в 1517—1523 годах к Русскому государству в титуле царя Ивана IV Васильевича Грозного появилось дополнение «Северныя страны Повелитель», причём это владение оставалось в титуле российских царей вплоть до императорства Александра III.
Re: О казаках северских и донецких
С древней историей Северщины связано и раннее распространение христианства. Так уже в 992 году в Чернигове была открыта самостоятельная епархия, а первым епископом её был Неофит. По удивительному совпадению: имя Неофит от др.- греч. νεόφυτος — недавно насаждённый.
К тому же в Чернигове сохранился и старейший из всех русских соборных храмов — Спасо-Преображенский собор. Его постройка была начата ещё при Мстиславе Тмутараканском, т.е. до 1034 года. И потому этот храм древнее Софийских соборов как Киева, так и Новгорода.
Следует помнить, что и основатели Киево-Печерской лавры преподобные Антоний и Феодосий оба были из Северщины. Преподобный Антоний Печерский был родом из Любеча. А Феодосий родился неподалёку от Курска.
И наконец, самое первое русское литературное произведение – «Слово о полку Игореве» повествует о походе Новгород-Сиверского князя Игоря против половцев (1150—1202). Причём, по мнению некоторых авторов, язык «Слова» был близок к некоторым брянским диалектам, старокиевскому, а не к позднему малороссийскому с характерным избытком полонизмов.
Следует помнить, что и основатели Киево-Печерской лавры преподобные Антоний и Феодосий оба были из Северщины. Преподобный Антоний Печерский был родом из Любеча. А Феодосий родился неподалёку от Курска.
И наконец, самое первое русское литературное произведение – «Слово о полку Игореве» повествует о походе Новгород-Сиверского князя Игоря против половцев (1150—1202). Причём, по мнению некоторых авторов, язык «Слова» был близок к некоторым брянским диалектам, старокиевскому, а не к позднему малороссийскому с характерным избытком полонизмов.
Севрюки - северские казаки
В XIV веке на Северских землях появилось исключительно татарское княжество Мансура, но уже к XV веку здесь обнаруживаются Севрюки, о которых донской историк Евграф Савельев пишет: «В пределах древнего княжества Северского, во всех главных и пограничных городах, как-то: Чернигове, Новгороде Северском, Стародубе, Путивле, Рыльске и др. основались казаки Северские или Севрюки, в состав которых входили частью Черкасы, остатки хазар и Черных Клобуков, частью переселившиеся, под давлением татар, с Дона»(106)(Глава VІ-я. Донское поле в ХV и ХVІ в.в.)
О севрюках писали Лев Гумилёв, а Николай Костомаров, представлял сиверскую вольницу подобием запорожской. Но так или иначе, смешавшись с потомками племени Северян - севрюки вели полукочевой образ жизни в порубежье Дикого Поля.
В своих ухожьях, так назывались их угодья, онизанимались различными промыслами, главным образом бортничеством, бобровыми ловами, охотой на дикого зверя и рыбной ловлей. Жили они на границе Поля и лесной зоны и обладая при этом большим адаптационным рессурсом, сохранились на Северщине вплоть до XVII века.
В этот же период, с XV по XVII век, севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств, и судя по всему, во многом походили на ранних запорожских, донских и других подобных казаков и также как они обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
Это о них, о Севрюках, писатель и краевед курской земли Е.Л.Марков писал следующее: "постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные".
Стоит заметить,что до того как в Поле стали высылаться московские войска, на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской землии сопровождение в качестве проводников, вожжей, военных отрядов детей боярских, преследовавших крымцев, чтобы отбить захваченную добычу и пленных.
С приходом XVI столетия началось активное освоение той части Северщины (которая по прошествии столетий станет Брянской, Курской и Белгородской областями) служилыми московскими людьми. Одновременно начался и постепенный исход севрюков с Московской Северщины на Дон, Волгу и Запорожье. Оставшиеся же на Северщине стали крестьянами или "поверсталась" в служилые Московского государства.
В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, а позже участвовали в восстании под предводительством атамана Ивана Болотникова. Москва, не принимала свободолюбие Севрюков, постоянно подвергала их гонениям и при всяком удобном случае старалась снизить их численность.
В итоге севрюки ассимилировались среди населения Великой и Малой Руси, отчасти переселились в восточную Белоруссию и на вольные земли, принеся туда особенности своего диалекта и внешности.
Одни из них влились в сообщество Низовых Донцов, другие смешались с Запорожскими казаками, чем спровоцировали отождествление, встречающееся в исторической литературе, Запорожцев и Севрюков (Савельев, Яворницкий).
Тем не менее Севрюки – это отдельный от собственно Верховых Донцов этнос, занимающий промежуточное положение между Малороссами и казаками Верхнего Дона (часто именуемых Чигами), диалекты которого больше всего схожи с великорусскими.
Продолжение следует...
Источник.
Похожие темы
» inoСМИ.ru о казаках
» Заявление об «армянских казаках» направлено в СНБ
» В Армении распространяют ложь о казаках
» Выставка о забайкальских казаках откроется в ЗабГУ
» О санкциях, американских сагибах и бородатых казаках на медведях
» Заявление об «армянских казаках» направлено в СНБ
» В Армении распространяют ложь о казаках
» Выставка о забайкальских казаках откроется в ЗабГУ
» О санкциях, американских сагибах и бородатых казаках на медведях
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения