Доклад Высокопреосвященнейшего Луки
Страница 1 из 1
Доклад Высокопреосвященнейшего Луки
Доклад Высокопреосвященнейшего Луки, архиепископа Запорожского и Мелитопольского, на Первом большой съезде казачьих духовников
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ваше Святейшество! Досточтимые Владыки, всечестные отцы, господа атаманы,
братья казаки, уважаемые гости съезда казачьих духовников!
братья казаки, уважаемые гости съезда казачьих духовников!
Синодальный отдел по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи (далее – Синодальный отдел) был создан с целью духовного окормления казачьих организаций Украины, которые объявили себя наследниками традиций и идеологии исторического казачества, сыгравшего неоценимую роль в истории нашего народа и Православной Церкви. При создании данного отдела Церковь исходила из исторически сложившегося представления об украинском казачестве, как защитнике Православной веры. Однако выяснилось, что современное казачество отличается от своих славных предшественников. Это совершенно иное общественное явление, только по форме напоминающее былое казачество, но по содержанию отличается теми мотивами и идеями, которыми руководствовались наши предки. Это обусловило те проблемы, с которыми столкнулся Синодальный отдел при попытке выстроить стабильные партнерские взаимоотношения между Церковью и казачеством.
Можно указать на следующие препятствия для миссионерско-просветительской деятельности Синодального отдела:
1. Раздробленность казачества. Церковь часто ставится перед выбором - с каким казачьим войском иметь дело. Часто сами казаки выставляют претензии Церкви, что она должна иметь отношения только с этим войском, а не с другим.
2. Распространение среди казачества этнофилетизма, стремящегося разделить Церковь Христову по национальному признаку, ради удовлетворения национальной гордыни. Отсюда двойственное отношение к Украинской Православной Церкви, как «неукраинской» и тяготение к неканоническим религиозным организациям УПЦ КП и УАПЦ и даже к УГКЦ.
3. В среде казачества, как среди отдельных казаков, так и на уровне целых организаций, часто встречаются религиозная индифферентность и даже враждебность к Православной Церкви, что выражается порой в исповедании откровенного язычества (например, РУНвiри).
4. В большинстве случаев у казаков существует непонимание религиозного содержания понятия «духовных традиций казачества». Под этим понимают исключительно знание исторических событий, внешнюю форму казачьего быта и традиций военного мастерства. Часто от веры берутся сугубо обрядовые формы без духовного содержания, а порой под «казачьим православием» процветает маловерие и откровенные суеверия. Весь комплекс фольклорно-бытового обрядоверия современные казаки именуют своими «духовными казачьими традициями». Принятие к себе «казачьего духовника» в большинстве случаев – всего лишь дань фольклорно-бытовым традициям.
5. Слабое воцерковление даже тех казаков, которые считают себя православными. Хотя подавляющее большинство казаков считают себя людьми, верующими в Бога, но среди них очень мало христиан, осознанно исповедующих Православие. Современное казачество в основной своей массе очень редко посещает храм Господень, как в воскресные, так и в праздничные дни. Посещения, в лучшем случае, происходят для обеспечения охраны и общественного порядка, а подчас имеют некий элемент тщеславия (ожидание поощрения, награды). Большинство казаков ни разу не исповедовались в своих грехах и не причащались Святых Христовых Таин, не соблюдают ни однодневные, ни многодневные посты, а также в церковные праздничные дни и в период постов проводят разного рода мероприятия, содержание которых не соответствует правилам Матери-Церкви.
6. Политические разногласия в Украине, многоконфисиональность, недостаточная правовая база современного казачества создают определенные угрозы. Слишком много недругов и откровенных врагов стремятся оторвать казаков Украины от Матери-Церкви, подбрасывая разные «привлекательные идеи», своеобразное и вредное антинаучное толкование истории для дезориентации, выхолащивания подлинной сущности казачества.
Весь этот комплекс проблем в совокупности присутствует фактически во всех казачьих организациях, так как каждая из них стремится закрепить свое положение за счет увеличения численности своих членов, а не за счет требовательности к нравственно-религиозному облику казаков. Поэтому, хотя большинство организаций декларирует свою готовность идти навстречу Церкви в ее требованиях воцерковления казаков, но на деле это происходит очень медленно.
Для преодоления сложившийся ситуации Синодальный отдел разработал комплекс мероприятий по следующим направлениям:
1. Формирование православной идеологии современного казачества.
Современное казачество религиозно всеядно по причине отсутствия именно православной идеологии казачества. Если идеалы исторического казачества вытекали из православной жизни казаков, то идеалы современного казачества формируются в светском секуляризированном обществе, где доминирует не религиозность, а идеология, которая, к сожалению, часто включает в себя псевдонаучные и псевдорелигиозные взгляды (чего только стоят многочисленные статьи о «характерниках»). Поэтому первейшей задачей Синодального отдела является формирование именно православной идеологии казачества, что будет укреплять дух казачьего Войска. Данная работа идет в двух направлениях:
Во-первых: проведение исторических исследований, касающихся православного мировоззрения казачества, для этого Синодальный отдел привлек профессиональных историков, специализирующихся в этой области (д.и.н., профессора И.И.Лымана и к.и.н. В.В. Грибовского).
Во-вторых: составление «Казачьего Пролога», куда войдут те элементы православного вероучения, извлеченные из Священного Писания, писаний святых отцов и Житий святых, которые сформировали в свое время историческое мировоззрение казаков. Другими словами создание специальной казачьей литературы обязательной для изучения казаками.
Для популяризации православной идеологии казачества был создан сайт Синодального отдела и готовятся печатные издания.
2. Формирование института казачьего духовенства, координатором деятельности которого должен выступать Синодальный отдел
При многочисленности духовенства, окормляющего казачество, статус подавляющего большинства духовников официально никак не регламентирован ни в казачьей организации, ни в структуре епархиального управления. Поэтому приходится сталкиваться с ситуацией, когда появляются у организаций «карманные священники» по принципу: «понравился батюшка — и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять до тех пор, пока не разонравится». Некоторые священники ограничиваются только представительской деятельностью, и, возможно, дружескими отношениями, не заботясь о том, чтобы воцерковлять и религиозно просвещать казаков. Это создает лишь видимость сотрудничества и не приносит положительных результатов.
Поэтому c целью формирования и координации деятельности института казачьего духовенства Синодальный отдел 31 августа провел заседание и семинар для духовников казачества в Запорожье, в котором приняли участие руководители епархиальных отделов по пастырской опеке казачества из 15-ти епархий. Синодальный отдел предложил казачьему духовенству сборник тематических рекомендаций для проведения пастырско-учительной, миссионерской, представительской и богослужебной деятельности среди казаков, а также утвердил к распространению Войсковой казачий требник. В дальнейшем планируется регулярное проведение выездных заседаний и семинаров для казачьего духовенства.
Для повышения авторитета казачьего духовника в среде духовников необходимо «окозачивание» такого пастыря. Он обязан знать традиции, историю и культуру данного исторического Войска.
3. Воцерковление казачьих организаций, идущих на сотрудничество с Синодальным отделом
Воцерковление современного казачества является главной задачей Синодального отдела. Наиболее тесное сотрудничество у Синодального отдела сложилось с Казацким Войском Запорожским Низовым (КВЗН), которое стало площадкой для различных форм миссионерско-просветительской деятельности Синодального отдела. Для координации деятельности духовенства и атаманов КВЗН регулярно проводятся совместные встречи-семинары. В результате этих встреч по просьбе казаков для укрепления их в православной вере и помощи в их служении во всех храмах Запорожской епархии во время богослужений на мирной и сугубой ектиниях вставляются прошения о православном казачестве. Сами казаки поддержали председателя Синодального отдела и отказались от неуместного в храмах приветствия «Будьмо! Гей!», заменив это приветствие на: «С нами Бог! И есть и будет!».
Кроме того казаки КВЗН во время четырех постов в определенный день совершают общее войсковое говение. В некоторых храмах для воцерковления казачества предложено регулярное дежурство казаков на воскресных службах, как для поддержания порядка, так и для приобщения казаков к богослужебной жизни прихода. Духовенство Синодального отдела преподает Закон Божий в действующих при КВЗН центрах: Центре казачьего военно-патриотического воспитания молодежи «Школа Джур» и Всеукраинской федерации «Спас» (на территории историко-культурного комплекса «700-летний Запорожский дуб» была открыта первая казацкая воскресная школа). Особо следует отметить совместные мероприятия Синодального отдела с КВЗН всеукраинского масштаба – это Казачья Тризна на Хортице (1 июня), где Православная Церковь молитвенно поминала всех от века погибших православных казаков; мероприятия, посвященные памяти 790-летию битвы на р.Калке; мероприятия, посвященные Дню казачества Украины в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в т.ч. Всеукраинский казачий фестиваль искусств под девизом «Хортица объединяет Украину»; казаки КВЗН широко привлекались к участию во всех главных мероприятиях в Запорожской епархии, посвященным 1025-летию Крещения Руси.
Этот успешный опыт сотрудничества был предложен как пример другим казачьим организациям на Раде атаманов Украины, которая прошла 31 августа в Запорожье, и в которой принял участие председатель Синодального отдела. На этой встрече Синодальный отдел разработал и предложил текст единой присяги для казаков, согласно которой казаки обязаны быть верными чадами Православной Церкви, чтить священноначалие и защищать Веру Православную, чего, к сожалению, до сих пор не предусматривала ни одна казачья присяга.
В дальнейшем с целью воцерковления казаков Синодальный отдел планирует проведение семинаров-тренингов и учебных лагерей, куда будут приглашаться атаманы и казаки любого звена всех казачьих организаций, с целью их ознакомления с азами Православия и историей казачества в контексте православного мировоззрения.
Синодальный отдел акцентирует также внимание на необходимости взаимодействия с другими Синодальными отделами. Например, паломническому отделу Запорожской епархии было поручено разработать паломнические маршруты по местам казачьей славы и к казачьим православным святыням, а отдел по делам молодежи разработал совместные проекты, куда вместе с церковной молодежью привлекаються воспитанники школ «Джур» и Федерации «Спас» (опыт празднования Дня православной молодежи в Запорожской епархии).
4. Формирование православного казачества, напрямую подчиняющегося Синодальному отделу
Синодальный отдел, несмотря на вышесказанное, не питает иллюзий относительно успехов в воцерковлении большинства казаков при их нежелании менять свое неправославное мировоззрение и образ жизни. Даже при благосклонном отношении к Православию, существующие казачьи организации пытаются декларировать свою независимость от Православной Церкви. Поэтому сегодня нужно думать о формировании казачества, которое будет объединяться не вокруг отдельных атаманов или организаций, а вокруг Православной Церкви. С этой целью Синодальный отдел планирует организовать архиерейскую казачью дружину, куда могут войти как православные казаки любых казачьих организаций, так и прихожане храмов, в глазах которых современное казачество себя дискредитировало. Эти дружины могут в дальнейшем стать авангардом православного казачества, состоящего из верных чад Церкви, которые действительно смогут исполнять роль защитников Православия в Украине.
В заключение хотелось отметить, что конечно же казачество в современном виде не может, а порой и не желает оправдывать тех надежд, которые на него возлагает Православная Церковь, т.е. быть опорой и защитой Церкви перед лицом вызовов современных сил, враждебно настроенных к христианству. А они год от года становятся все более агрессивными и кощунственными. Невозможно уповать только на защиту со стороны государства, которое часто оборачивалась вредом для самой Церкви. В Украине традиционной формой самообороны православных всегда было казачество. И первейшей целью Синодального отдела является возрождение именно такого казачества. А это невозможно без поддержки всего священноначалия Украинской Православной Церкви. К сожалению далеко не все архиереи считают это необходимым и игнорируют инициативы Синодального отдела. Ярким показателем этого является то, что из более чем 40 епархий УПЦ на семинаре казачьего духовенства, проводимого в г.Запорожье, присутствовали представители только из 15 епархий. По непонятным нам причинам, остаются неурегулированными отношения с Комитетом по взаимодействию с казачеством Священного Синода РПЦ, который проводит свои мероприятия с казаками Украины, не считая нужным не только координировать свои действия, но даже поставить в известность Синодальный отдел УПЦ. Понятно, что без координации действий и конструктивного диалога мы не достигнем желаемых результатов. Верю, что все вопросы могут решаться в братской и дружественной атмосфере взаимодействия и любви, и по слову апостола Павла, «если будем единомысленны, мирны,- и Бог любви будет» с нами.
Мы понимаем, что воцерковление казаков и оказачивание священнослужителей огромный и тяжелый крест. Легко не будет. Но по другому нельзя.
Ибо с нами Бог! И Есть и Будет.
Можно указать на следующие препятствия для миссионерско-просветительской деятельности Синодального отдела:
1. Раздробленность казачества. Церковь часто ставится перед выбором - с каким казачьим войском иметь дело. Часто сами казаки выставляют претензии Церкви, что она должна иметь отношения только с этим войском, а не с другим.
2. Распространение среди казачества этнофилетизма, стремящегося разделить Церковь Христову по национальному признаку, ради удовлетворения национальной гордыни. Отсюда двойственное отношение к Украинской Православной Церкви, как «неукраинской» и тяготение к неканоническим религиозным организациям УПЦ КП и УАПЦ и даже к УГКЦ.
3. В среде казачества, как среди отдельных казаков, так и на уровне целых организаций, часто встречаются религиозная индифферентность и даже враждебность к Православной Церкви, что выражается порой в исповедании откровенного язычества (например, РУНвiри).
4. В большинстве случаев у казаков существует непонимание религиозного содержания понятия «духовных традиций казачества». Под этим понимают исключительно знание исторических событий, внешнюю форму казачьего быта и традиций военного мастерства. Часто от веры берутся сугубо обрядовые формы без духовного содержания, а порой под «казачьим православием» процветает маловерие и откровенные суеверия. Весь комплекс фольклорно-бытового обрядоверия современные казаки именуют своими «духовными казачьими традициями». Принятие к себе «казачьего духовника» в большинстве случаев – всего лишь дань фольклорно-бытовым традициям.
5. Слабое воцерковление даже тех казаков, которые считают себя православными. Хотя подавляющее большинство казаков считают себя людьми, верующими в Бога, но среди них очень мало христиан, осознанно исповедующих Православие. Современное казачество в основной своей массе очень редко посещает храм Господень, как в воскресные, так и в праздничные дни. Посещения, в лучшем случае, происходят для обеспечения охраны и общественного порядка, а подчас имеют некий элемент тщеславия (ожидание поощрения, награды). Большинство казаков ни разу не исповедовались в своих грехах и не причащались Святых Христовых Таин, не соблюдают ни однодневные, ни многодневные посты, а также в церковные праздничные дни и в период постов проводят разного рода мероприятия, содержание которых не соответствует правилам Матери-Церкви.
6. Политические разногласия в Украине, многоконфисиональность, недостаточная правовая база современного казачества создают определенные угрозы. Слишком много недругов и откровенных врагов стремятся оторвать казаков Украины от Матери-Церкви, подбрасывая разные «привлекательные идеи», своеобразное и вредное антинаучное толкование истории для дезориентации, выхолащивания подлинной сущности казачества.
Весь этот комплекс проблем в совокупности присутствует фактически во всех казачьих организациях, так как каждая из них стремится закрепить свое положение за счет увеличения численности своих членов, а не за счет требовательности к нравственно-религиозному облику казаков. Поэтому, хотя большинство организаций декларирует свою готовность идти навстречу Церкви в ее требованиях воцерковления казаков, но на деле это происходит очень медленно.
Для преодоления сложившийся ситуации Синодальный отдел разработал комплекс мероприятий по следующим направлениям:
1. Формирование православной идеологии современного казачества.
Современное казачество религиозно всеядно по причине отсутствия именно православной идеологии казачества. Если идеалы исторического казачества вытекали из православной жизни казаков, то идеалы современного казачества формируются в светском секуляризированном обществе, где доминирует не религиозность, а идеология, которая, к сожалению, часто включает в себя псевдонаучные и псевдорелигиозные взгляды (чего только стоят многочисленные статьи о «характерниках»). Поэтому первейшей задачей Синодального отдела является формирование именно православной идеологии казачества, что будет укреплять дух казачьего Войска. Данная работа идет в двух направлениях:
Во-первых: проведение исторических исследований, касающихся православного мировоззрения казачества, для этого Синодальный отдел привлек профессиональных историков, специализирующихся в этой области (д.и.н., профессора И.И.Лымана и к.и.н. В.В. Грибовского).
Во-вторых: составление «Казачьего Пролога», куда войдут те элементы православного вероучения, извлеченные из Священного Писания, писаний святых отцов и Житий святых, которые сформировали в свое время историческое мировоззрение казаков. Другими словами создание специальной казачьей литературы обязательной для изучения казаками.
Для популяризации православной идеологии казачества был создан сайт Синодального отдела и готовятся печатные издания.
2. Формирование института казачьего духовенства, координатором деятельности которого должен выступать Синодальный отдел
При многочисленности духовенства, окормляющего казачество, статус подавляющего большинства духовников официально никак не регламентирован ни в казачьей организации, ни в структуре епархиального управления. Поэтому приходится сталкиваться с ситуацией, когда появляются у организаций «карманные священники» по принципу: «понравился батюшка — и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять до тех пор, пока не разонравится». Некоторые священники ограничиваются только представительской деятельностью, и, возможно, дружескими отношениями, не заботясь о том, чтобы воцерковлять и религиозно просвещать казаков. Это создает лишь видимость сотрудничества и не приносит положительных результатов.
Поэтому c целью формирования и координации деятельности института казачьего духовенства Синодальный отдел 31 августа провел заседание и семинар для духовников казачества в Запорожье, в котором приняли участие руководители епархиальных отделов по пастырской опеке казачества из 15-ти епархий. Синодальный отдел предложил казачьему духовенству сборник тематических рекомендаций для проведения пастырско-учительной, миссионерской, представительской и богослужебной деятельности среди казаков, а также утвердил к распространению Войсковой казачий требник. В дальнейшем планируется регулярное проведение выездных заседаний и семинаров для казачьего духовенства.
Для повышения авторитета казачьего духовника в среде духовников необходимо «окозачивание» такого пастыря. Он обязан знать традиции, историю и культуру данного исторического Войска.
3. Воцерковление казачьих организаций, идущих на сотрудничество с Синодальным отделом
Воцерковление современного казачества является главной задачей Синодального отдела. Наиболее тесное сотрудничество у Синодального отдела сложилось с Казацким Войском Запорожским Низовым (КВЗН), которое стало площадкой для различных форм миссионерско-просветительской деятельности Синодального отдела. Для координации деятельности духовенства и атаманов КВЗН регулярно проводятся совместные встречи-семинары. В результате этих встреч по просьбе казаков для укрепления их в православной вере и помощи в их служении во всех храмах Запорожской епархии во время богослужений на мирной и сугубой ектиниях вставляются прошения о православном казачестве. Сами казаки поддержали председателя Синодального отдела и отказались от неуместного в храмах приветствия «Будьмо! Гей!», заменив это приветствие на: «С нами Бог! И есть и будет!».
Кроме того казаки КВЗН во время четырех постов в определенный день совершают общее войсковое говение. В некоторых храмах для воцерковления казачества предложено регулярное дежурство казаков на воскресных службах, как для поддержания порядка, так и для приобщения казаков к богослужебной жизни прихода. Духовенство Синодального отдела преподает Закон Божий в действующих при КВЗН центрах: Центре казачьего военно-патриотического воспитания молодежи «Школа Джур» и Всеукраинской федерации «Спас» (на территории историко-культурного комплекса «700-летний Запорожский дуб» была открыта первая казацкая воскресная школа). Особо следует отметить совместные мероприятия Синодального отдела с КВЗН всеукраинского масштаба – это Казачья Тризна на Хортице (1 июня), где Православная Церковь молитвенно поминала всех от века погибших православных казаков; мероприятия, посвященные памяти 790-летию битвы на р.Калке; мероприятия, посвященные Дню казачества Украины в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в т.ч. Всеукраинский казачий фестиваль искусств под девизом «Хортица объединяет Украину»; казаки КВЗН широко привлекались к участию во всех главных мероприятиях в Запорожской епархии, посвященным 1025-летию Крещения Руси.
Этот успешный опыт сотрудничества был предложен как пример другим казачьим организациям на Раде атаманов Украины, которая прошла 31 августа в Запорожье, и в которой принял участие председатель Синодального отдела. На этой встрече Синодальный отдел разработал и предложил текст единой присяги для казаков, согласно которой казаки обязаны быть верными чадами Православной Церкви, чтить священноначалие и защищать Веру Православную, чего, к сожалению, до сих пор не предусматривала ни одна казачья присяга.
В дальнейшем с целью воцерковления казаков Синодальный отдел планирует проведение семинаров-тренингов и учебных лагерей, куда будут приглашаться атаманы и казаки любого звена всех казачьих организаций, с целью их ознакомления с азами Православия и историей казачества в контексте православного мировоззрения.
Синодальный отдел акцентирует также внимание на необходимости взаимодействия с другими Синодальными отделами. Например, паломническому отделу Запорожской епархии было поручено разработать паломнические маршруты по местам казачьей славы и к казачьим православным святыням, а отдел по делам молодежи разработал совместные проекты, куда вместе с церковной молодежью привлекаються воспитанники школ «Джур» и Федерации «Спас» (опыт празднования Дня православной молодежи в Запорожской епархии).
4. Формирование православного казачества, напрямую подчиняющегося Синодальному отделу
Синодальный отдел, несмотря на вышесказанное, не питает иллюзий относительно успехов в воцерковлении большинства казаков при их нежелании менять свое неправославное мировоззрение и образ жизни. Даже при благосклонном отношении к Православию, существующие казачьи организации пытаются декларировать свою независимость от Православной Церкви. Поэтому сегодня нужно думать о формировании казачества, которое будет объединяться не вокруг отдельных атаманов или организаций, а вокруг Православной Церкви. С этой целью Синодальный отдел планирует организовать архиерейскую казачью дружину, куда могут войти как православные казаки любых казачьих организаций, так и прихожане храмов, в глазах которых современное казачество себя дискредитировало. Эти дружины могут в дальнейшем стать авангардом православного казачества, состоящего из верных чад Церкви, которые действительно смогут исполнять роль защитников Православия в Украине.
В заключение хотелось отметить, что конечно же казачество в современном виде не может, а порой и не желает оправдывать тех надежд, которые на него возлагает Православная Церковь, т.е. быть опорой и защитой Церкви перед лицом вызовов современных сил, враждебно настроенных к христианству. А они год от года становятся все более агрессивными и кощунственными. Невозможно уповать только на защиту со стороны государства, которое часто оборачивалась вредом для самой Церкви. В Украине традиционной формой самообороны православных всегда было казачество. И первейшей целью Синодального отдела является возрождение именно такого казачества. А это невозможно без поддержки всего священноначалия Украинской Православной Церкви. К сожалению далеко не все архиереи считают это необходимым и игнорируют инициативы Синодального отдела. Ярким показателем этого является то, что из более чем 40 епархий УПЦ на семинаре казачьего духовенства, проводимого в г.Запорожье, присутствовали представители только из 15 епархий. По непонятным нам причинам, остаются неурегулированными отношения с Комитетом по взаимодействию с казачеством Священного Синода РПЦ, который проводит свои мероприятия с казаками Украины, не считая нужным не только координировать свои действия, но даже поставить в известность Синодальный отдел УПЦ. Понятно, что без координации действий и конструктивного диалога мы не достигнем желаемых результатов. Верю, что все вопросы могут решаться в братской и дружественной атмосфере взаимодействия и любви, и по слову апостола Павла, «если будем единомысленны, мирны,- и Бог любви будет» с нами.
Мы понимаем, что воцерковление казаков и оказачивание священнослужителей огромный и тяжелый крест. Легко не будет. Но по другому нельзя.
Ибо с нами Бог! И Есть и Будет.
+ ЛУКА,
Архиепископ Запорожский и Мелитопольский
Председатель Синодального отдела УПЦ
по делам пастырской опеки казачества Украины
и духовно-физического воспитания молодежи
Архиепископ Запорожский и Мелитопольский
Председатель Синодального отдела УПЦ
по делам пастырской опеки казачества Украины
и духовно-физического воспитания молодежи
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Доклад бывшего члена Казачьего отдела ВЦИК М. Данилова
» Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXII Международных Рождественских чтений
» Доклад М.В. Нестерова О положении в Хоперском районе Донской области во время пребывания там Советской власти
» Доклад председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством на конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»
» Доклад Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на Круглом столе «Казачество: служение Богу, Отечеству, народу»
» Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXII Международных Рождественских чтений
» Доклад М.В. Нестерова О положении в Хоперском районе Донской области во время пребывания там Советской власти
» Доклад председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством на конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»
» Доклад Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на Круглом столе «Казачество: служение Богу, Отечеству, народу»
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения