Казачья опора
Страница 1 из 1
Казачья опора
Полноправным участником первого в истории России съезда казачьих духовников, который прошёл в декабре в Москве, была и орловская делегация священнослужителей и казаков. Ведь на Орловщине, территориально удаленной от казачьих центров России, но исторически причастной к казачеству, казачье движение набирает силу, приобретает значимость в общественной и культурной жизни.
Упорство, с каким казаки встали на защиту идеалов дедов‑прадедов, заслужило уважение в нашем обществе. И в итоге орловские казаки объединили вокруг себя патриотическую общественность в городские, станичные и хуторские общества, десять из которых к настоящему времени уже имеют юридическую регистрацию.
Атаманом Орловского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», объединяющего первичные казачьи общества нашего региона, избран старший по званию среди казаков, входящих в орловский отдел, казачий полковник Михаил Потуроев, который с февраля 2013 года назначен советником губернатора и председателя правительства Орловской области. Под его руководством казаки Орловской области принимают активное участие в войсковых мероприятиях, занимаются поисковыми работами, организуют крестные ходы, полевые сборы, участвуют в призывных кампаниях, сохраняют и приумножают культурные традиции российского казачества на территории региона и за его пределами.
Любо, братцы!
Мужчины в казачьем обмундировании на наших улицах появились, наверное, около десятка лет назад. Сразу начались дискуссии, кто такие казаки и каким образом они связаны с Орловщиной. Наше сознание, сформированное шолоховским «Тихим Доном» и гоголевским «Тарасом Бульбой», связывало существование казачества с южными границами России, Украиной, а никак не с нашей срединной Орловщиной.
— С архивными документами в руках доказывали, что орловский край — казачья сторона, — рассказывает один из участников съезда, атаман хуторского казачьего общества города Мценска Сергей Марченко. — Ведь ещё при Дмитрии Донском выводили войска на Окский рубеж. А при Василии III по линии Болхов — Белев — Одоев — Тула — Венев — Рязань была создана так называемая засечная черта. Для службы привлекали казаков. При Иване Грозном возведена крепость Орел и возникли орловские, карачевские, мценские «сторожи». Там, где были их станы, выросли потом сёла и деревни с казачьими названиями. Например, Казачье, Сторожевое, Караул, Воин.
С архивными свидетельствами трудно спорить, но всё-таки трения возникали. Марченко как-то услышал в свой адрес «ряженый». Честь для казака превыше всего. Атаман остановился выяснить отношения. Не делом — словом. А бывший военный Марченко умеет убедительно говорить. Теперь недоброжелатель на стороне казаков.
— В казачьи общества принимаются не только потомственные казаки, но и те, кто готов разделять казачий уклад жизни, — объясняет казак Марченко, чей предок служил еще в Запорожском войске.
Правда, мценский атаман сначала проникся идеей казачества и принял его, а уж потом нашел по архивным документам свои казачьи корни. Яркое свидетельство, что преемственность казачьего духа в поколениях не исчезает. Как ни расказачивали казаков, как ни убивали память о них, казачество возродилось.
Казаки оказались упрямыми. Ведь не сняли непривычную для наших мест форму, чтобы угодить общественному мнению. Не перестали восклицать «любо!». Не стесняются остановиться у храма, осеняя себя крестом.
Церковь — мать казачества
— Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории, — цитирует Патриарха Кирилла руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Орловско-Ливенской епархии казачий духовник протоиерей Свято-Троицкого храма г. Мценска — глава орловской делегации на съезде Владимир Герченов. — Дело в том, что казак — воин, принадлежащий Христу, своим образом жизни способный показать, что ему чужды соблазны этого мира.
Всё-таки не просто так казаки — стражи и защитники — вернулись почти из небытия. Людям родного Отечества снова нужна защита. Только в первую очередь от вызовов современного мира и духовной брани.
Наверняка неспроста и привязанность казаков к форме предков. Ведь в ней казаки молились в храмах век за веком, защищая души свои. Вероятно, казак, одетый в казачью форму, не только в бою сильнее, но и в молитве крепче духом.
— Казачество и церковь неразрывные понятия. Более того, церковь — мать казачества. Оттого в нём и сохранялись преемственно патриотизм, воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности, — объясняет казачий духовник. — Святейший Патриарх Кирилл, увидев процессы воссоздания и развития казачества в современном обществе, уделил внимание его взаимодействию с церковью.
В России прошёл первый в истории съезд казачьих духовников. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал их заниматься своей пастырской деятельностью с подвижнической силой и самоотверженностью.
В масштабном обращении главы Русской православной церкви говорилось о формировании идентичности казачества в современном мире, необходимости для казаков не только внешнего, но и внутреннего осознания себя казаком, для чего необходимо участвовать в церковных таинствах. Святейший остановился на роли казачества для силовых подразделений современной России.
— Речь Патриарха была вдохновенной. Было понятно, что для Святейшего очень важна тема казачества и его взаимодействия с церковью. Нам Патриарх подчеркнул направления, на которые нужно обратить внимание в работе, — рассказывает отец Владимир. — В выступлении Патриарха отразилось всё, что живёт во мне.
Более того, оказалось, что дела орловских казачьих духовников соответствуют тем задачам, которые поставил Патриарх по восстановлению внутреннего состояния казачества.
Так, казачьи духовники Орловско-Ливенской епархии видят свою казачью паству не только на церковных службах, но и работают с ней вне церковных стен: встречаются, проводят беседы. Мценские казаки после бесед с иерем Михаилом Красюком перед Рождеством объявили общевойсковое говение и в праздник дружно причастились. За свое подвижничество в работе с казаками отцу Михаилу даже дозволено со священическим облачением носить шапку-кубанку.
— Ни за что не скажем человеку, если он не участвует в церковных таинствах, что он не достоин быть казаком. Казак сам к тому идет, а мы ему помогаем совершать этот путь, — рассказывает отец Михаил.
Кроме того, на Орловщине проходят казачьи фестивали, полевые сборы и спортивные соревнования. На состязаниях рядом с мужьями — казачки, которые и болеют, и обеды организуют, а то и малых детей баюкают.
— С младых ногтей приучаем к казачьему укладу жизни, чтоб ребятишки выросли на наших традициях и стали настоящими казаками, — улыбается атаман Сергей Марченко. — Мы для этого во Мценске даже организовали музей казачьего быта. От желающих его посетить отбоя нету.
Организация музея, военно-патриотическое воспитание — всё это укладывается еще и в государственную концепцию развития казачества до 2020 года, которая в России также принята впервые.
— Значение казачества в качестве опоры государства и церкви, как и было исторически, растёт, — говорит атаман в седле. — А орловские казаки подтверждают это своими делами.
В седле
Казачья пословица утверждает: «Отец один раз жизнь дает, а конь много раз спасает». Ведь в смертельной схватке, когда всё решали мгновенья, умение искусно управлять лошадью было чрезвычайно важным. Оно позволяло вовремя увернуться от удара, от аркана, «схилиться» на бок лошади от острой пики, схватить на скаку оброненное оружие, подхватить и увезти от противника раненого товарища.
— Искусство джигитовки мы уже не усвоим, но в седле держимся крепко, — комментирует Сергей Марченко.
— Конечно, для казака нового времени конь — это прежде всего символ единения с казачьей традицией, — рассказывает казачий духовник отец Владимир. — Чтобы мценские казаки, в первую очередь казачья молодежь, понимали свои корни, значение коня как верного товарища, и держим у себя Орлика.
Отношение к гнедому другу сформировалось такое же трепетное, как было у прадедов. Словно ребятам завтра в бой, из которого Орлик их обязательно вернёт невредимыми.
— А как вскакивают в седло! Словно уже тысячу раз в нем сидели, — восклицает отец Владимир.
К слову, казачий духовник с первого раза тоже сидит в седле как влитой. Дали знать о себе казачьи корни! Да с такими духовными пастырями, вдохновляющим церковным служением и казачьей удалью быть орловскому казачеству на коне!!!
Упорство, с каким казаки встали на защиту идеалов дедов‑прадедов, заслужило уважение в нашем обществе. И в итоге орловские казаки объединили вокруг себя патриотическую общественность в городские, станичные и хуторские общества, десять из которых к настоящему времени уже имеют юридическую регистрацию.
Атаманом Орловского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», объединяющего первичные казачьи общества нашего региона, избран старший по званию среди казаков, входящих в орловский отдел, казачий полковник Михаил Потуроев, который с февраля 2013 года назначен советником губернатора и председателя правительства Орловской области. Под его руководством казаки Орловской области принимают активное участие в войсковых мероприятиях, занимаются поисковыми работами, организуют крестные ходы, полевые сборы, участвуют в призывных кампаниях, сохраняют и приумножают культурные традиции российского казачества на территории региона и за его пределами.
Любо, братцы!
Мужчины в казачьем обмундировании на наших улицах появились, наверное, около десятка лет назад. Сразу начались дискуссии, кто такие казаки и каким образом они связаны с Орловщиной. Наше сознание, сформированное шолоховским «Тихим Доном» и гоголевским «Тарасом Бульбой», связывало существование казачества с южными границами России, Украиной, а никак не с нашей срединной Орловщиной.
— С архивными документами в руках доказывали, что орловский край — казачья сторона, — рассказывает один из участников съезда, атаман хуторского казачьего общества города Мценска Сергей Марченко. — Ведь ещё при Дмитрии Донском выводили войска на Окский рубеж. А при Василии III по линии Болхов — Белев — Одоев — Тула — Венев — Рязань была создана так называемая засечная черта. Для службы привлекали казаков. При Иване Грозном возведена крепость Орел и возникли орловские, карачевские, мценские «сторожи». Там, где были их станы, выросли потом сёла и деревни с казачьими названиями. Например, Казачье, Сторожевое, Караул, Воин.
С архивными свидетельствами трудно спорить, но всё-таки трения возникали. Марченко как-то услышал в свой адрес «ряженый». Честь для казака превыше всего. Атаман остановился выяснить отношения. Не делом — словом. А бывший военный Марченко умеет убедительно говорить. Теперь недоброжелатель на стороне казаков.
— В казачьи общества принимаются не только потомственные казаки, но и те, кто готов разделять казачий уклад жизни, — объясняет казак Марченко, чей предок служил еще в Запорожском войске.
Правда, мценский атаман сначала проникся идеей казачества и принял его, а уж потом нашел по архивным документам свои казачьи корни. Яркое свидетельство, что преемственность казачьего духа в поколениях не исчезает. Как ни расказачивали казаков, как ни убивали память о них, казачество возродилось.
Казаки оказались упрямыми. Ведь не сняли непривычную для наших мест форму, чтобы угодить общественному мнению. Не перестали восклицать «любо!». Не стесняются остановиться у храма, осеняя себя крестом.
Церковь — мать казачества
— Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории, — цитирует Патриарха Кирилла руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Орловско-Ливенской епархии казачий духовник протоиерей Свято-Троицкого храма г. Мценска — глава орловской делегации на съезде Владимир Герченов. — Дело в том, что казак — воин, принадлежащий Христу, своим образом жизни способный показать, что ему чужды соблазны этого мира.
Всё-таки не просто так казаки — стражи и защитники — вернулись почти из небытия. Людям родного Отечества снова нужна защита. Только в первую очередь от вызовов современного мира и духовной брани.
Наверняка неспроста и привязанность казаков к форме предков. Ведь в ней казаки молились в храмах век за веком, защищая души свои. Вероятно, казак, одетый в казачью форму, не только в бою сильнее, но и в молитве крепче духом.
— Казачество и церковь неразрывные понятия. Более того, церковь — мать казачества. Оттого в нём и сохранялись преемственно патриотизм, воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности, — объясняет казачий духовник. — Святейший Патриарх Кирилл, увидев процессы воссоздания и развития казачества в современном обществе, уделил внимание его взаимодействию с церковью.
В России прошёл первый в истории съезд казачьих духовников. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал их заниматься своей пастырской деятельностью с подвижнической силой и самоотверженностью.
В масштабном обращении главы Русской православной церкви говорилось о формировании идентичности казачества в современном мире, необходимости для казаков не только внешнего, но и внутреннего осознания себя казаком, для чего необходимо участвовать в церковных таинствах. Святейший остановился на роли казачества для силовых подразделений современной России.
— Речь Патриарха была вдохновенной. Было понятно, что для Святейшего очень важна тема казачества и его взаимодействия с церковью. Нам Патриарх подчеркнул направления, на которые нужно обратить внимание в работе, — рассказывает отец Владимир. — В выступлении Патриарха отразилось всё, что живёт во мне.
Более того, оказалось, что дела орловских казачьих духовников соответствуют тем задачам, которые поставил Патриарх по восстановлению внутреннего состояния казачества.
Так, казачьи духовники Орловско-Ливенской епархии видят свою казачью паству не только на церковных службах, но и работают с ней вне церковных стен: встречаются, проводят беседы. Мценские казаки после бесед с иерем Михаилом Красюком перед Рождеством объявили общевойсковое говение и в праздник дружно причастились. За свое подвижничество в работе с казаками отцу Михаилу даже дозволено со священическим облачением носить шапку-кубанку.
— Ни за что не скажем человеку, если он не участвует в церковных таинствах, что он не достоин быть казаком. Казак сам к тому идет, а мы ему помогаем совершать этот путь, — рассказывает отец Михаил.
Кроме того, на Орловщине проходят казачьи фестивали, полевые сборы и спортивные соревнования. На состязаниях рядом с мужьями — казачки, которые и болеют, и обеды организуют, а то и малых детей баюкают.
— С младых ногтей приучаем к казачьему укладу жизни, чтоб ребятишки выросли на наших традициях и стали настоящими казаками, — улыбается атаман Сергей Марченко. — Мы для этого во Мценске даже организовали музей казачьего быта. От желающих его посетить отбоя нету.
Организация музея, военно-патриотическое воспитание — всё это укладывается еще и в государственную концепцию развития казачества до 2020 года, которая в России также принята впервые.
— Значение казачества в качестве опоры государства и церкви, как и было исторически, растёт, — говорит атаман в седле. — А орловские казаки подтверждают это своими делами.
В седле
Казачья пословица утверждает: «Отец один раз жизнь дает, а конь много раз спасает». Ведь в смертельной схватке, когда всё решали мгновенья, умение искусно управлять лошадью было чрезвычайно важным. Оно позволяло вовремя увернуться от удара, от аркана, «схилиться» на бок лошади от острой пики, схватить на скаку оброненное оружие, подхватить и увезти от противника раненого товарища.
— Искусство джигитовки мы уже не усвоим, но в седле держимся крепко, — комментирует Сергей Марченко.
— Конечно, для казака нового времени конь — это прежде всего символ единения с казачьей традицией, — рассказывает казачий духовник отец Владимир. — Чтобы мценские казаки, в первую очередь казачья молодежь, понимали свои корни, значение коня как верного товарища, и держим у себя Орлика.
Отношение к гнедому другу сформировалось такое же трепетное, как было у прадедов. Словно ребятам завтра в бой, из которого Орлик их обязательно вернёт невредимыми.
— А как вскакивают в седло! Словно уже тысячу раз в нем сидели, — восклицает отец Владимир.
К слову, казачий духовник с первого раза тоже сидит в седле как влитой. Дали знать о себе казачьи корни! Да с такими духовными пастырями, вдохновляющим церковным служением и казачьей удалью быть орловскому казачеству на коне!!!
Елена Савина
Источник.
Похожие темы
» Сергей БОЖЕНОВ: «Казаки – надежная опора общества»
» Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа
» Казачья Масленица
» Казачья стража
» Казачья республика
» Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа
» Казачья Масленица
» Казачья стража
» Казачья республика
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения