Казаки Белгородчины
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Станицы генеральского звания

Перейти вниз

Станицы генеральского звания Empty Станицы генеральского звания

Сообщение  Григорий Мелехов Ср Дек 11, 2013 11:52 am

155 лет назад большинство первых казачьих станиц, основанных на Среднем Амуре в пределах будущей ЕАО, получили названия в честь людей, внесших большой вклад в освоение Приамурья и его присоединения к России

События тех давних лет не утрачены из памяти поколения людей, которые живут ныне в бывших казачьих станицах Октябрьского, Ленинского, Биробиджанского, Облученского, Смидовичского районов. Среди них немало тех, кто носит фамилии своих славных предков. Память о первых среднеамурских первопоселенцев бережно хранится в сельских музеях, а также в семейных архивах, а с недавних пор и в возрожденном на территории ЕАО окружном казачьем обществе. Жители нескольких казачьих станиц отметили в нынешнем году 155-летнюю годовщину основания. Праздники прошли в селах Екатерино-Никольское, Пузино. Первая станица получила свое название от имени и отчества супруги Н.Н. Муравьева-Амурского Екатерины Николаевны, вторая – названа в честь одного из его ближайших помощников Помпея Поликарповича Пузино. На осень нынешнего года были запланированы юбилейные праздники в бывшей станице Михайло-Семеновской (ныне село Ленинское) и в соседнем с ним селе Кукелево. К сожалению, планам не суждено было сбыться из-за катастрофического наводнения, от которого сильно пострадали оба поселения. Однако юбилейные праздники не отменены и состоятся в 2014 году. В заметках, которые предлагаются нашим читателям, будет рассказано о Михаиле Семеновиче Корсакове, в честь которого была названа ст.Михайло-Семеновская, и Болиславе-Викторе Казимировиче Кукеле. Оба они имели генеральские звания и были отмечены многими почестями за освоение Амура.

Завидная карьера Корсакова

В начальный период амурской эпопеи (1855-1858 гг.) М.С.Корсаков был забайкальским губернатором с центром в Чите. Этот пост он занял, будучи всего лишь 30-летним казачьим офицером, и вскоре был повышен до звания генерал-майора. В этой завидной карьере ему способствовал генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев. Он не только ценил организаторские и деловые способности Корсакова, но и его исключительную честность и порядочность. К тому же Михаил Семенович был родственником генерал-губернатора, что имело тоже большое значение для карьерного роста. В научном исследовании «Губернаторы Забайкалья. 1851-1917 гг.» сотрудница Читинского государственного архива Т. Константинова период губернаторства Корсакова оценивает как время его большой заботы о развитии Забайкалья, народного образования, медицинского обслуживания, культуры. Военный губернатор получил в тот период также должность атамана Забайкальского казачьего войска. Из его состава формировались первые подразделения Амурского казачьего войска для заселения Верхнего и Среднего Амура от Шилки до впадения в Амур Уссури. Корсаков лично утверждал списки казаков из забайкальских казачьих сел на переселение в Амурскую область. В их числе был и Первый Амурский пеший казачий батальон, который был направлен на Средний Амур и занял пограничную линию от станицы Пашковой до станицы Казакевичева вблизи устья Уссури. Батальон расположился в 18-ти береговых станицах. Та из них, что была поставлена немного ниже впадения с китайской стороны в Амур реки Сунгари, и получила название Михайло-Семеновской. Правда, сам «именинник» не бывал в станице, однако эта честь ему была оказана по реальным заслугам в колонизации Приамурья. Поэтому не случайно он, когда в 1861 году Н.Н. Муравьев-Амурский отбыл в Санкт-Петербург, был жалован императором России Александром II должностью генерал-губернатора Восточной Сибири. Ему было присвоено очередное, более высокое звание - генерал-лейтенант. В прямом подчинении Корсакова находилась гигантская территория – от Иркутской области до Тихого океана, включая Камчатку и Сахалин. Он возглавлял на ней административную и военную власть вплоть до 1871 года, когда был отозван для прохождения дальнейшей службы в столицу Российской империи.

В момент основания, т.е. в мае 1858 года, Михайло-Семеновская получила статус окружной станицы и в ней разместился штаб батальона. Из трех округов – Раддевского, Екатерино-Никольского и Михайло-Семеновского – последний был самым большим как по территории, так и по числу казачьих поселений. В округ входили 15 станиц и поселков, а после прокладки по территории нынешней ЕАО колесного тракта в него включили еще шесть почтовых станций.

Первые печатные сведения о Михайло-Семеновской можно найти в сборнике очерков петербургского публициста и путешественника С.Максимова, побывавшего в амурских станицах в 1863 году.

«Станица Михайло-Семеновская лежит верстою ниже от того места, где вышли на берег Амура дома батальонного штаба и поставлены две пушки и мачта с флагом.

Маньчжуры со здешними казаками не имеют никаких сношений и ни за что не решаются пускать их в Сунгари, однако враждебных действий никаких не показывали: ни буды (пшено), ни муки казакам достать было негде. Нужда настояла в станице, настояла едва ли не большая, чем во всех предыдущих. Вдобавок еще ко всему они обязаны были в полтора месяца (!) соорудить два батальонных дома, которые были и холодны, и сыры, и весной лил с потолка буквально дождик…

Гольды, кочующие поблизости, полезны были для казаков только рыбой и отчасти соболями (покупали их от трех до пяти рублей серебряною монетою за шкурку). Сами казаки били енотов, выкуривая их из нор…»

К сожалению, кроме этих скупых сведений автором не оставлено других подробностей о жизни станицы. Из других источников известно, что в тот год число жилых домов не превышало 25, а вообще численность казачьей общины в нем приближалась к 150 душам обоего пола. Более подробную характеристику спустя 30 лет дал станице другой исследователь Амурской области Г. Грум-Гржимайло. В его записках указывается, что в 1893 году было уже 90 дворов, а общее число жителей составляло более 600 человек. В станице были церковь, школа с двумя учителями и 56 учащимися, станичное правление, хлебный магазин, питейное заведение, четыре мелочные лавки, водяная и четыре конные мельницы, почтово-телеграфное управление. Кроме 69 лиц: духовенства, почтово-телеграфных чиновников, мещан, все остальные – казаки. В отводе у них находится 8380 десятин (8500 га). Станичники выращивали рожь, пшеницу, овес, гречиху, ячмень, держали много домашней живности. Подспорьем к продовольственному обеспечению семей были рыбалка, а также охота на изюбрей, косуль, кабанов.

К описываемому Грум-Гржимайло периоду штаб Амурского казачьего батальона был переведен в станицу Екатерино-Никольскую из-за частых наводнений, которые затапливали как саму станицу, так и его окрестности.

В честь поляка Кукеля

В десяти верстах выше по Амуру от ст. Михайло-Семеновской тоже в мае 1858 года была заложена станица Кукелевская, или Кукелева. Место для нее было выбрано не на самом берегу Амура, как для Михайло-Семеновской, а поодаль от него - примерно в четырех верстах от береговой линии. Это было обусловлено низкой поймой, которая также подвергалась наводнениям, и для станицы выбрали место повыше. Свое название она получила от имени еще одного сподвижника Муравьева-Амурского – генерала Б.К.Кукеля, внёсшего большой вклад в организацию заселения Амура.

В 1862 году Болислав-Виктор Казимирович был назначен на должность военного губернатора Забайкальской области. Он был помощником генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова, служил в должности начальника штаба войск Восточной Сибири. Был он женат на сибирской красавице, отличающейся спокойным и независимым нравом. В то время он, достаточно молодой человек – 35 лет от роду, имел в Иркутске безупречную репутацию.

Сосланный в Сибирь по политическим мотивам князь П.Кропоткин называл его восхитительным человеком, отмечал, что его все любят за справедливость и умение принимать решения, не оглядываясь на авторитет начальства. Его любимой фразой была: «всякое насилие есть мерзость, давайте свободу».

Карьера Кукеля закончилась в 1863 году. В феврале из Иркутска прибыл нарочный и вручил ему пакет. В нем находилось предписание оставить пост губернатора Забайкальской области, вернуться в Иркутск, «не принимая должности начальника штаба». И только заступничество Н. Муравьева-Амурского, который тогда уже служил в Санкт-Петербурге, улучшило положение Болислава Казимировича и его семьи (его обвинили в сочувствии к Польскому восстанию).

С грустью проводили читинцы своего заступника и ходатая по делам области. В Чите он собрал вокруг себя замечательных людей, поручал им разрабатывать проекты реформ, касающихся льгот купцам, мещанам, послабления режима содержания ссыльных.

Здесь необходимо пояснить причины Польского восстания 1863 года. В тот период королевство Польское входило в состав Российской империи с 1815 года. С того периода Польшу потрясали восстания против русского царизма за возвращение стране политической и экономической самостоятельности. Все восстания подавлялись военной силой, тысячи поляков ссылались в Россию, главным образом на Урал и в Сибирь. И хотя поляк Б. Кукель верой и правдой служил России, его сочувствие восстанию обернулось для него лишением поста губернатора Забайкалья.

Сам Болислав-Виктор Казимирович на Среднем Амуре не был, зато здесь, в 1857 году, находился прапорщик Кукель, входивший в окружение Н.Н. Муравьева. Упоминания о нем мы находим в книге писателя М. Венюкова «Путешествия по Приамурью, Китаю и Японии». Будучи поручиком при штабе Муравьева-Амурского, он участвовал в сплавах 1857-1858 гг. по Амуру и познакомился с Кукелем. К сожалению, никаких подробностей о нем в книге Венюкова нет, кроме двух строк о том, что это был юный офицер из казаков, скромный как «красная девушка». Возможно, он был просто однофамильцем Б. Кукеля или его родственником. Однако заслуг в колонизации Амура у него уж точно не было, поэтому с уверенностью можно говорить, что станица названа не в его честь.

Краткое описание Кукелевской станицы также имеется у Грум-Гржимайло. Вот какой он увидел ее в 1893 году – «Кукелевский поселок был основан забайкальскими переселенцами в 1858 году на берегу Амура, но после разрушительных наводнений был перенесен на нынешнее свое место, удержав свое название в честь генерала Кукеля, бывшего начальника штаба при двух генерал-губернаторах (Муравьеве и Корсакове).

Дворов – 41, часовня, хлебный магазин, водяная и 4 конные мельницы. Жителей 335 – казаков. Земли в отводе около пяти тысяч гектаров…»

По описанию автора, кукелевцы выращивали традиционный для казаков набор культур: пшеницу, овес, ячмень, гречиху, на приусадебных участках – овощи, начали развивать садоводство. В каждом дворе было по четыре-пять лошадей, все семьи держали коров, а также свиней, разводили овец и коз. Таким образом, кукелевцы обжились на новом месте и, как видим, не бедствовали.
    От автора
    Кроме станиц Михайло-Семеновской и Кукелевской, в нынешнем Ленинском районе есть еще одно бывшее казачье поселение генеральского звания. Речь идет о станице Венцелевской, а сейчас это село Венцелево. Свое название оно получило в честь генерал-лейтенанта Карла Карловича Венцеля, который в период сплавов (1854-1858 гг.) был заместителем Муравьева-Амурского. В периоды отъезда Муравьева-Амурского К.К. Венцель исполнял временно обязанности губернатора Восточной Сибири. К сожалению, подробностей о нем нет, кроме нелестной оценки, которую дал ему М. Венюков в указанной выше книге «Путешествия по Приамурью, Китаю и Японии». Но это могла быть лишь субъективная оценка автора, и ссылаться на нее нет необходимости.

Виктор Горелов

Источник.
Григорий Мелехов
Григорий Мелехов
Администратор

Сообщения : 5641
Репутация : 1
Дата регистрации : 2013-01-06

http://kazaki-belogorja.forumgrad.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения