Чтобы над Россией грянуло «Любо!»
Страница 1 из 1
Чтобы над Россией грянуло «Любо!»
Нефтеюганск принял седьмой открытый фестиваль «Сибирь казачья»
Юрий Кручинин
Источник.
В тихий субботний осенний день у центральной детской библиотеки Нефтеюганска творилось нечто невообразимое. На площади школьники-подростки бегали друг за другом, потом устроили чехарду, чуть позже начали толкаться и, наконец, пошли стенка на стенку. Однако вызывать полицию никто из прохожих и не думал, ведь неподалеку за порядком следили казаки. Да и не драка это была вовсе, а так называемые шермиции.
Что такое шермиции?
Это традиционные казачьи забавы. Свое название они получили на рубеже XIX–XX веков. Так, с незапамятных времен воины, выражаясь спортивной терминологией, поддерживали форму и приучали к единоборствам своих потомков. Проводились шермиции несколько дней подряд обычно во время православных праздников: Троицы, Масленицы, Красной горки и Покрова. Впрочем, бывало и так, что их устраивали и на свадьбах, и даже после похорон казаков – тем самым молодые люди давали понять, что их боевой дух в порядке, они готовы восполнить потери и вместо погибших встать в строй.
– Поединки устраивались на льду рек, естественно, предварительно утрамбованном снегом, либо на большой поляне, – говорит массовик-затейник из Москвы, руководитель клуба «Стенка на стенку» Артем Орлов. – Правила разнились в зависимости от города или уезда, но в целом грани между ними были зыбкими. В большинстве мест не разрешалось бить человека по лицу. Если же это допускалось, что было крайне редко, проигравшим приходилось пускаться наутек. И горе было тем, кто не умел быстро бегать. Ну, а победившими считались не только вынудившие «врага» пуститься наутек, но и перетолкавшие чужую стенку.
Казак – это образ жизни
Забавы стали первой практической честью седьмого по счету открытого фестиваля «Сибирь казачья». В свое время он был организован по инициативе нефтеюганцев, потому традиционно проходит в их городе. В программе – конференция «Нематериальное культурное наследие казачества Западной Сибири» и песенный конкурс. Ансамбль «Вольница» из Челябинской области мог быть явным фаворитом последнего, так как неоднократно становился победителем подобных состязаний, но уральцы приехали, скорее, на других посмотреть.
– Нам интересно, что скажут участники конференции, – рассказывает есаул Оренбургского казачьего войска, руководитель «Вольницы» Николай Михайлов. – Наши традиции, практически полностью упраздненные в годы советской власти, лишь начинают возрождаться. Казачество пока не может завоевать былые позиции. Однако люди не только надевают на себя форму, но и занимаются важными делами. Одни изучают историю, другие находят общие интересы и при встречах обмениваются опытом. Нам активно помогают дети. В общем, хорошие веяния есть, что не может не радовать.
– Кто же такие казаки?
– Когда была перепись населения, на вопрос о моей национальности я ответил: «Казак!» Но вряд ли этим словом можно характеризовать военное сословие либо субэтнос. Казак – это, скорее, образ жизни. У нас в войске, к слову, есть и русские, и казахи, и башкиры.
Восстановим духовные ценности
Название темы конференции стало актуальным по двум причинам. Во-первых, как уже сообщала наша газета, в настоящее время в округе составляется реестр нематериальных культурных ценностей. Над целым рядом последних нависла угроза полного исчезновения.
Но что не менее важно, сегодня казаки помогают формировать у граждан России чувство патриотизма и воспитывать подрастающее поколение.
– А объединяло из православие, – считает священник Ханты-Мансийской епархии Андрей Зотов. – Оно помогало воинам сражаться за свою страну, не жалея жизни, побеждать многократно превосходящего в численности противника. Семьи казаков отличались крепостью уз, многодетностью. Разводы осуждались едва ли не всеми. А сегодня только крепкая семья способна противостоять негативным тенденциям нашего времени. Люди и сами чтили православные традиции и праздники, и детей своих к вере приобщали.
Выступавшие вспомнили героические подвиги казаков, покоривших Сибирь и расширивших границы России намного раньше европейцев на Североамериканском континенте. Сравнили их с людьми, совершившими великие географические открытия. Подчеркнули, что во время войн казаки шли в авангарде атаковавших отрядов и прикрывали собой отступавших. Но одно дело напоминать о былом. Куда важнее вернуть все на круги своя. Потому-то и начинают в округе возрождать почти полностью утраченную казачью культуру. Сегодня в музеях организовывают выставки, где представлены артефакты их культуры. А шермиции, возможно, в скором будущем станут этническими видами спорта. Возможно, и общероссийскими, как сабантуи у татар.
Что такое шермиции?
Это традиционные казачьи забавы. Свое название они получили на рубеже XIX–XX веков. Так, с незапамятных времен воины, выражаясь спортивной терминологией, поддерживали форму и приучали к единоборствам своих потомков. Проводились шермиции несколько дней подряд обычно во время православных праздников: Троицы, Масленицы, Красной горки и Покрова. Впрочем, бывало и так, что их устраивали и на свадьбах, и даже после похорон казаков – тем самым молодые люди давали понять, что их боевой дух в порядке, они готовы восполнить потери и вместо погибших встать в строй.
– Поединки устраивались на льду рек, естественно, предварительно утрамбованном снегом, либо на большой поляне, – говорит массовик-затейник из Москвы, руководитель клуба «Стенка на стенку» Артем Орлов. – Правила разнились в зависимости от города или уезда, но в целом грани между ними были зыбкими. В большинстве мест не разрешалось бить человека по лицу. Если же это допускалось, что было крайне редко, проигравшим приходилось пускаться наутек. И горе было тем, кто не умел быстро бегать. Ну, а победившими считались не только вынудившие «врага» пуститься наутек, но и перетолкавшие чужую стенку.
- Нефтеюганские кадеты весьма энергичные и азартные. Видите, как у них горят глаза?! Ну, а я доволен, что им нравятся шермиции, – заключает Орлов.
Казак – это образ жизни
Забавы стали первой практической честью седьмого по счету открытого фестиваля «Сибирь казачья». В свое время он был организован по инициативе нефтеюганцев, потому традиционно проходит в их городе. В программе – конференция «Нематериальное культурное наследие казачества Западной Сибири» и песенный конкурс. Ансамбль «Вольница» из Челябинской области мог быть явным фаворитом последнего, так как неоднократно становился победителем подобных состязаний, но уральцы приехали, скорее, на других посмотреть.
– Нам интересно, что скажут участники конференции, – рассказывает есаул Оренбургского казачьего войска, руководитель «Вольницы» Николай Михайлов. – Наши традиции, практически полностью упраздненные в годы советской власти, лишь начинают возрождаться. Казачество пока не может завоевать былые позиции. Однако люди не только надевают на себя форму, но и занимаются важными делами. Одни изучают историю, другие находят общие интересы и при встречах обмениваются опытом. Нам активно помогают дети. В общем, хорошие веяния есть, что не может не радовать.
– Кто же такие казаки?
– Когда была перепись населения, на вопрос о моей национальности я ответил: «Казак!» Но вряд ли этим словом можно характеризовать военное сословие либо субэтнос. Казак – это, скорее, образ жизни. У нас в войске, к слову, есть и русские, и казахи, и башкиры.
Восстановим духовные ценности
Название темы конференции стало актуальным по двум причинам. Во-первых, как уже сообщала наша газета, в настоящее время в округе составляется реестр нематериальных культурных ценностей. Над целым рядом последних нависла угроза полного исчезновения.
- В свою очередь, казачество, особенно Западно-Сибирское, уникальный вид региональной культуры, имеющий свои обычаи, нравы, знания, навыки, предметы и артефакты.
Но что не менее важно, сегодня казаки помогают формировать у граждан России чувство патриотизма и воспитывать подрастающее поколение.
– А объединяло из православие, – считает священник Ханты-Мансийской епархии Андрей Зотов. – Оно помогало воинам сражаться за свою страну, не жалея жизни, побеждать многократно превосходящего в численности противника. Семьи казаков отличались крепостью уз, многодетностью. Разводы осуждались едва ли не всеми. А сегодня только крепкая семья способна противостоять негативным тенденциям нашего времени. Люди и сами чтили православные традиции и праздники, и детей своих к вере приобщали.
Выступавшие вспомнили героические подвиги казаков, покоривших Сибирь и расширивших границы России намного раньше европейцев на Североамериканском континенте. Сравнили их с людьми, совершившими великие географические открытия. Подчеркнули, что во время войн казаки шли в авангарде атаковавших отрядов и прикрывали собой отступавших. Но одно дело напоминать о былом. Куда важнее вернуть все на круги своя. Потому-то и начинают в округе возрождать почти полностью утраченную казачью культуру. Сегодня в музеях организовывают выставки, где представлены артефакты их культуры. А шермиции, возможно, в скором будущем станут этническими видами спорта. Возможно, и общероссийскими, как сабантуи у татар.
- – Все начинается с малого, – полагает младший научный сотрудник отдела истории окружного «Музея Природы и Человека» Дмитрий Филипчук. – Вот и казачество возрождается постепенно. Главное – не сбавлять темпы. Чтобы в обозримом будущем над Россией-матушкой грянуло громкое казачье «Любо!»
Юрий Кручинин
Источник.
Похожие темы
» «Любо, братцы, любо..!»
» Любо, братцы, любо!
» Любо, братцы, любо...
» Любо, братцы, любо!
» Законопроект о разрыве дипотношений с Россией зарегистрирован в Верховной раде
» Любо, братцы, любо!
» Любо, братцы, любо...
» Любо, братцы, любо!
» Законопроект о разрыве дипотношений с Россией зарегистрирован в Верховной раде
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения