Проблемы современного казачества. Размышления после круга
Страница 1 из 1
Проблемы современного казачества. Размышления после круга
14 сентября прошел очередной казачий Круг Терского войскового казачьего войска. Сразу оговорюсь, что подготовлен он крайне неорганизованно. Начался Круг с большим опозданием, приглашенных было настолько много, что во Дворце культуры г. Ессентуки не досталось мест даже выборным казакам. Перед началом Круга слышались разговоры о том, что на этом важном казачьем мероприятии будет переизбран атаман ТКВ Клименко С.А. или же ему и его правлению выразят недоверие, а через три месяца казаки соберутся на внеочередной Круг, чтобы избрать нового атамана. Мнения разделились, практически, поровну, что и показало последующее голосование. За оценку признать работу войскового атамана и правления «удовлетворительно» проголосовало 175 выборных делегата, а за оценку «неудовлетворительно – 171. Разница в четыре голоса.
Почему же такое происходит в реестровом казачестве. Совсем недавно – 31 августа в пос. Рыздвяном проходил казачий Круг общественной казачьей организации - Ставропольского казачьего войска, но там подобного не наблюдалось. Круг СКВ прошел в спокойной и деловой обстановке. Деятельность атамана Стригунова Д.В. получила удовлетворительную оценку, за которую проголосовало 100% делегатов.
А вот в Терском войсковом (реестровом) казачьем обществе, где, казалось бы, должны быть дисциплина и порядок, наблюдалось совсем другое. Первые выступающие Ермолов А.И. (атаман Средне-кубанского районного казачьего общества), Шевцов В.К.(бывший атаман ТКВ), Воротынцев Д.В. (председатель совета стариков Свято-Крестовского районного казачьего общества), Колонтаев В.И. (ветеран Ермоловского батальона) в своих выступлениях дали удовлетворительную оценку работе атамана Клименко С.А. К сожалению, атаманы окружных казачьих обществ Фалько А.Н., (Ставропольского), Черкашин Н.М. (Терско-Сунженского), Едзиев Х.К. (Аланского) дали войсковому атаману отрицательную оценку. Не знаю, давали ли они такую оценку от себя или от казаков. Если от себя, то попросту должны уйти в отставку, а если от казаков, то не имели права, так как на такую оценку должны давать согласие казаки на окружном Круге.
В казачьем Круге ТВКО принял участие управляющий Ставропольской и Невинномысской епархии, председатель Синодального комитета Русской Православной церкви митрополит Кирилл. Он выступил перед выборными делегатами и напомнил, что казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятву, данную перед казачьими обществами и перед Господом Богом на Евангелии, соблюдали свято, чтили праздники Господни и строго соблюдали праздники религиозные. Митрополит отметил, что в последнее время среди терского казачества наблюдается непонятное «брожение». До него доходят слухи, что имеются редкие случаи вступления казаков в ряды язычников, а некоторые казаки, не зная, что делать, отошли в сторону от всяких казачьих организаций. И в этом большую вину митрополит возложил на войскового атамана и атаманов казачьих округов. Владыка отметил, что в настоящее время, когда на Кавказе появилось множество сект, казачеству, как боголюбимому народу, нужно единство, а дорогу к единству казаков во все века указывала Православная церковь. У казачества не будет будущего без воцерковления. Митрополит наложил на войскового атамана, как православного христианина, эпитимию на сорок дней. Это очень строгое наказание, в течение которого он обязан молиться, соблюдать пост, совершать паломничество и др. Наверное, впервые за всю историю ТКВ войсковой атаман получил такое строгое наказание. Но получил он его не только за свои грехи, но и за грехи всех казаков, которым следует внимательно вникнуть в слова, сказанные митрополитом. Казаки обязаны постоянно ходить в церковь и просить прощения у Господа Бога, как и войсковой атаман.
На следующий год казачество Ставрополья будет отмечать 25-летний юбилей со времени появления первых казачьих обществ. Казаки с самого начала своего возрождения заявили о себе как о народе, имеющем многовековые традиции, культуры, обычаи и принимали множество решений по принятию различных документов по казачьему компоненту. За прошедшее время по настоянию казаков российским государством принято много документов, Среди них стоит отметить «Декларацию российского казачества» (1990 г.), Закон «О реабилитации репрессированных народов» (1991г.), которые легли в основу множества других документов. К сожалению, большинство из них носили политический и декларативный характер.
В августе 1995 года Президентом Б.Н. Ельциным был подписан Указ «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». С этим указом казаки связывали большие надежды. Значительная часть казачества РФ вошла в государственный реестр, другая часть осталась на положении общественных организаций. Принятый 5 декабря 2005 года Государственной Думой Российской Федерации закон №154 позволял получать реестровому казачеству серьезную материальную помощь от региональных и местных бюджетов. Это стало хорошим подспорьем в развитии казачьих обществ. Однако финансовая помощь имеет и обратную сторону. Федеральные, региональные и местные власти стали активно вмешиваться в жизнь казачьих обществ. В настоящее время казачьи общества не могут, практически все свои действия, решать без согласия властей. И если в 1994 году казакам Ставрополья удалось в станице Воровсколесской Андроповского района установить казачье самоуправление (которое вскоре было прекращено). То теперь на небольшие ростки казачьей демократии, пришли жесткое администрирование и контроль. Власти утверждают, что раз мы даем вам (казакам) деньги, так будьте добры, выполняйте то, что не вы, а мы хотим. Власти нередко не замечают или, попросту, игнорируют решения Кругов казачьих обществ. Казаки становятся придатком милости государственных мужей. Не случайно на прошедший казачий Круг не прибыли представители руководства СКФО, власти Ставропольского края (хотя их представители были объявлены в состав президиума).
Допустим, что им не люб атаман Клименко С.А. Но в прошлом году его кандидатура перед выборами согласовывалась с органами государственной власти всех рангов и его избрал казачий Круг. В течение года Клименко С.А. пытался достучаться до государевых мужей, но помощи никакой не получал. В своих неоднократных просьбах он, по сути дела, ничего лишнего и не просил. Ему хотелось, чтобы государевы мужи, выполнили свои обещания, данные ими казакам на прошедшем в 2012 году казачьем Круге. Клименко С.А. избирали казаки и в первую очередь он им подчинен и их волю обязан выполнять, разумеется, чтобы все это шло на пользу и государственной власти.
К великому сожалению, власти хотят, чтобы казаки выполняли только государственную службу, а о возрождении традиций казачьего самоуправления, традиционного землевладения и землепользования, не ведется речи. Как утверждает бывший атаман Кубанского казачьего войска Громов В.П.: «…на смену этнокультурному возрождению казаков приходит так называемая государственная служба. Казачье движение утрачивает свою роль элемента гражданского общества, превращаясь в своего рода коммерческий проект». (Журнал «Казарла» №1, 2013 г.)
Все нормативные акты РФ по казачьим вопросам, Уставы всех казачьих войск позволяют вступать в казачьи общества любому православному гражданину, а реестр утверждает, если ты служишь, то казак, а не служишь, то не казак. Но казаки это народ и они не вовсе времена своей жизни могут исполнять государственную службу.
События, происходящие в казачьих обществах в последнее время, приводят казаков в недоумение. Они не знают, что дальше делать и по какому пути идти. Особенно этот вопрос волнует родовых (потомственных) казаков. Молодежь, совсем недавно, вступившая в казачьи общества, не зная истории, традиций, культуры, обычаев казачества, позволяет оскорблять, унижать тех казаков, кто поднял в конце 80-х годов ХХ века знамя возрождения казачества, стариков. В программе Ставропольского края работе по государственной службе военно-патриотического воспитания подрастающего поколения уделено значительное внимание, но результаты далеки от желаемого. Коммерческая составляющая превалирует над здравым смыслом. Разве допустимо было на Круге выкрикивать и перебивать выступление митрополита Кирилла. И выкрики раздавались с тех мест, где располагалась, в основном, молодежь.
Приоритет только на государственную службу, (а в последнее время к созданию казачьих дружин по охране общественного порядка) приводит казаков к разочарованию, они теряют авторитет у населения. Мне неоднократно в этой связи приходиться приводить слова Куприна А.И., который на вопрос о прошлом и будущем казачества отметил: «… не только ошибкой, но и государственным преступлением было посылать казаков усмирять внутренние уличные беспорядки (имеется в виду начало ХХ века – П.Ф.). Это развращает одних, возбуждает других и родит взаимное неуважение. На это есть хорошо оплачиваемая, хорошо вооруженная и хорошо воспитанная полиция. Казаков в моральном (выд.авт.) отношении надо беречь пуще глаза. Казак драгоценный союзник в охране Государства…». А председатель Терского правительства (дореволюционного – П.Ф.) Букановский Е.А. отметил: «Казачество веками стояло живою изгородью на рубежах Российского государства. Непрерывным наступательным движением оно раздвигало его границы и, как игла тянет нить, влекло за собою длинные вереницы русского народа». (там же).
Я не делил и не делю казаков на реестровых и не реестровых. Настоящего казака я отношу к народу, имеющего свои древние историю, традиции, культуру, обычаи и даже гутар (язык). За двадцать с лишним лет мы в возрождении допустили много ошибок, самой главной из которых является воспитание подрастающего поколения. Мы не научили своих детей и внуков ежедневно молиться, посещать, хотя бы раз в неделю, церковные храмы, внимательно слушать проповеди священников. В этой связи атаманы всех уровней обязаны сами быть примером не только для казаков, но всего населения, поставить своей целью, возродить природную патриотичную, духовно-нравственную казачью жизнь, помнить, что казаки любили и строго соблюдали церковные порядки, законы, чтобы все они стали разумным полем государственности и живой школой для воспитания будущего поколения.
Казаки на своем прошедшем казачьем Круге поставили удовлетворительную оценку действующему атаману Клименко С.А. и приняли новую «концепцию развития терского казачества до 2020 года». В этой связи, как атаманам, казакам, так и действующей власти СКФО, регионов следует оказать действенную помощь ТКВ и атаману в его дальнейшей работе. Игнорирование властями решения казачьего Круга негативно скажется на дальнейшем существовании Терского войскового казачьего общества.
Руководителям государственной власти надо также твердо усвоить, что казаки это народ, который стремиться к возрождению своих древних традиций и следует не строгими указаниями, а деловым подходом помогать им в этом нелегком деле. Казачество раздвигало и охраняло границы России, и только казаки в будущем могут спасти её.
Казачество на распутьи. Не могу предсказать его будущее, хотя и стоял у истоков его возрождения. Но одно могу с полной уверенностью утверждать, что как властям любого уровня, так и атаманам, надо набраться терпения и не принимать сияминутных решений, которые повлекут отрицательные результаты, а работать совместно во благо всех казаков.
Почему же такое происходит в реестровом казачестве. Совсем недавно – 31 августа в пос. Рыздвяном проходил казачий Круг общественной казачьей организации - Ставропольского казачьего войска, но там подобного не наблюдалось. Круг СКВ прошел в спокойной и деловой обстановке. Деятельность атамана Стригунова Д.В. получила удовлетворительную оценку, за которую проголосовало 100% делегатов.
А вот в Терском войсковом (реестровом) казачьем обществе, где, казалось бы, должны быть дисциплина и порядок, наблюдалось совсем другое. Первые выступающие Ермолов А.И. (атаман Средне-кубанского районного казачьего общества), Шевцов В.К.(бывший атаман ТКВ), Воротынцев Д.В. (председатель совета стариков Свято-Крестовского районного казачьего общества), Колонтаев В.И. (ветеран Ермоловского батальона) в своих выступлениях дали удовлетворительную оценку работе атамана Клименко С.А. К сожалению, атаманы окружных казачьих обществ Фалько А.Н., (Ставропольского), Черкашин Н.М. (Терско-Сунженского), Едзиев Х.К. (Аланского) дали войсковому атаману отрицательную оценку. Не знаю, давали ли они такую оценку от себя или от казаков. Если от себя, то попросту должны уйти в отставку, а если от казаков, то не имели права, так как на такую оценку должны давать согласие казаки на окружном Круге.
В казачьем Круге ТВКО принял участие управляющий Ставропольской и Невинномысской епархии, председатель Синодального комитета Русской Православной церкви митрополит Кирилл. Он выступил перед выборными делегатами и напомнил, что казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятву, данную перед казачьими обществами и перед Господом Богом на Евангелии, соблюдали свято, чтили праздники Господни и строго соблюдали праздники религиозные. Митрополит отметил, что в последнее время среди терского казачества наблюдается непонятное «брожение». До него доходят слухи, что имеются редкие случаи вступления казаков в ряды язычников, а некоторые казаки, не зная, что делать, отошли в сторону от всяких казачьих организаций. И в этом большую вину митрополит возложил на войскового атамана и атаманов казачьих округов. Владыка отметил, что в настоящее время, когда на Кавказе появилось множество сект, казачеству, как боголюбимому народу, нужно единство, а дорогу к единству казаков во все века указывала Православная церковь. У казачества не будет будущего без воцерковления. Митрополит наложил на войскового атамана, как православного христианина, эпитимию на сорок дней. Это очень строгое наказание, в течение которого он обязан молиться, соблюдать пост, совершать паломничество и др. Наверное, впервые за всю историю ТКВ войсковой атаман получил такое строгое наказание. Но получил он его не только за свои грехи, но и за грехи всех казаков, которым следует внимательно вникнуть в слова, сказанные митрополитом. Казаки обязаны постоянно ходить в церковь и просить прощения у Господа Бога, как и войсковой атаман.
На следующий год казачество Ставрополья будет отмечать 25-летний юбилей со времени появления первых казачьих обществ. Казаки с самого начала своего возрождения заявили о себе как о народе, имеющем многовековые традиции, культуры, обычаи и принимали множество решений по принятию различных документов по казачьему компоненту. За прошедшее время по настоянию казаков российским государством принято много документов, Среди них стоит отметить «Декларацию российского казачества» (1990 г.), Закон «О реабилитации репрессированных народов» (1991г.), которые легли в основу множества других документов. К сожалению, большинство из них носили политический и декларативный характер.
В августе 1995 года Президентом Б.Н. Ельциным был подписан Указ «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». С этим указом казаки связывали большие надежды. Значительная часть казачества РФ вошла в государственный реестр, другая часть осталась на положении общественных организаций. Принятый 5 декабря 2005 года Государственной Думой Российской Федерации закон №154 позволял получать реестровому казачеству серьезную материальную помощь от региональных и местных бюджетов. Это стало хорошим подспорьем в развитии казачьих обществ. Однако финансовая помощь имеет и обратную сторону. Федеральные, региональные и местные власти стали активно вмешиваться в жизнь казачьих обществ. В настоящее время казачьи общества не могут, практически все свои действия, решать без согласия властей. И если в 1994 году казакам Ставрополья удалось в станице Воровсколесской Андроповского района установить казачье самоуправление (которое вскоре было прекращено). То теперь на небольшие ростки казачьей демократии, пришли жесткое администрирование и контроль. Власти утверждают, что раз мы даем вам (казакам) деньги, так будьте добры, выполняйте то, что не вы, а мы хотим. Власти нередко не замечают или, попросту, игнорируют решения Кругов казачьих обществ. Казаки становятся придатком милости государственных мужей. Не случайно на прошедший казачий Круг не прибыли представители руководства СКФО, власти Ставропольского края (хотя их представители были объявлены в состав президиума).
Допустим, что им не люб атаман Клименко С.А. Но в прошлом году его кандидатура перед выборами согласовывалась с органами государственной власти всех рангов и его избрал казачий Круг. В течение года Клименко С.А. пытался достучаться до государевых мужей, но помощи никакой не получал. В своих неоднократных просьбах он, по сути дела, ничего лишнего и не просил. Ему хотелось, чтобы государевы мужи, выполнили свои обещания, данные ими казакам на прошедшем в 2012 году казачьем Круге. Клименко С.А. избирали казаки и в первую очередь он им подчинен и их волю обязан выполнять, разумеется, чтобы все это шло на пользу и государственной власти.
К великому сожалению, власти хотят, чтобы казаки выполняли только государственную службу, а о возрождении традиций казачьего самоуправления, традиционного землевладения и землепользования, не ведется речи. Как утверждает бывший атаман Кубанского казачьего войска Громов В.П.: «…на смену этнокультурному возрождению казаков приходит так называемая государственная служба. Казачье движение утрачивает свою роль элемента гражданского общества, превращаясь в своего рода коммерческий проект». (Журнал «Казарла» №1, 2013 г.)
Все нормативные акты РФ по казачьим вопросам, Уставы всех казачьих войск позволяют вступать в казачьи общества любому православному гражданину, а реестр утверждает, если ты служишь, то казак, а не служишь, то не казак. Но казаки это народ и они не вовсе времена своей жизни могут исполнять государственную службу.
События, происходящие в казачьих обществах в последнее время, приводят казаков в недоумение. Они не знают, что дальше делать и по какому пути идти. Особенно этот вопрос волнует родовых (потомственных) казаков. Молодежь, совсем недавно, вступившая в казачьи общества, не зная истории, традиций, культуры, обычаев казачества, позволяет оскорблять, унижать тех казаков, кто поднял в конце 80-х годов ХХ века знамя возрождения казачества, стариков. В программе Ставропольского края работе по государственной службе военно-патриотического воспитания подрастающего поколения уделено значительное внимание, но результаты далеки от желаемого. Коммерческая составляющая превалирует над здравым смыслом. Разве допустимо было на Круге выкрикивать и перебивать выступление митрополита Кирилла. И выкрики раздавались с тех мест, где располагалась, в основном, молодежь.
Приоритет только на государственную службу, (а в последнее время к созданию казачьих дружин по охране общественного порядка) приводит казаков к разочарованию, они теряют авторитет у населения. Мне неоднократно в этой связи приходиться приводить слова Куприна А.И., который на вопрос о прошлом и будущем казачества отметил: «… не только ошибкой, но и государственным преступлением было посылать казаков усмирять внутренние уличные беспорядки (имеется в виду начало ХХ века – П.Ф.). Это развращает одних, возбуждает других и родит взаимное неуважение. На это есть хорошо оплачиваемая, хорошо вооруженная и хорошо воспитанная полиция. Казаков в моральном (выд.авт.) отношении надо беречь пуще глаза. Казак драгоценный союзник в охране Государства…». А председатель Терского правительства (дореволюционного – П.Ф.) Букановский Е.А. отметил: «Казачество веками стояло живою изгородью на рубежах Российского государства. Непрерывным наступательным движением оно раздвигало его границы и, как игла тянет нить, влекло за собою длинные вереницы русского народа». (там же).
Я не делил и не делю казаков на реестровых и не реестровых. Настоящего казака я отношу к народу, имеющего свои древние историю, традиции, культуру, обычаи и даже гутар (язык). За двадцать с лишним лет мы в возрождении допустили много ошибок, самой главной из которых является воспитание подрастающего поколения. Мы не научили своих детей и внуков ежедневно молиться, посещать, хотя бы раз в неделю, церковные храмы, внимательно слушать проповеди священников. В этой связи атаманы всех уровней обязаны сами быть примером не только для казаков, но всего населения, поставить своей целью, возродить природную патриотичную, духовно-нравственную казачью жизнь, помнить, что казаки любили и строго соблюдали церковные порядки, законы, чтобы все они стали разумным полем государственности и живой школой для воспитания будущего поколения.
Казаки на своем прошедшем казачьем Круге поставили удовлетворительную оценку действующему атаману Клименко С.А. и приняли новую «концепцию развития терского казачества до 2020 года». В этой связи, как атаманам, казакам, так и действующей власти СКФО, регионов следует оказать действенную помощь ТКВ и атаману в его дальнейшей работе. Игнорирование властями решения казачьего Круга негативно скажется на дальнейшем существовании Терского войскового казачьего общества.
Руководителям государственной власти надо также твердо усвоить, что казаки это народ, который стремиться к возрождению своих древних традиций и следует не строгими указаниями, а деловым подходом помогать им в этом нелегком деле. Казачество раздвигало и охраняло границы России, и только казаки в будущем могут спасти её.
Казачество на распутьи. Не могу предсказать его будущее, хотя и стоял у истоков его возрождения. Но одно могу с полной уверенностью утверждать, что как властям любого уровня, так и атаманам, надо набраться терпения и не принимать сияминутных решений, которые повлекут отрицательные результаты, а работать совместно во благо всех казаков.
Федосов П.С., член Союза журналистов РФ
Источник.
Похожие темы
» Раскол? Заметки неравнодушного после бесед с участниками круга
» Проблемы и перспективы развития казачества Юга России
» В Ульяновске обсудили проблемы российского казачества
» Проблемы кавказского казачества обсудили на Ставрополье
» На Ставрополье обсудят проблемы казачества
» Проблемы и перспективы развития казачества Юга России
» В Ульяновске обсудили проблемы российского казачества
» Проблемы кавказского казачества обсудили на Ставрополье
» На Ставрополье обсудят проблемы казачества
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения