Казак без веры - не казак
Страница 1 из 1
Казак без веры - не казак
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ БОЛЬШОЙ СЪЕЗД КАЗАЧЬИХ ДУХОВНИКОВ
Этот форум – беспрецедентный в истории Церкви – имел собственное программное наименование «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Был у него и неформальный лейтмотив: с трибуны часто раздавалось «Казак без веры – не казак», ответом на которое из зала летело громогласное «Любо!»
Нельзя быть казаком и не причащаться
Среди раздаточных материалов делегаты находили две добротно изданные (только-только из типографии) духовные книги: «Молитвослов православного казака» (тираж 1 тыс. экз.) и предназначенный для бесплатного распространения миссионерский русский перевод Нового Завета и Псалтири (тираж 100 тыс. экз.) Парадоксальное противоречие такого набора, увы, лишь кажущееся. Хотя среди делегатов и оказалось несколько сотен священников, духовно окормляющих казачьи реестровые формирования и общественные организации, в зале они отнюдь не доминировали. Примерно столько же, если не больше, кресел занимали атаманы и их заместители по духовно-нравственному воспитанию, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, студенты-казаки. И именно в этой среде, как с болью звучало с трибуны, далеко не все в порядке с воцерковленностью, с реальным участием в жизни матери-Церкви.
Высокий градус острому обсуждению этой темы задал в первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл. «По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни, - считает Святейший Владыка. – Это не этническая группа, даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности».
В основе образа жизни любого казака, уверен докладчик – православная вера и любовь к Отечеству. Сегодня к Православию уважительно относится каждый казак. Но достаточно ли этого? «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью, - напомнил собравшимся Предстоятель. – Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви».
И уж безусловно к подлинно церковным людям даже с натяжкой нельзя отнести казаков, не хранящих однодневные и многодневные посты. Если человек не способен обуздать собственную волю в столь малом, стоит ли ему замахиваться на великие дела – как защита Родины, сохранение единства и целостности ее рубежей? Какую, наконец, решимость такой казак продемонстрирует в бою?
А с вашим атаманом не приходится тужить?
Но, быть может, краски слишком сгущаются? Не исключено, современные казаки – маяки для мирян в вопросах веры и воцерковленности? Конечно, позитивные примеры, хотя бы на уровне символов и обрядов (что уже неплохо), есть. О них подробно говорил казачий генерал, атаман Кубанского казачьего войска (в реестре – 43,5 тыс. служащих, вместе с членами семей – 151 тысяча человек) Николай Долуда. «Любой избранный атаман занимает свой пост только с архиерейского благословения, а при присяге клянется на Святом Евангелии. Это закон, - рассказал Николай Александрович. – Каждое собрание, заседание, встреча обязательно начинается с молитвы перед иконой, которую читает священник или поставленный им казак. Великим Постом мы избегаем проводить большие важные мероприятия, требующие большого стечения народа».
И все же это внешняя, пусть и тесно соприкасающаяся с церковностью, сторона православного обряда, как и торжественная встреча Благодатного Огня, о которой красочно рассказывал атаман Долуда. Это – форма, а какое у нее содержание? «По нашим данным, большинство казаков ни разу не исповедались и не причащались, не соблюдают посты, - с горечью говорит глава Отдела Украинской Православной Церкви по делам пастырского окормления казачества и духовно-физического воспитания молодежи архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука. – Современное казачество далеко отстоит от своих славных предков. Это совершенно иное общественное явление, только по форме напоминающее былое казачество». «Сейчас мы видим далеко не радостную картину: казачьи семьи разрушаются, браки в лучшем случае регистрируются в загсах, а то и вообще налицо блудное сожительство. Про венчания и говорить не приходится: по данным проводимого нами мониторинга только каждый третий казачий брак является венчанным, - вторит глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей. Да и само понятие «некрещеный казак» — однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей той ответственности, которую на себя берешь, того, Кому ты присягаешь?!» Другие данные упомянутого владыкой Кириллом мониторинга в целом согласуются с приведенной выше украинской статистикой: средний российский казак причащается Святых Христовых Тайн два-три раза ежегодно. С такой же невысокой частотой и исповедуется – что, помимо прочего, свидетельствует о нивелировании Исповеди как самоценного таинства и ее «служебной» трактовке как подготовительной перед Причащением процедуры.
Но если в вопросах веры невежествен рядовой казак, его может вразумить атаман. А что делать, если сам атаман бросается из стороны в сторону? Высокопреосвященный Кирилл рассказал о недавних случаях наложения им епитимий на двух атаманов, за каждым из которых – десятки тысяч казаков. После этой крайней, но необходимой меры оба (хотя один и не сразу) покаялись, возвратились к нормальной духовной жизни, покончили с расколом и смутой.
Почему вне закона кадетский храм
Искоренять не следствия, а причины недолжного поведения христианина-казака, укоренять его в православной традиции могла бы логично выстроенная система катехизации и религиозного образования, основанная на инновационных методиках патриотического воспитания. О ней подробно говорил глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Текущая численность казачьих формирований Всевеликого Войска Донского на территории Донской митрополии превышает 80 тыс. человек. И ее вполне можно рассматривать как модельный массив для отработки своеобразного пилотного эксперимента в этой сфере.
Сейчас казачьим просвещением в 122 учебных заведениях охвачено 30 тыс. человек. В митрополии свыше двух десятков казачьих детских садов и восемь кадетских корпусов (общая емкость последних – полторы тысячи воспитанников). В казачьих кадетских корпусах курс основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) для четвероклассников продолжается факультативом по Основам православной культуры (он длится с 5-го по 9-й классы). После этого – в старших классах, в полном соответствии с новым федеральным Законом об образовании – ОРКСЭ становится профильным предметом, а на уровне факультатива параллельно преподаются вероучительные дисциплины. Разумеется, эта законченная схема православного воспитания реализуется при строгом соблюдении всех ведомственных формальных алгоритмов, исключительно с согласия родителей воспитанников.
Но комплексная образовательная система в данном случае должна включать в себя не только воцерковление казачества, но и оказачивание священнослужителей. Чтобы эффективно выполнять непростую роль духовника в этой среде, да и просто-напросто пользоваться у казаков элементарным авторитетом, священник обязан быть в курсе казачьих дел, свободно ориентироваться в их ментальности. Поэтому митрополия добилась подписания трехстороннего соглашения между Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Донской духовной семинарией и Всевеликим войском Донским о совместной деятельности по подготовке кадетов-казаков к поступлению в семинарию для последующего их служения в качестве казачьих священников.
«Но и здесь есть определенные трудности, - замечает Высокопреосвященный Меркурий. - Законом наличие религиозных или культовых сооружений на территории учебных заведений не допускается, и кадетские корпуса не исключение. Таким образом, мы сталкиваемся с отсутствием законодательной базы, которая бы позволяла возводить православные храмы и часовни на территории учебных заведений со статусом «казачий». Думается, Синодальному отделу религиозного образования совместно с Советом при Президенте России по делам казачества необходимо задуматься о путях законодательного разрешения этого противоречия». Эти слова владыки утонули в продолжительных аплодисментах, что красноречиво свидетельствует: «мозоль» наболела.
По итогам съезда была принята пространная резолюция. Она заявляет о необходимости сконцентрировать усилия на четырех главных направлениях. Первое – достижение общей задачи казачьих обществ и Церкви: возрождение и развитие самобытной казачьей культуры и традиционных духовных ценностей как основы казачьего уклада жизни. Второе – международное сотрудничество духовенства и православных казаков в проведении совместных мероприятий, направленных на объединение казачества вокруг Церкви в России и за рубежом. Третье – кооперация научных и общественных организаций, издательств по разработке и выпуску учебно-методических пособий, обобщающих опыт духовно-нравственного воспитания казаков. Четвертое – продолжение практики проведения в регионах информационно-обучающих семинаров для атаманов, священников и педагогических работников. А нам остается только надеяться, что первый съезд не окажется последним...
Пять заповедей казака
Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням.
В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой — «каждый казак призван жить в венчанном браке».
Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.
Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.
В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам православной веры».
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Воцерковление казаков – жизненно важный вопрос» (из доклада на съезде)
Особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего.
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством: «Казачий духовник – это не карьерная ступень» (из доклада на съезде)
Зачастую наблюдается, что духовник воспринимает свое назначение как некое внешнее послушание, которое он должен выполнять по благословению своего правящего архиерея. Не секрет: бывают случаи, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший какую-нибудь административную должность в церковной системе, видит в этом, прежде всего, некую карьерную ступень, а стремление написать хороший, красивый и грамотно составленный отчет затмевает реальную, каждодневную работу по духовному окормлению казачества. Понятно, что священник несет еще и множество других послушаний, может быть настоятелем, благочинным, как приходской батюшка обязан уделять внимание и остальной пастве — прихожанам своего храма, однако очевидно нужно помнить, что Господь не дает послушания не по силам, а цена такого нерадения подчас может оказаться слишком высокой.
Этот форум – беспрецедентный в истории Церкви – имел собственное программное наименование «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Был у него и неформальный лейтмотив: с трибуны часто раздавалось «Казак без веры – не казак», ответом на которое из зала летело громогласное «Любо!»
Нельзя быть казаком и не причащаться
Среди раздаточных материалов делегаты находили две добротно изданные (только-только из типографии) духовные книги: «Молитвослов православного казака» (тираж 1 тыс. экз.) и предназначенный для бесплатного распространения миссионерский русский перевод Нового Завета и Псалтири (тираж 100 тыс. экз.) Парадоксальное противоречие такого набора, увы, лишь кажущееся. Хотя среди делегатов и оказалось несколько сотен священников, духовно окормляющих казачьи реестровые формирования и общественные организации, в зале они отнюдь не доминировали. Примерно столько же, если не больше, кресел занимали атаманы и их заместители по духовно-нравственному воспитанию, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, студенты-казаки. И именно в этой среде, как с болью звучало с трибуны, далеко не все в порядке с воцерковленностью, с реальным участием в жизни матери-Церкви.
Высокий градус острому обсуждению этой темы задал в первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл. «По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни, - считает Святейший Владыка. – Это не этническая группа, даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности».
В основе образа жизни любого казака, уверен докладчик – православная вера и любовь к Отечеству. Сегодня к Православию уважительно относится каждый казак. Но достаточно ли этого? «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью, - напомнил собравшимся Предстоятель. – Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви».
И уж безусловно к подлинно церковным людям даже с натяжкой нельзя отнести казаков, не хранящих однодневные и многодневные посты. Если человек не способен обуздать собственную волю в столь малом, стоит ли ему замахиваться на великие дела – как защита Родины, сохранение единства и целостности ее рубежей? Какую, наконец, решимость такой казак продемонстрирует в бою?
А с вашим атаманом не приходится тужить?
Но, быть может, краски слишком сгущаются? Не исключено, современные казаки – маяки для мирян в вопросах веры и воцерковленности? Конечно, позитивные примеры, хотя бы на уровне символов и обрядов (что уже неплохо), есть. О них подробно говорил казачий генерал, атаман Кубанского казачьего войска (в реестре – 43,5 тыс. служащих, вместе с членами семей – 151 тысяча человек) Николай Долуда. «Любой избранный атаман занимает свой пост только с архиерейского благословения, а при присяге клянется на Святом Евангелии. Это закон, - рассказал Николай Александрович. – Каждое собрание, заседание, встреча обязательно начинается с молитвы перед иконой, которую читает священник или поставленный им казак. Великим Постом мы избегаем проводить большие важные мероприятия, требующие большого стечения народа».
И все же это внешняя, пусть и тесно соприкасающаяся с церковностью, сторона православного обряда, как и торжественная встреча Благодатного Огня, о которой красочно рассказывал атаман Долуда. Это – форма, а какое у нее содержание? «По нашим данным, большинство казаков ни разу не исповедались и не причащались, не соблюдают посты, - с горечью говорит глава Отдела Украинской Православной Церкви по делам пастырского окормления казачества и духовно-физического воспитания молодежи архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука. – Современное казачество далеко отстоит от своих славных предков. Это совершенно иное общественное явление, только по форме напоминающее былое казачество». «Сейчас мы видим далеко не радостную картину: казачьи семьи разрушаются, браки в лучшем случае регистрируются в загсах, а то и вообще налицо блудное сожительство. Про венчания и говорить не приходится: по данным проводимого нами мониторинга только каждый третий казачий брак является венчанным, - вторит глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей. Да и само понятие «некрещеный казак» — однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей той ответственности, которую на себя берешь, того, Кому ты присягаешь?!» Другие данные упомянутого владыкой Кириллом мониторинга в целом согласуются с приведенной выше украинской статистикой: средний российский казак причащается Святых Христовых Тайн два-три раза ежегодно. С такой же невысокой частотой и исповедуется – что, помимо прочего, свидетельствует о нивелировании Исповеди как самоценного таинства и ее «служебной» трактовке как подготовительной перед Причащением процедуры.
Но если в вопросах веры невежествен рядовой казак, его может вразумить атаман. А что делать, если сам атаман бросается из стороны в сторону? Высокопреосвященный Кирилл рассказал о недавних случаях наложения им епитимий на двух атаманов, за каждым из которых – десятки тысяч казаков. После этой крайней, но необходимой меры оба (хотя один и не сразу) покаялись, возвратились к нормальной духовной жизни, покончили с расколом и смутой.
Почему вне закона кадетский храм
Искоренять не следствия, а причины недолжного поведения христианина-казака, укоренять его в православной традиции могла бы логично выстроенная система катехизации и религиозного образования, основанная на инновационных методиках патриотического воспитания. О ней подробно говорил глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Текущая численность казачьих формирований Всевеликого Войска Донского на территории Донской митрополии превышает 80 тыс. человек. И ее вполне можно рассматривать как модельный массив для отработки своеобразного пилотного эксперимента в этой сфере.
Сейчас казачьим просвещением в 122 учебных заведениях охвачено 30 тыс. человек. В митрополии свыше двух десятков казачьих детских садов и восемь кадетских корпусов (общая емкость последних – полторы тысячи воспитанников). В казачьих кадетских корпусах курс основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) для четвероклассников продолжается факультативом по Основам православной культуры (он длится с 5-го по 9-й классы). После этого – в старших классах, в полном соответствии с новым федеральным Законом об образовании – ОРКСЭ становится профильным предметом, а на уровне факультатива параллельно преподаются вероучительные дисциплины. Разумеется, эта законченная схема православного воспитания реализуется при строгом соблюдении всех ведомственных формальных алгоритмов, исключительно с согласия родителей воспитанников.
Но комплексная образовательная система в данном случае должна включать в себя не только воцерковление казачества, но и оказачивание священнослужителей. Чтобы эффективно выполнять непростую роль духовника в этой среде, да и просто-напросто пользоваться у казаков элементарным авторитетом, священник обязан быть в курсе казачьих дел, свободно ориентироваться в их ментальности. Поэтому митрополия добилась подписания трехстороннего соглашения между Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Донской духовной семинарией и Всевеликим войском Донским о совместной деятельности по подготовке кадетов-казаков к поступлению в семинарию для последующего их служения в качестве казачьих священников.
«Но и здесь есть определенные трудности, - замечает Высокопреосвященный Меркурий. - Законом наличие религиозных или культовых сооружений на территории учебных заведений не допускается, и кадетские корпуса не исключение. Таким образом, мы сталкиваемся с отсутствием законодательной базы, которая бы позволяла возводить православные храмы и часовни на территории учебных заведений со статусом «казачий». Думается, Синодальному отделу религиозного образования совместно с Советом при Президенте России по делам казачества необходимо задуматься о путях законодательного разрешения этого противоречия». Эти слова владыки утонули в продолжительных аплодисментах, что красноречиво свидетельствует: «мозоль» наболела.
По итогам съезда была принята пространная резолюция. Она заявляет о необходимости сконцентрировать усилия на четырех главных направлениях. Первое – достижение общей задачи казачьих обществ и Церкви: возрождение и развитие самобытной казачьей культуры и традиционных духовных ценностей как основы казачьего уклада жизни. Второе – международное сотрудничество духовенства и православных казаков в проведении совместных мероприятий, направленных на объединение казачества вокруг Церкви в России и за рубежом. Третье – кооперация научных и общественных организаций, издательств по разработке и выпуску учебно-методических пособий, обобщающих опыт духовно-нравственного воспитания казаков. Четвертое – продолжение практики проведения в регионах информационно-обучающих семинаров для атаманов, священников и педагогических работников. А нам остается только надеяться, что первый съезд не окажется последним...
Пять заповедей казака
Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням.
В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой — «каждый казак призван жить в венчанном браке».
Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.
Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.
В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам православной веры».
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Воцерковление казаков – жизненно важный вопрос» (из доклада на съезде)
Особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего.
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством: «Казачий духовник – это не карьерная ступень» (из доклада на съезде)
Зачастую наблюдается, что духовник воспринимает свое назначение как некое внешнее послушание, которое он должен выполнять по благословению своего правящего архиерея. Не секрет: бывают случаи, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший какую-нибудь административную должность в церковной системе, видит в этом, прежде всего, некую карьерную ступень, а стремление написать хороший, красивый и грамотно составленный отчет затмевает реальную, каждодневную работу по духовному окормлению казачества. Понятно, что священник несет еще и множество других послушаний, может быть настоятелем, благочинным, как приходской батюшка обязан уделять внимание и остальной пастве — прихожанам своего храма, однако очевидно нужно помнить, что Господь не дает послушания не по силам, а цена такого нерадения подчас может оказаться слишком высокой.
Дмитрий Анохин
Источник.
Похожие темы
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры — не казак
» Мониторинг СМИ: "Казак без веры не казак!"
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры — не казак
» Мониторинг СМИ: "Казак без веры не казак!"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения