Казаки Белгородчины
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Исповедь атамана. Репортаж из белорусской казачьей станицы

Перейти вниз

Исповедь атамана. Репортаж из белорусской казачьей станицы Empty Исповедь атамана. Репортаж из белорусской казачьей станицы

Сообщение  Григорий Мелехов Вс Дек 29, 2013 2:20 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

По бугристому колхозному полю, припорошенному легким снежком, летят кони. Стучат копыта, колышутся гривы и хвосты, а ветер звенит в ушах. «Вперед, вперед, не останавливайтесь!» — кричит подъесаул Григорий Исайков и улыбается скорости и свободе. Гудит рядом трасса М1, машины летят к Бресту и от него, и редкий водитель знает, что проезжает мимо единственной в стране казачьей станицы. С ее атаманом мы беседуем о белорусском казачестве, об истории, войне, бизнесе и мечте, без которой жить нельзя.

* * *

Григорий Исайков говорит будто рубит шашкой. Голос у него стальной, а взгляд суровый. Про таких в романах пишут: настоящий казак.

Но мы не в литературном кружке, не в цирке, а в деревне Брестского района с пресным названием Тельмы 2. В этих Тельмах что ни дом, то коттедж. Где-то здесь живут белорусские казаки. Попробуй их отыщи.

Григорий ведет нас к своей хате. У него не курень, а вполне современное бунгало в один уровень. В рабочем кабинете икона, знамя станицы и компьютер. В свободное время Исайков играет в «Танки».

На полке Псалтирь, которую передают из поколения в поколение. С записями, ставшими семейной ценностью. Среди реликвий — грамота, подписанная митрополитом Филаретом. В шкафу — шашка и парадный костюм.

Белорусский казак Григорий Исайков включает на ПК фильм о джигитовке и пытается объяснить нам, кто он такой.

* * *

— Я местный. «Тутэйшы», как говорят белорусы. Мой старший брат родился еще там, в Некрасовке, в Украине, а я — уже здесь.

Все началось с восстания атамана Булавина. Часть казаков переселилась в Бессарабию, основав там свое поселение. Среди них были и мои прадеды. В 1939 году туда пожаловала советская власть, а в 1941-м уже составляли списки. Всю семью отправили в ссылку в Казахстан.

Потом отец призвался в армию, тайком, чтобы не раскрылось, что ссыльный. У нас ведь так — казак обязан отслужить. Был недавно случай. Не брали казака в армию. Знакомый взял бутылку коньяка, пошел к военкому. Говорит: «Вот тебе взятка». Тот не понял: «Зачем?» Казак говорит: «У меня внука полтора года в армию не берут, помоги!» Военком удивился: такого он еще не видывал. Через месяц в армию парня забрали.

В общем, отец мой попал в Печи, здесь познакомился с мамой, она тоже из казачек — украинских. Встретились, полюбили, переехали жить под Брест.


* * *

— В Беларуси казачество было всегда, — продолжает Исайков. — Чтобы понять это, достаточно посмотреть на карту, на названия. Казаки, Казаковка, Казацкие Болсуны — такие деревни повсюду. Но после вхождения территории Беларуси в состав России казаков отсюда начали насильно убирать. Вывозить из центра государства на Терек, на Урал, на Дон. Тех, кто отказывался, расказачивали, переводили в боярские дети.

В советское время свое казачье происхождение старались не афишировать: власть относилась к нам неоднозначно. Батька мне говорил: «Мы казаки». Но только дома, не при людях. Ни шашки, ни коня — ничего не было. А я бы в детстве жизнь отдал за коня, поверь. Я всегда знал, что я казак.

Сегодня как происходит. У человека дед был казаком, а он спрашивает: «А я — казак?» Ну а кто ты? Советская власть поработала хорошо.

С перестройкой многое изменилось. В России на государственном уровне принята программа развития казачества, есть войска… В Беларуси… Вот посуди. В стране мирно живут белорусы, русские, украинцы, евреи, поляки. Но если речь заходит о казаках, то все делают круглые глаза. Откуда, мол, кто такие? Да живем мы тут, е-мое!


* * *

В нескольких километрах от деревни, где живет Григорий, за небольшой лесополосой расположена ферма. Ну, если можно так ее назвать. Здесь есть конюшня, загон для лошадей, площадка для джигитовки. Эта ферма должна была стать основой для комплекса «Казачья станица», но в комплекс превратиться так не смогла. Почему, Исайков расскажет нам чуть позже.

— Смотри, какая красота, ну снимай же, давай! — командует он, показывая на уносящихся в морозную даль лошадей.

Григорий возобновляет рассказ:

— Сейчас в России даже в паспорте пишут «казак». Хотя исторически это вроде бы сословие. Но вы скажите, было ли еще какое-либо сословие со своей армией, своим правителем, с народным самосознанием? Казачество — это феномен со всеми признаками нации. Даже территорией мы обладали, если взять Дон, например. Толстой говорил, что граница Российской империи проходит по луке казачьего седла. 2 тысячи казаков могли с легкостью разбить 15-тысячное войско неприятеля, имея потери в живой силе в 16 человек. Все страны пытались повторить казачьи войска, но ни у кого не вышло. Лучше всех об этом сказал один английский лорд: «Повторить их невозможно, потому что казачество — это особое состояние духа лучших сынов восточных славян».

А дух казачества — это вера православная и защита родины. Как было, так и осталось. В России и сейчас есть реестровые казачьи войска, которые несут службу по охране границы. В Беларуси такого нет.


* * *

У конюшни нас встречает мужчина в камуфляже с надписью «Охрана». Это оренбургский казак Андрей. «Женился, переехал в Беларусь», — буднично рассказывает Андрей свою историю.

— Неправильно объясняешь! — поправляет Исайков. — Надо говорить: узнал, что в Беларуси есть такая станица, где возрождается казачество, и сразу же рванул сюда.

Сейчас в станице (пока это, скорее, условное наименование) 20 казаков и 30 кандидатов. А Григорий — ее атаман. В конюшне две лихие казачки берут у лошадей кровь на анализ. Те бьют копытами, волнуются. Кусачий пес контролирует процесс. Холодно, ветер морозит до кости.

В Беларуси сегодня несколько общественных организаций, которые объединяют казаков. РОО «Белорусское казачество», в состав которого входит станица под Брестом, — одно из крупнейших. Имеет региональные структуры и руководителей на местах. У казаков есть форма, есть традиции и ритуалы. Есть чины: подхорунжий, хорунжий, сотник и так далее — присвоение которых зависит в том числе от реального воинского звания, образования, общественной активности. Наш собеседник — подъесаул.

— Организация объединяет потомков казаков и людей, к ним по духу близких, — поясняет Григорий. — Мне батька рассказывал: вот живет казак, вот мужик, вот опять казак. Не было никакой возможности у мужика стать казаком, как бы он ни хотел. Но сегодня все иначе.

— Что надо сделать, чтобы стать казаком?
— интересуемся.

— Совершить подвиг! — смеется атаман.

— А серьезно?

— Написать заявление. И все-таки по возможности обосновать свое желание.

Всего в Беларуси казаков не больше тысячи. Это официально. По подсчетам Исайкова, только в Бресте их 5—10 тысяч — тех, у кого остались корни. Тут-то и кроется основной ребус, который подъесаул пытается решить.

* * *

— Про общественные организации я бы много не говорил — потому что нечего, — рассказывает Григорий. —
Все пустое. Я понял, что людям надо дать что-то повесомее болтовни. Особенно молодежи. Форму, коня, шашку — то, о чем я в своем детстве только мечтал. Несколько ведь поколений мы потеряли, ослабла между ними связь… Как ее восстановить?

Как-то на Пасху стояли возле местного монастыря. Идет женщина, спрашивает: «Кто такие, чего вырядились?» Казаки, говорим. «Какие вы казаки?» Как лезвием по сердцу полоснула. Решил, что просто ходить в форме — не то. И собрался тогда сделать станицу. Сначала брал в аренду конюшню, занимались на колхозных конях. Потом взял землю в фермерское хозяйство. Построили новую конюшню, своими руками. Купили коней, молодых, каждый по $300—400 в то время стоил. Начали развивать джигитовку. Пригласили инструктора с Дона. Снимал ему квартиру, зарплату платил из своего кармана. Потянулась молодежь.

А потом я решил все это дело развить. Мне говорили: ты, Гриша, не бизнесмен, а конюх. Но я рискнул. Пригласил инвесторов, ввел их в состав фирмы, отдал 80% акций. Инвесторы обещали построить комплекс «Казачья станица» с гостиницей, рестораном, джигитовочным стадионом, большой конюшней, крытым павильоном… Планировались большие вложения.

Заключили инвестиционный договор. Два года пытались, но не пошло. От проекта они отказались. Хорошо хоть вернули доли в бизнесе… А теперь я не знаю, как появиться в исполкоме. Много обещал, да не выполнил, пускай и не по своей вине. Но не подумай, что я тут ною. Какой ты казак, если просишь, чтобы тебя пожалели? Это казак других должен жалеть. Казак не может быть несчастным. Поэтому скажу так: прорвемся!

* * *

Исайков говорит, что занимается предпринимательством. Вот сейчас собирается поставить пилораму. От главного проекта своей жизни не отказывается. Вдруг найдутся новые инвесторы?

— Я не в восторге, когда казаки обряжаются в форму и устраивают показуху. Я не люблю ряженых, — рассказывает он о своих принципах. — Приезжают такие, шашка висит на боку. «А как достать из ножен, — спрашиваю, — знаешь? Бутылку перерубишь?» Молчат…

— Я категорически против казачьих патрулей. Даже близко нельзя давать повод смешивать казаков с полицией и милицией. Нет у нас таких функций, чтобы внутренними войсками быть. Но это не значит, что казак дистанцируется от государства. Казак — это всегда государственный человек. Будь лучшим — пускай и на своем рабочем месте. Такая у нас идеология. Казак всегда должен быть лучшим.

— Я хочу, чтобы мои дети могли соприкоснуться с тем, чем жили мои предки,
— говорит подъесаул на прощание. — Мой дед выполнял джигитовку полностью, а я нет. И батька мой нет. Подумайте: дед мог в галопе под конем пролезть! А мы не можем, потому что мы были вырваны из этого. Я не хочу быть вырванным, как ошметок. Я уверен, что будущее без прошлого невозможно.

— Гони, гони, гони, чтобы вместе шли! — кричит Исайков своим казачкам и забывает про нас…

Кони несутся по запорошенному снегом полю, им хорошо и свободно, как и нашему герою. За веру, за отечество, да хоть за батюшку царя… За что бы белорусский казак Исайков ни выступал, его целостности и его мечте можно выразить уважение.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Григорий Мелехов
Григорий Мелехов
Администратор

Сообщения : 5641
Репутация : 1
Дата регистрации : 2013-01-06

http://kazaki-belogorja.forumgrad.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения