Казаки Белгородчины
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Чтобы над Россией грянуло «Любо!»

Перейти вниз

Чтобы над Россией грянуло «Любо!» Empty Чтобы над Россией грянуло «Любо!»

Сообщение  Григорий Мелехов Чт Ноя 07, 2013 5:55 pm

Нефтеюганск принял седьмой открытый фестиваль «Сибирь казачья»

Чтобы над Россией грянуло «Любо!» 1_2

В тихий субботний осенний день у центральной детской библиотеки Нефтеюганска творилось нечто невообразимое. На площади школьники-подростки бегали друг за другом, потом устроили чехарду, чуть позже начали толкаться и, наконец, пошли стенка на стенку. Однако вызывать полицию никто из прохожих и не думал, ведь неподалеку за порядком следили казаки. Да и не драка это была вовсе, а так называемые шермиции.

Что такое шермиции?


Это традиционные казачьи забавы. Свое название они получили на рубеже XIX–XX веков. Так, с незапамятных времен воины, выражаясь спортивной терминологией, поддерживали форму и приучали к единоборствам своих потомков. Проводились шермиции несколько дней подряд обычно во время православных праздников: Троицы, Масленицы, Красной горки и Покрова. Впрочем, бывало и так, что их устраивали и на свадьбах, и даже после похорон казаков – тем самым молодые люди давали понять, что их боевой дух в порядке, они готовы восполнить потери и вместо погибших встать в строй.

– Поединки устраивались на льду рек, естественно, предварительно утрамбованном снегом, либо на большой поляне, – говорит массовик-затейник из Москвы, руководитель клуба «Стенка на стенку» Артем Орлов. –  Правила разнились в зависимости от города или уезда, но в целом грани между ними были зыбкими. В большинстве мест не разрешалось бить человека по лицу. Если же это допускалось, что было крайне редко, проигравшим приходилось пускаться наутек. И горе было тем, кто не умел быстро бегать. Ну, а победившими считались не только вынудившие «врага» пуститься наутек, но и перетолкавшие чужую стенку.

    Нефтеюганские кадеты весьма энергичные и азартные. Видите, как у них горят глаза?! Ну, а я доволен, что им нравятся шермиции, – заключает Орлов.


Казак – это образ жизни

Забавы стали первой практической честью седьмого по счету открытого фестиваля «Сибирь казачья». В свое время он был организован по инициативе нефтеюганцев, потому традиционно проходит в их городе. В программе – конференция «Нематериальное культурное наследие казачества Западной Сибири» и песенный конкурс. Ансамбль «Вольница» из Челябинской области мог быть явным фаворитом последнего, так как неоднократно становился победителем подобных состязаний, но уральцы приехали, скорее, на других посмотреть.

– Нам интересно, что скажут участники конференции, – рассказывает есаул Оренбургского казачьего войска, руководитель «Вольницы» Николай Михайлов. – Наши традиции, практически полностью упраздненные в годы советской власти, лишь начинают возрождаться. Казачество пока не может завоевать былые позиции. Однако люди не только надевают на себя форму, но и занимаются важными делами. Одни изучают историю, другие находят общие интересы и при встречах обмениваются опытом. Нам активно помогают дети. В общем, хорошие веяния есть, что не может не радовать.

– Кто же такие казаки?

– Когда была перепись населения, на вопрос о моей национальности я ответил: «Казак!» Но вряд ли этим словом можно характеризовать военное сословие либо субэтнос. Казак – это, скорее, образ жизни. У нас в войске, к слову, есть и русские, и казахи, и башкиры.

Восстановим духовные ценности

Название темы конференции стало актуальным по двум причинам. Во-первых, как уже сообщала наша газета, в настоящее время в округе составляется реестр нематериальных культурных ценностей. Над целым рядом последних нависла угроза полного исчезновения.

    В свою очередь, казачество, особенно Западно-Сибирское, уникальный вид региональной культуры, имеющий свои обычаи, нравы, знания, навыки, предметы и артефакты.


Но что не менее важно, сегодня казаки помогают формировать у граждан России чувство патриотизма и воспитывать подрастающее поколение.

– А объединяло из православие, – считает священник Ханты-Мансийской епархии Андрей Зотов. – Оно помогало воинам сражаться за свою страну, не жалея жизни, побеждать многократно превосходящего в численности противника. Семьи казаков отличались крепостью уз, многодетностью. Разводы осуждались едва ли не всеми. А сегодня только крепкая семья способна противостоять негативным тенденциям нашего времени. Люди и сами чтили православные традиции и праздники, и детей своих к вере приобщали.

Выступавшие вспомнили героические подвиги казаков, покоривших Сибирь и расширивших границы России намного раньше европейцев на Североамериканском континенте. Сравнили их с людьми, совершившими великие географические открытия. Подчеркнули, что во время войн казаки шли в авангарде атаковавших отрядов и прикрывали собой отступавших. Но одно дело напоминать о былом. Куда важнее вернуть все на круги своя. Потому-то и начинают в округе возрождать почти полностью утраченную казачью культуру. Сегодня в музеях организовывают выставки, где представлены артефакты их культуры. А шермиции, возможно, в скором будущем станут этническими видами спорта. Возможно, и общероссийскими, как сабантуи у татар.

    – Все начинается с малого, – полагает младший научный сотрудник отдела истории окружного «Музея Природы и Человека» Дмитрий Филипчук. – Вот и казачество возрождается постепенно. Главное – не сбавлять темпы. Чтобы в обозримом будущем над Россией-матушкой грянуло громкое казачье «Любо!»

Юрий Кручинин

Источник.
Григорий Мелехов
Григорий Мелехов
Администратор

Сообщения : 5641
Репутация : 1
Дата регистрации : 2013-01-06

http://kazaki-belogorja.forumgrad.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения