Запорожский казак XXI века: кто он?
Страница 1 из 1
Запорожский казак XXI века: кто он?
Казаки и Запорожская Сечь – это первое, с чем ассоциируются у иностранцев Запорожье и остров Хортица. Казак изображен на гербе нашего города. В честь казаков у нас названы многие улицы, и даже остров Байда. Прошло уже 4 столетия со времен того запорожского казачества, о котором и по сей день слагают легенды. Какой он, современный казак, и какие у него перспективы в Украине XXI века?
В общепринятом представлении казак – это бравый мужчина с длинными усами и оселедцем, в шароварах, с саблей, а главное – с сильной волей и чувством независимости. Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы – вот образ, который устоялся в наших головах. Обычным наряжанием в якобы казацкие мундиры и камзолы уже народ не «разведешь»: если ты казак, то будь добр уметь обращаться с конем, владеть различным оружием и быть готовым защищать свою землю. РепортерUA нашел таких настоящих современных казаков, «знак качества» которых нам подтвердил историк Запорожского музея истории казачества.
Три испытания для настоящего казака
Нашли, где и полагается – на Запорожской Сечи. Если вы здесь бывали и видели казаков и их выступления, значит, вы знаете, о ком речь. Местные сечевые казаки – это не просто хорошие артисты, способные устроить впечатляющее представление на лошадях, с саблями и пушками. Это настоящие бойцы и патриоты. Одним словом – действительно казаки. Это их жизнь, их работа и их призвание.
С 8 утра до 8 вечера они на Сечи. Здесь их всего восемь, хотя желающие пополнить ряды сечевых казаков приходят постоянно. Но не выдерживают испытаний.
– Мы хотим сломать стереотипы. Мы все джигиты-каскадеры, – рассказывает Казак Гром. – Мы хотим показать казаков-воинов и очень много времени на это тратим. Бывают и травмы. Но, как тогда говорили, так и сейчас вам скажу: казак – это не национальность, это состояние души. У нас за год может прийти пробоваться около 100 человек, а когда раз упал, два упал с лошади, на третий уже большинство не хочет пробовать. Так и отсеиваются люди.
Итак, первая проверка желающего стать казаком – это проверка конем. Казак – это в первую очередь всадник. Нужно уметь владеть конем, нужно, чтобы были минимальные навыки джигитовки. Нужно любить животных, потому что конь чувствует ваше отношение и ваш страх. А теперь представьте: идет так называемый ряженый казак, килограмм 120 весом, в форме, при нем еще нагайка для пущей значимости – да он просто физически на коня не залезет. Потому казаки – это, прежде всего, физически развитые мужчины, спортсмены. Запорожские сечевые казаки – также все пришли из спорта, среди них – мастера и даже чемпионы Украины в разных видах спорта. Это преимущественно виды боевых искусств.
В общепринятом представлении казак – это бравый мужчина с длинными усами и оселедцем, в шароварах, с саблей, а главное – с сильной волей и чувством независимости. Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы – вот образ, который устоялся в наших головах. Обычным наряжанием в якобы казацкие мундиры и камзолы уже народ не «разведешь»: если ты казак, то будь добр уметь обращаться с конем, владеть различным оружием и быть готовым защищать свою землю. РепортерUA нашел таких настоящих современных казаков, «знак качества» которых нам подтвердил историк Запорожского музея истории казачества.
Три испытания для настоящего казака
Нашли, где и полагается – на Запорожской Сечи. Если вы здесь бывали и видели казаков и их выступления, значит, вы знаете, о ком речь. Местные сечевые казаки – это не просто хорошие артисты, способные устроить впечатляющее представление на лошадях, с саблями и пушками. Это настоящие бойцы и патриоты. Одним словом – действительно казаки. Это их жизнь, их работа и их призвание.
С 8 утра до 8 вечера они на Сечи. Здесь их всего восемь, хотя желающие пополнить ряды сечевых казаков приходят постоянно. Но не выдерживают испытаний.
– Мы хотим сломать стереотипы. Мы все джигиты-каскадеры, – рассказывает Казак Гром. – Мы хотим показать казаков-воинов и очень много времени на это тратим. Бывают и травмы. Но, как тогда говорили, так и сейчас вам скажу: казак – это не национальность, это состояние души. У нас за год может прийти пробоваться около 100 человек, а когда раз упал, два упал с лошади, на третий уже большинство не хочет пробовать. Так и отсеиваются люди.
Итак, первая проверка желающего стать казаком – это проверка конем. Казак – это в первую очередь всадник. Нужно уметь владеть конем, нужно, чтобы были минимальные навыки джигитовки. Нужно любить животных, потому что конь чувствует ваше отношение и ваш страх. А теперь представьте: идет так называемый ряженый казак, килограмм 120 весом, в форме, при нем еще нагайка для пущей значимости – да он просто физически на коня не залезет. Потому казаки – это, прежде всего, физически развитые мужчины, спортсмены. Запорожские сечевые казаки – также все пришли из спорта, среди них – мастера и даже чемпионы Украины в разных видах спорта. Это преимущественно виды боевых искусств.
Вторая проверка – это сабля. К сожалению, с появлением огнестрельного оружия утрачено мастерство владения саблей, поэтому очень сложно восстановить эту технику. Сечевые казаки много времени тратят на тренировки, фехтование. В этом им опять-таки помогают навыки владения техниками боевых видов искусств, потому что, чтобы хорошо фехтовать, работать с саблей, нужно чувствовать расстояние, соперника, не лезть наобум.
Третья проверка – это состояние души, желание и стремление стать казаком. Казак – это прежде всего мужчина, способный на поступок, действие. Ведь кто мог стать казаком еще со времен Сечи? Не достаточно было одной только силы. Одну из проверок казаки некогда устраивали в урочище на Хортице над расщельем. Там принимали ребят из волостей, которые шли в казаки. Через две скалы – так называемые сечевые ворота, – было переброшено бревно. И тот, кто хотел стать запорожцем, должен был пройти по нему с завязанными глазами. Многие отказывались, а те, кто решался, даже если падали, то их внизу ловили. Главное, что они были готовы это сделать.
– Запорожцы и в бою относились к смерти с презрением. Это был просто следующий шаг к другой жизни, – рассказывает запорожский историк Вячеслав Зайцев. – Они всегда бились в первом ряду. Когда описывают отступление казаков из-под Берестечка – это были так называемые украинские Фермопилы, – 300 запорожцев (как и когда-то 300 спартанцев) задержали продвижение ляхов, иначе погибли бы все, кто отступал. А так за братьев полегли 300 запорожцев. Это было для них честью. Потому первый и главный признак казака – это способность на поступок.
Кроме того, все запорожские казаки были православными. Турок, татарин, еврей, лях – не беда. Хочешь быть казаком – перекрещивайся на православие. И на самом деле таких было много. При этом треть денег с похода казаки всегда отдавали церкви.
Жизнь на Сечи
Казаки живут на Запорожской Сечи: летом здесь дают представления, в холодное время года – тренируются (в тренажерном зале, с лошадьми, занимаются с арапником, саблей). При этом сечевые казаки занимаются реставрацией исторического казацкого оружия и снаряжения. Изучая различные книги по истории казачества, они создают свои вещи, очень похожие на представленные в музее и найденные при раскопках. Это казацкие косы, краги для защиты рук, широкие казацкие пояса, которые нельзя пробить ножом и которые удобны как для поддержки спины и снижения нагрузки, ношения оружия, так и просто для защиты поясницы от сквозняков. Заказывают казаки изготовление точных копий старинного оружия, тулумбасов, сабель.
Третья проверка – это состояние души, желание и стремление стать казаком. Казак – это прежде всего мужчина, способный на поступок, действие. Ведь кто мог стать казаком еще со времен Сечи? Не достаточно было одной только силы. Одну из проверок казаки некогда устраивали в урочище на Хортице над расщельем. Там принимали ребят из волостей, которые шли в казаки. Через две скалы – так называемые сечевые ворота, – было переброшено бревно. И тот, кто хотел стать запорожцем, должен был пройти по нему с завязанными глазами. Многие отказывались, а те, кто решался, даже если падали, то их внизу ловили. Главное, что они были готовы это сделать.
– Запорожцы и в бою относились к смерти с презрением. Это был просто следующий шаг к другой жизни, – рассказывает запорожский историк Вячеслав Зайцев. – Они всегда бились в первом ряду. Когда описывают отступление казаков из-под Берестечка – это были так называемые украинские Фермопилы, – 300 запорожцев (как и когда-то 300 спартанцев) задержали продвижение ляхов, иначе погибли бы все, кто отступал. А так за братьев полегли 300 запорожцев. Это было для них честью. Потому первый и главный признак казака – это способность на поступок.
Кроме того, все запорожские казаки были православными. Турок, татарин, еврей, лях – не беда. Хочешь быть казаком – перекрещивайся на православие. И на самом деле таких было много. При этом треть денег с похода казаки всегда отдавали церкви.
Жизнь на Сечи
Казаки живут на Запорожской Сечи: летом здесь дают представления, в холодное время года – тренируются (в тренажерном зале, с лошадьми, занимаются с арапником, саблей). При этом сечевые казаки занимаются реставрацией исторического казацкого оружия и снаряжения. Изучая различные книги по истории казачества, они создают свои вещи, очень похожие на представленные в музее и найденные при раскопках. Это казацкие косы, краги для защиты рук, широкие казацкие пояса, которые нельзя пробить ножом и которые удобны как для поддержки спины и снижения нагрузки, ношения оружия, так и просто для защиты поясницы от сквозняков. Заказывают казаки изготовление точных копий старинного оружия, тулумбасов, сабель.
Соблюдают современные сечевые казаки и старинные казацкие традиции. Например, вот уже два года они каждый день в любую погоду и в любое время года ходят купаться в Днепре. Это не только хорошая закалка, но и общение с природой.
– Еще одна из главных традиций казаков – это так называемое братание. Недавно мы провели обряд кровосмешения – стали братьями. Все это одобрил и освятил батюшка, – рассказывает Казак Гром.
Но самое главное действо для казаков, как раньше, так и теперь – это праздник Покрова.
– Когда-то в этот день казаки попали в облаву, их окружили и они начали молиться Святой деве Марии, – рассказывает Гром. – Тогда она покрыла все туманом и так они смогли уйти через балку и спастись. То есть она их покрыла. В честь этого они сделали праздник Покрова.
Потому одним из главных сооружений на Сечи была и есть православная церковь. Сегодня это храм Покрова Пресвятой Богородицы – копия церкви в селе Пустовойтовка Сумской области – родине Калнышевского, последнего кошевого атамана. Сегодня в этой церкви стоит уникальный иконостас первой половины XVIII века, который соответствует тем образам, которым молились казаки. Он был написан в 1730 году и более 200 лет находился в церкви Архистратига Михаила в одном из сельских приходов на Подоле.
– Еще одна из главных традиций казаков – это так называемое братание. Недавно мы провели обряд кровосмешения – стали братьями. Все это одобрил и освятил батюшка, – рассказывает Казак Гром.
Но самое главное действо для казаков, как раньше, так и теперь – это праздник Покрова.
– Когда-то в этот день казаки попали в облаву, их окружили и они начали молиться Святой деве Марии, – рассказывает Гром. – Тогда она покрыла все туманом и так они смогли уйти через балку и спастись. То есть она их покрыла. В честь этого они сделали праздник Покрова.
Потому одним из главных сооружений на Сечи была и есть православная церковь. Сегодня это храм Покрова Пресвятой Богородицы – копия церкви в селе Пустовойтовка Сумской области – родине Калнышевского, последнего кошевого атамана. Сегодня в этой церкви стоит уникальный иконостас первой половины XVIII века, который соответствует тем образам, которым молились казаки. Он был написан в 1730 году и более 200 лет находился в церкви Архистратига Михаила в одном из сельских приходов на Подоле.
В 1938 году церковь была разрушена, иконостас удалось спасти и только чудом его не вывезли за границу в частные коллекции. Запорожской епархии этот уникальный [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] запорожский бизнесмен Евгений Анисимов, на что его благословил архиепископ Запорожский и Мелитопольский Владыка Лука. Таким образом сечевая церковь стала полноценным духовным центром запорожского казачества.
«Козацькому роду нема переводу»
Чтобы запорожский казацкий род и вправду не переводился, в нашем городе работает детско-юношеская спортивная школа «Спас», которая в этом году отметила свое 15-летие. Это первая в мире и пока единственная государственная школа по славянскому единоборству.
– Воспитание у нас строится на казацкой педагогике и традициях, – рассказывает Константин Рыжов, вице-президент ВОО «Всеукраинская федерация «Спас». – Кроме рукопашного боя «спас», дети учат и боевые казацкие танцы, песни, обычаи. Это и походы, конная подготовка, работа с разными видами казацкого оружия, участие в творческо-фольклорных фестивалях. Мы проводим соревнования по казацкому фехтованию. Сабля – это главное оружие, но дети работают и с арапником, нагайкой, кием (палкой), ножом. Но это не значит, что ребенок пришел, и ему сразу дают оружие. Этому они начинают учиться через год-два после начала занятий, все зависит от усердия и желания.
«Козацькому роду нема переводу»
Чтобы запорожский казацкий род и вправду не переводился, в нашем городе работает детско-юношеская спортивная школа «Спас», которая в этом году отметила свое 15-летие. Это первая в мире и пока единственная государственная школа по славянскому единоборству.
– Воспитание у нас строится на казацкой педагогике и традициях, – рассказывает Константин Рыжов, вице-президент ВОО «Всеукраинская федерация «Спас». – Кроме рукопашного боя «спас», дети учат и боевые казацкие танцы, песни, обычаи. Это и походы, конная подготовка, работа с разными видами казацкого оружия, участие в творческо-фольклорных фестивалях. Мы проводим соревнования по казацкому фехтованию. Сабля – это главное оружие, но дети работают и с арапником, нагайкой, кием (палкой), ножом. Но это не значит, что ребенок пришел, и ему сразу дают оружие. Этому они начинают учиться через год-два после начала занятий, все зависит от усердия и желания.
Начальные группы занимаются три раза в неделю по полтора часа. Более старшие занимаются каждый день. Как правило, в школу «Спас» принимают первоклассников, но иногда и младших, если ребенок развит физически и послушный. Учатся здесь и девочки, но их очень мало, ведь и в рукопашном бою они не занимаются, разве что только на лошадях.
Кстати, школа «Спас» стала фундатором образования всеукраинской организации «Спас», и благодаря этому в ЗНУ открылась специализация по этому виду спорта, уже вышло 4 выпуска по специальности "тренер украинского рукопашного боя спас". Сейчас создана Международная федерация «Спас» и заключается соглашение с Международной конфедерацией боевых искусств, которая включает 54 страны и 36 видов боевых искусств.
Казаки будущего
С годами количество учеников в школе «Спас» растет, что не может не радовать: если в 2002 году здесь было 160 человек, то сейчас – 420. В учебно-воспитательном комплексе «Запорожская Сечь» также работают 4 спецкласса, где есть уроки физкультуры с элементами спаса и кружки спаса. И с каждым годом все больше родителей специально ведут детей именно в эти спецклассы.
– Родители ведут к нам детей, так как знают, что здесь очень гармоничное воспитание. Ведь мы обучаем не только спорту, мы несем украинскую культуру и духовность, – поясняет Константин Рыжов. – Спорт как таковой сейчас бездуховный, это просто физическое развитие без духовного наполнения. Да и заложенные олимпийские принципы – выше, быстрее, сильнее, – это антидуховно по сути. Я выше всех, быстрее всех – я так чествую свою гордыню, а это первый смертный грех. Потому спорт нужно наполнять духовностью. И главное задание нашей школы – воспитать элиту украинского народа, но не образованием, хотя и это важно, да и не тем, чтобы лучше всех владеть оружием, а тем, чтобы дети владели духовными сокровищами, которые копил наш народ. Наша цель – воспитать казаков. Наша задача – сформировать по всей Украине такое казачество, чтобы были люди, готовые защитить Украину как в вооруженных конфликтах, так и в других сферах.
Кстати, школа «Спас» стала фундатором образования всеукраинской организации «Спас», и благодаря этому в ЗНУ открылась специализация по этому виду спорта, уже вышло 4 выпуска по специальности "тренер украинского рукопашного боя спас". Сейчас создана Международная федерация «Спас» и заключается соглашение с Международной конфедерацией боевых искусств, которая включает 54 страны и 36 видов боевых искусств.
Казаки будущего
С годами количество учеников в школе «Спас» растет, что не может не радовать: если в 2002 году здесь было 160 человек, то сейчас – 420. В учебно-воспитательном комплексе «Запорожская Сечь» также работают 4 спецкласса, где есть уроки физкультуры с элементами спаса и кружки спаса. И с каждым годом все больше родителей специально ведут детей именно в эти спецклассы.
– Родители ведут к нам детей, так как знают, что здесь очень гармоничное воспитание. Ведь мы обучаем не только спорту, мы несем украинскую культуру и духовность, – поясняет Константин Рыжов. – Спорт как таковой сейчас бездуховный, это просто физическое развитие без духовного наполнения. Да и заложенные олимпийские принципы – выше, быстрее, сильнее, – это антидуховно по сути. Я выше всех, быстрее всех – я так чествую свою гордыню, а это первый смертный грех. Потому спорт нужно наполнять духовностью. И главное задание нашей школы – воспитать элиту украинского народа, но не образованием, хотя и это важно, да и не тем, чтобы лучше всех владеть оружием, а тем, чтобы дети владели духовными сокровищами, которые копил наш народ. Наша цель – воспитать казаков. Наша задача – сформировать по всей Украине такое казачество, чтобы были люди, готовые защитить Украину как в вооруженных конфликтах, так и в других сферах.
Элитой сечевые казаки были и в свое время.
– Сечевики всегда были ядром, вокруг которых все собирались. Это была элита запорожцев, – рассказывает историк Вячеслав Зайцев. – Особенно джуры – это были сироты или сыновья запорожцев. Их обучали всему с детства – читать, писать, считать, военному делу, богословию, церковному пению, игре на музыкальных инструментах. Хотя остальные казаки могли знать разные языки, но писать и читать зачастую не умели. Джур могли отправлять учиться дальше – не только в Киево-Могилянскую коллегию и Острожскую академию, а и в Ягеллонский и Краковский университеты. И потом эти джуры были элитой запорожцев, могли работать в сечевой канцелярии.
Сегодня все наоборот: светское образование молодые джуры получают в обычных городских школах, а казацкое и духовное – уже в особых, например, таких как «Спас».
– Посмотрите на наше поколение детей – компьютеры, сигареты, алкоголь, наркотики. Нет патриотизма. Надо привить нашим детям чувство любви к нашей родине. Это же Хортица, святыня. Тут даже капища раскапывают, которым по 9 тысяч лет, то есть люди здесь были еще до нашей эры и проводили какие-то священные обряды. И именно это мы хотим показать нашей молодежи, – говорит Казак Гром.
– Сечевики всегда были ядром, вокруг которых все собирались. Это была элита запорожцев, – рассказывает историк Вячеслав Зайцев. – Особенно джуры – это были сироты или сыновья запорожцев. Их обучали всему с детства – читать, писать, считать, военному делу, богословию, церковному пению, игре на музыкальных инструментах. Хотя остальные казаки могли знать разные языки, но писать и читать зачастую не умели. Джур могли отправлять учиться дальше – не только в Киево-Могилянскую коллегию и Острожскую академию, а и в Ягеллонский и Краковский университеты. И потом эти джуры были элитой запорожцев, могли работать в сечевой канцелярии.
Сегодня все наоборот: светское образование молодые джуры получают в обычных городских школах, а казацкое и духовное – уже в особых, например, таких как «Спас».
– Посмотрите на наше поколение детей – компьютеры, сигареты, алкоголь, наркотики. Нет патриотизма. Надо привить нашим детям чувство любви к нашей родине. Это же Хортица, святыня. Тут даже капища раскапывают, которым по 9 тысяч лет, то есть люди здесь были еще до нашей эры и проводили какие-то священные обряды. И именно это мы хотим показать нашей молодежи, – говорит Казак Гром.
Прошлое у запорожских казаков было легендарным. Настоящее – впечатляет. Будущее – вселяет надежду. Все больше детей приходят в казацкие школы, все больше запорожцев интересуются своим прошлым. А это значит, что есть кому продолжать казацкие традиции, поддерживать патриотизм и развивать любовь к родному краю и духовность нашего региона.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Запорожский казак — ставропольский атаман
» Борщ "Запорожский"
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры — не казак
» Борщ "Запорожский"
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры — не казак
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения