«Там, где безобразие внешнее, начинается безобразие внутреннее, духовное»
Страница 1 из 1
«Там, где безобразие внешнее, начинается безобразие внутреннее, духовное»
Протоиерей Стефан Фещенко рассказал об опыте Пятигорской и Черкесской епархии в духовно-нравственном воспитании казачат, а также о практике поощрения за ношение казачьей формы и о положении дел епархии в целом.
В наше время мы являемся свидетелями переосмысления духовно-нравственных ценностей и традиционных устоев, накладывающих свой отпечаток на самую незащищенную часть нашего общества: подрастающее поколение, на нашу молодежь, которой особенно трудно приходится в поисках духовной опоры и смысла жизни.
Тенденции, направленные на удовлетворение низменных потребностей, не только не способствуют духовному развитию, но и являются одной из причин деградации современного молодого человека. Хочу вспомнить слова выдающегося педагога прошлого Сухомлинского, разработавшего систему развития личности:
«Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, ведь и человеком его надо сделать».
А потому безучастие в духовно-нравственном воспитании несет даже не отрицательный, а разрушительный результат. Выход один — обращение к богатому духовно-нравственному и культурному потенциалу, который на протяжении веков хранится в Матери-Церкви. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Передать это богатство нашим детям, повлиять на морально-этический облик, воспитать нравственную личность, восполнить пробел в духовном становлении молодёжи, и в первую очередь казачат — основная задача каждого радеющего за будущее нашей страны человека, каждого присутствующего здесь.
Теперь несколько слов о положении дел в Пятигорской и Черкеской епархии. Живое и деятельное участие в жизни казачества принимает наш Преосвященный — Епископ Феофилакт. Основное внимание Преосвященного приковано к духовно-нравственному воспитанию казачат и казачек; так, новый 2013-2014 учебный год начался с открытия первой на Благословенном Кавказе казачьей кадетской школы, в которой на сегодняшний день обучается более 900 учащихся.
В состав нашей епархии входят два войсковых казачьих общества — Терское и Кубанское. Решением Епархиального совета определено создать духовный центр всех казаков Пятигорской и Черкесской епархии. Таким центром стал старинный казачий приход в честь Успения Божией Матери поселка Горячеводского — крупнейшего микрорайона столицы Северо-Кавказского федерального округа.
Серьезное внимание уделено духовно-нравственному воспитанию ребят, обучающихся в казачьей школе. Моим предыдущим послушанием было духовное окормление ребят Ставропольского кадетского президентского училища в Ставрополе. Почти ежедневное общение с ребятами 5-8 классов дало богатый опыт, который теперь применяется в реалиях сегодняшнего времени.
Одним из нововведений в нашей епархии, а возможно и Русской Православной Церкви, является практика поощрения за ношение казачьей формы, как свидетельство возрождения и твердости следования утраченной традиции. А именно: в храмах Пятигорской и Черкесской епархии, если Таинства Венчания, Крещения совершаются над казачьими семьями, если казак и казачка пришли в казачьей форме венчаться или принесли своего ребенка крестить, расходы по исполнению Таинства ложатся полностью на плечи прихода.
По благословению Владыки, для активизации работы с подрастающим поколением, на каждом приходе епархии настоятелям поручено оказывать всяческую поддержку казачьим организациям, работающим с детьми.
В том числе, предоставлять подходящие для этого приходские помещения для проведения спортивных секций. В прошлом году в нашей епархии прошел турнир по футболу на кубок Преосвященнейшего Феофилакта, Епископа Пятигорского и Черкесского среди команд молодежных сотен всех казачьих отделов. В этом году в послепасхальный период запланировано проведение казачьей спартакиады.
Сегодня, в присутствии столь высокого собрания хочу отметить, что обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм — вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис — глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью, — явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х годов прошлого века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания.
У духовно-нравственного воспитания и образования может быть много подходов и решений тех или иных второстепенных идей, но самая главная и основная одна — проявление образа Божия в человеке, а через это — преображение окружающего мира, приходящего в состояние красоты и гармонии. Ведь там, где безобразие внешнее, начинается безобразие внутреннее, духовное.
Важно помнить, что главный принцип воспитательной деятельности состоит не только в убеждении словом. «Прииди и виждь» (Ин. 1, 46) — эти евангельские слова и поныне сохраняют свою силу. Можно много говорить о нравственных идеалах, всевозможных правилах, традициях, но если человек, а тем более, ребенок не почувствует особую духовную атмосферу в воспитателе, а если конкретно, в нас самих, то слова так и останутся словами.
В наше время мы являемся свидетелями переосмысления духовно-нравственных ценностей и традиционных устоев, накладывающих свой отпечаток на самую незащищенную часть нашего общества: подрастающее поколение, на нашу молодежь, которой особенно трудно приходится в поисках духовной опоры и смысла жизни.
Тенденции, направленные на удовлетворение низменных потребностей, не только не способствуют духовному развитию, но и являются одной из причин деградации современного молодого человека. Хочу вспомнить слова выдающегося педагога прошлого Сухомлинского, разработавшего систему развития личности:
«Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, ведь и человеком его надо сделать».
А потому безучастие в духовно-нравственном воспитании несет даже не отрицательный, а разрушительный результат. Выход один — обращение к богатому духовно-нравственному и культурному потенциалу, который на протяжении веков хранится в Матери-Церкви. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Передать это богатство нашим детям, повлиять на морально-этический облик, воспитать нравственную личность, восполнить пробел в духовном становлении молодёжи, и в первую очередь казачат — основная задача каждого радеющего за будущее нашей страны человека, каждого присутствующего здесь.
Теперь несколько слов о положении дел в Пятигорской и Черкеской епархии. Живое и деятельное участие в жизни казачества принимает наш Преосвященный — Епископ Феофилакт. Основное внимание Преосвященного приковано к духовно-нравственному воспитанию казачат и казачек; так, новый 2013-2014 учебный год начался с открытия первой на Благословенном Кавказе казачьей кадетской школы, в которой на сегодняшний день обучается более 900 учащихся.
В состав нашей епархии входят два войсковых казачьих общества — Терское и Кубанское. Решением Епархиального совета определено создать духовный центр всех казаков Пятигорской и Черкесской епархии. Таким центром стал старинный казачий приход в честь Успения Божией Матери поселка Горячеводского — крупнейшего микрорайона столицы Северо-Кавказского федерального округа.
Серьезное внимание уделено духовно-нравственному воспитанию ребят, обучающихся в казачьей школе. Моим предыдущим послушанием было духовное окормление ребят Ставропольского кадетского президентского училища в Ставрополе. Почти ежедневное общение с ребятами 5-8 классов дало богатый опыт, который теперь применяется в реалиях сегодняшнего времени.
Одним из нововведений в нашей епархии, а возможно и Русской Православной Церкви, является практика поощрения за ношение казачьей формы, как свидетельство возрождения и твердости следования утраченной традиции. А именно: в храмах Пятигорской и Черкесской епархии, если Таинства Венчания, Крещения совершаются над казачьими семьями, если казак и казачка пришли в казачьей форме венчаться или принесли своего ребенка крестить, расходы по исполнению Таинства ложатся полностью на плечи прихода.
По благословению Владыки, для активизации работы с подрастающим поколением, на каждом приходе епархии настоятелям поручено оказывать всяческую поддержку казачьим организациям, работающим с детьми.
В том числе, предоставлять подходящие для этого приходские помещения для проведения спортивных секций. В прошлом году в нашей епархии прошел турнир по футболу на кубок Преосвященнейшего Феофилакта, Епископа Пятигорского и Черкесского среди команд молодежных сотен всех казачьих отделов. В этом году в послепасхальный период запланировано проведение казачьей спартакиады.
Сегодня, в присутствии столь высокого собрания хочу отметить, что обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм — вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис — глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью, — явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х годов прошлого века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания.
У духовно-нравственного воспитания и образования может быть много подходов и решений тех или иных второстепенных идей, но самая главная и основная одна — проявление образа Божия в человеке, а через это — преображение окружающего мира, приходящего в состояние красоты и гармонии. Ведь там, где безобразие внешнее, начинается безобразие внутреннее, духовное.
Важно помнить, что главный принцип воспитательной деятельности состоит не только в убеждении словом. «Прииди и виждь» (Ин. 1, 46) — эти евангельские слова и поныне сохраняют свою силу. Можно много говорить о нравственных идеалах, всевозможных правилах, традициях, но если человек, а тем более, ребенок не почувствует особую духовную атмосферу в воспитателе, а если конкретно, в нас самих, то слова так и останутся словами.
Протоиерей Стефан Фещенко
Руководитель отдела Пятигорской и Черкесской епархии по взаимодействию с казачеством, Настоятель храма Успения Божией Матери г. Пятигорска, подъесаул
Источник.
Похожие темы
» «В ребенке от рождения – духовное начало»
» В отделе все начинается с «первички»
» Кубанское казачье войско: все начинается с первички
» На Востоке Украины начинается гуманитарная катастрофа
» В Центральном казачьем войске появился ахунд, ответственный за духовное воспитание казаков-мусульман
» В отделе все начинается с «первички»
» Кубанское казачье войско: все начинается с первички
» На Востоке Украины начинается гуманитарная катастрофа
» В Центральном казачьем войске появился ахунд, ответственный за духовное воспитание казаков-мусульман
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения