Казаки Белгородчины
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Скажи мне правду, атаман!

Перейти вниз

Скажи мне правду, атаман! Empty Скажи мне правду, атаман!

Сообщение  Григорий Мелехов Пт Фев 22, 2013 3:33 pm



Екатерина Разина, Нижнекамское Время, №8/2013.

Получив задание от редакции взять интервью у казака, на беседу я ехала, признаться, волнуясь. В голове так и крутился образ длинноусого всадника на вороном коне с нагайкой в руках. Однако навстречу ко мне вышел обычный, обаятельный мужчина. Вместо коня – «Лада Калина», а вместо нагайки - сотовый телефон. Ярослав Захаров - рядовой рабочий химкомбината и казак по состоянию души. Именно так Ярослав Геннадьевич говорит о себе.

Среди своих единомышленников Ярослав Захаров, для друзей просто Захар, прослыл ярым борцом за патриотизм. Видимо, потому в станице Старый Город его, родового казака, выбрали атаманом. Во время беседы Ярослав Геннадьевич не раз повторяет : «Нельзя забывать, откуда мы и кто наши предки». Поэтому все казаки станицы Старый Город (находится она в Старошешминске) одеты в самобытные костюмы. И если ещё несколько веков назад для того, чтобы одеть казака на службу, семье приходилось распродавать большую часть хозяйства, включая самое ценное – быков, то сегодня современные казаки обходятся своими силами.

Стоимость одного костюма, по словам Ярослава Геннадьевича, обходится в 6-7 тысяч рублей. Все казаки Нижнекамского района люди рабочие, потому эти деньги, как и в старину, выделяются из честно нажитого семейного бюджета. А куда деваться, без обмундирования в казаки не примут, это одно из условий. Ярослав Захаров, рассказал, что в скором времени казаки надеются одеть в традиционные наряды и своих жен. Да и жены вроде не против. Все они вместе с детьми, а в станице не меньше 25 семей, разделяют интересы своих мужей.

Как оказалось, стать казаком может любой желающий. Главное, по словам станичного атамана, чтобы за этого человека поручились два казака. И если новичок разделяет устав, и в душе он казак, да к тому же настоящий патриот, то тогда милости просим. Ни национальность, ни даже возраст значения не имеют. Я сразу же спросила, а как сам Ярослав Захаров относится к значению слова «казак», считает ли он это национальностю?

«Лично я в переписи написал, что я казак, - сказал мне Захар. - Но если честно, иной раз меня смущает то, что казаки (многие из них родовые) путают политические игры со службой Родине. Это не нужно путать. Мы должны служить Родине, а какой мы национальности не имеет значения. Казак – это всё-таки состояние души. Это образ жизни. Это не национальность, потому что приток в казачество всегда был большой, национальности здесь разные. Это, скорее народ в народе».

Конечно, меня не мог не интересовать вопрос о том, откуда же в нашем районе взялись родовые казаки. Ярослав Захаров уверенно отвечает: казаки в наших краях не просто жили, но о их существовании даже сам царь знал. Именно сюда в конце 17-го века, по словам Ярослава Геннадьевича, и пришли казаки, после чего здесь была образована Старая Закамская линия. Остроги с гарнизонами из казаков составили своего рода линию укреплений от набегов врага. Ещё тогда Шешминскую крепость населяли белопахотные казаки. Их численность составляла 137 человек. Сегодня Ярослав Захаров пытается воссоздать эту историю. К счастью современных казаков, с врагом в наши дни бороться не нужно, зато сейчас идет «ежедневная борьба» за сохранение наследия истории.

Вот и Ярослав Геннадьевич без дела не сидит. Сейчас он получает высшее образование в педагогическом вузе. Совсем скоро станичный атаман станет дипломированным учителем истории. С этим связана его главная мечта – построить кадетскую школу, где можно будет воспитывать настоящих кавалеристов. Правда, во время интервью именно на эту тему мужчина говорил меньше всего. Боялся спугнуть удачу. Страхи, хоть и суеверные, у казаков, оказывается, тоже имеются.

Впрочем, кое-что мне всё-таки удалось выведать. Школу Ярослав Захаров и его единомышленники задумывают построить в Старошешминске, обучаться с 5-го по 11-ый класс там смогут мальчики. Ведь ещё в далеком прошлом, рассказывает Ярослав Геннадьевич, маленький казачок воспитывался отдельно от матери. До 11-ти лет он был с матерью, а после переходил на сторону мужчин. Был такой обычай: все тёплые вещи и одеяла у него забирали и говорили: «Ты теперь не дите, а воин, так что привыкай». Конечно, сейчас, уверяет станичный атаман, детей тепла никто лишать не будет, всё это история, наше время диктует другие правила. Но вот воспитать из них патриотов, дать им хорошее физическое воспитание, преподавать им уроки танцев, в общем, сделать из них галантных и сильных, воспитанных мужчин сегодня в наших силах, уверен казак. В будущей школе не столько хотят воспитывать казаков, сколько кавалеристов. Парней с красивой выправкой, грациозно гарцующих на лошадях. Но пока все задумки остаются в проектах. Ярослав Захаров понимает: для воплощения этой мечты, нужны время и, конечно, деньги. Сейчас казак ищет финансовой поддержки и не перестает твёрдо, по-казачьи лихо идти к своей цели.

Пока же станичный атаман гордится тем, что они вместе с другими казаками даже праздники умудряются проводить в своей станице. Где предприятия помогут, где добрые люди, где своими силами обходятся. Мечта атамана этим летом провести большой казачий праздник «Гуляй-поле». Здесь, кроме «шермицы» - это специальная игра для маленьких казачков, где их учат владеть оружием и уметь постоять за себя, планируются выступления местных казачьих ансамблей. Обязательно выступят нижнекамские коллективы «Красота» и «Забава», а также гости из Казани, Бугульмы.«Гуляй-поле» - это праздник казачьей романтики под открытым небом. Здесь и полевая кухня, и песни у костра и катание на лошадях.

В обычной жизни казаки часто встречаются и не только обсуждают глобальные проблемы, но и практически по- семейному решают насущные вопросы. Помогают друг другу, например, с переездом, или все вместе сообща навещают братьев-казаков в соседнем Мензелинске.

А потом начинается рабочая неделя, и казаки опять перевоплощаются в киповцев, инженеров, строителей. Хотя в душе всё равно остаются вольнолюбивыми, лихими казаками, всегда готовыми прийти на помощь не только друг другу, но и самое главное, Родине.

КАЗАЧЕСТВО БЫЛО СОСЛОВИЕМ

Георгий Вилинбахов, главный герольдмейстер России, член комиссии, член президентского совета по казачеству:

- Казачество было сословием, а у нас государство не сословное. Однако проблема есть, поскольку некая общность людей считает себя казаками. Может, она таким образом самоидентифицируется как общность, но запретить им объединяться сложно, и относиться к этому можно по- разному.

Казачество всегда было частью Вооруженных сил России, и поэтому, когда они стали объединяться, то встал вопрос о форме, наградах, знаменах. Поскольку процесс объединения остановить было сложно, то появился указ президента о создании совета, который должен был в определенной степени регламентировать деятельность этих объединений. Решение было правильным, так как государство должно найти ту форму, которая удовлетворяла бы желания граждан объединяться и приносить какую-то пользу государству.

Что касается практической деятельности нашей службы, то принято несколько актов, которые стали вводить в некое русло жизнь казачьих объединений. Например, была разработана форменная система, резко сокращены награды, введен запрет на использование наград с госсимволликой.

В работе комиссии есть направления, связанные с образованием, прохождением воинской службы. Ими занимаются профессионалы.

Профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ), доктор политических наук Сергей Сергеев:

- Вторая половина ХХ в. стала временем возрождения некоторых старых и создания новых идентичностей (идентичность – осознание своей принадлежности к той или иной группе). Появились неоязычники, поклонники Одина, Перуна и Тора. Cреди них есть люди, склоняющиеся к фашизму и нацизму, но есть и вполне либеральные неоязыческие группы. Другие люди называют себя джедаями, хоббитами или орками, организуются в сообщества, проводят ролевые игры. Поэтому, если кто-то захотел стать казаком, чувствует в себе какие-то казачьи корни – почему бы и нет? Но нужно понимать, что казаки, рыцари или неоязычники – это социальные и культурные группы, существовавшие в прошлом, причем в тех условиях, которые ушли и уже никогда не возродятся. То же казачество, как социальная группа, как институт и как культурная форма, исчезло уже к началу 1930-х годов. Поэтому подобные группы могут быть, строго говоря, лишь инсценировкой (по выражению Л. Ионина), воспроизведением каких-то внешних особенностей того, что безвозвратно ушло. Эта старая форма со временем может наполниться каким-то новым содержанием, найти себе место в современном обществе, обрести какие-то функции, а может и остаться карнавалом. Но и карнавал тоже нужен обществу.

КАЗАКОВ ПОДДЕРЖИВАЕМ

Поделился мнением о местном казачестве советник главы Нижнекамского муниципального района Григорий Китанов:

Казачество сейчас развивается, тем более что при аппарате Президента России есть отдел, который занимается кураторством казаков и видно, что В.Путин уделяет этому серьезное внимание. Не только кадетскому движению, но и казачеству. История такова, что если копнуть, то увидим, что раньше даже казаки - мусульмане были.

Сейчас в Нижнекамске идет формирование станиц «Старый город» и «Нижнекамская». В большинстве своем в них, конечно же, христиане, но и мусульмане не редкость. Туда вступают по благословению благочинного, а мусульмане идут к Юсуф - хазрату. Их собрания называются «кругом», я неоднократно присутствовал на них. Сначала с напутствием выступает священник, а вслед за ним мулла. Потом приносят что-то вроде клятвы. В настоящее время в обеих станицах примерно по два десятка казаков.

У них есть план работы, в основном – занятие патриотическим воспитанием подрастающего поколения, работа выездных лагерей. Самый главный вопрос – защита Отечества. По их правилам, недопустимо употребление спиртного и курение. А это, согласитесь, достойно уважения. Они принимают участие во всех городских мероприятиях, у них своя, на мой взгляд, очень красивая форма. На Дне призывника в политехническом колледже выступил их атаман Ярослав Захаров, показал приемы владения шашкой.

Им хочется, чтоб у них были лошади для патрулирования городских микрорайонов, есть желание заняться наведением порядка и дисциплины. Насколько это реально - сказать пока трудно, ведь в республике нет отношения к казакам как такового. Однако, если на уровне президента России эти вопросы получили поддержку, то дойдет и до Татарстана. Надо, чтоб их признала власть. У нас общие планы по наведению порядка, и это никак не должно разниться, все должно быть согласовано. Ведь работать, вносить лепту в культуру и порядок – должно быть общегородским делом.

Немного из истории: в Старошешминске был укрепвал, жили в селе казаки - верные государевы слуги. Это всегда было так. По мере надобности помогаю им всегда. Когда работал в должности зам. руководителя исполкома - они формировались при мне - помогали регистрировать Устав, постоянно приглашали на совещания, вовлекали в общественную деятельность. Обязательно приглашаем на религиозные праздники. Их вид, надо заметить, дисциплинирует, вызывает уважение. А казачки! Во все времена они олицетворяли собой красоту, целомудрие!

Почему бы их не поддержать, если от них идет добро и порядок. Конечно, поддерживаю! И буду поддерживать!

КАЗАКИ? У НАС? ДА ЛАДНО…

Корреспондент «НВ» поинтересовался у горожан знают ли они о том, что в Нижнекамске есть казаки, и как они относятся к этим людям.

Евгений, 20 лет: - Про казаков первый раз слышу, но к появлению в нашем городе казачества отношусь только положительно. На мой взгляд - это хорошая идея. Если учесть, что у нас есть уже кадетская школа, школа МЧС, то это добавило бы разнообразия. Ну, а если они базируются в «Патриоте», то вообще здорово. Можно без проблем туда добираться, и места там достаточно для каких-то тренировочных процессов. Мне это нравится, и я отношусь к казачеству только положительно.

Ильсияр, 15 лет: - Никогда не слышала про нижнекамских казаков. А кто это? Может, просто не обращала внимания, потому что меня этот вопрос, честно говоря, не очень интересует. Если хотят, то пусть будут.

Альбина, 19 лет: - Слышать про казаков мне как-то не приходилось. Появятся у нас в Нижнекамске? Да ладно! Они вроде должны быть с узкими глазами. Нет? Ну тогда не знаю… Наверно, я что-то путаю. Ну пусть будут - интересно же!

Гузель, 48 лет: - Про то, что в Нижнекамске есть казачество, я узнала от подруги, которая ходила на их концерт. Я ко всем хорошо отношусь и против казаков ничего не имею. Думаю,что их появление окажет только положительное влияние на людей, на обстановку в городе. Про казаков мы знаем, наверно только по фильмам, думаю, что они нравятся всем. Я только за!

Альфинур, 72 года: - Казаки? ! Мне все равно. Все хороши для меня - и русские, и чуваши. Пусть будут и казаки! Мы не против! Если нам ничего плохого люди не делают, то мы только за. Если будут следить за порядком, то совсем хорошо.

Танзиля, 58 лет: - Никогда не слышала, чтоб в Нижнекамске были казаки. Ну раз люди хотят, то пускай будет казачество. Почему бы и нет? Поддерживаю. Их желание заниматься охраной правопорядка и воспитанием молодежи только похвально. Хотелось бы посмотреть, конечно, как они будут работать.Я даю добро. Пускай будут.

Олег, 35 лет: - Я, к сожалению, ничего не знаю про местных казаков. Но могу сказать, что отношусь к ним вполне нормально. Поддерживаю их желание принимать участие в жизни города. Лично мне нравится, что их волнуют самые актуальные вопросы - воспитание молодежи, патриотизм. Одним словом - я не против.

Источник.
Григорий Мелехов
Григорий Мелехов
Администратор

Сообщения : 5641
Репутация : 1
Дата регистрации : 2013-01-06

http://kazaki-belogorja.forumgrad.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения