Казачество — не анахронизм
Страница 1 из 1
Казачество — не анахронизм
В кабинете главного редактора Становлянской районной газеты «Звезда» Вячеслава Зиборова все напоминает о том, что он не только редактор, но еще и казак. На стене — не Ильич, читающий газету «Правда», а яркое художественное полотно из жизни донских казаков — на картине у них привольный досуг.
А в противоположной стороне кабинета — шашка. Издали от настоящей не отличить. Но это, понятно, — муляж. На полке — булава, символ атаманской власти, и нагайка — вовсе даже не муляжная… И весь этот антураж — лишнее свидетельство того, что мы в гостях не просто редактора и журналиста, а еще и казачьего атамана, точнее — атамана Елецкого казачьего округа Международного союза общественных объединений «Всевеликое Войско Донское».
О месте современных казаков в государственном и общественном строю, о том, что представляет собой Елецкий округ и что за люди приходят в это формирование, — наша беседа с Вячеславом Николаевичем
— Как вы стали казаком, что подвигло к этому?
— А я им не становился, казаком был от рождения.
— Но ведь вы, насколько известно, коренной становлянец. Какие в этих края казаки? До низовьев Дона и Новочеркасска — столицы казачества — далеко.
— Родом я из деревни Слободка Соловьевского сельского поселения. А в стародавние времена была она станицей Студеновская Слобода. Поблизости от нее проходил древний почтовый тракт на Москву, по которому еще Петр I ездил. Так вот, эту дорогу охраняли казаки, было что-то вроде оцепления.
Кстати, в Слободке есть любопытное местечко под названием Поркин Бугор — это самая высокая точка над деревенским прудом. Ну, Бугор — это понятно. А почему Поркин? Да потому, что на этом самом месте пороли провинившихся казаков. И свои атаманы были. Имя одно мне известно — Василий Селянин, по прозвищу Васька Атаман. Он с моим прапрадедом Василием Михайловичем дружил.
Распространенные же в Слободке фамилии Селяниных и Зиборовых пошли от исконных представителей служивых людей, что осели в этих краях, стали вольными однодворцами. И в связи с казачьей историей моей малой родины приведу любопытный факт: прямой потомок слободских Селяниных и того самого Васьки Атамана Виктор Дмитриевич Селянин — ныне атаман Псковского казачьего округа, генерал-майор, ранее проходивший службу в Псковской воздушно-десантной дивизии. Так вот, под его началом земляки-ельчане, которые также служили в этой дивизии, создали в тамошних краях казачью станицу Сосновская. И имя ей дали по незабываемой ельчанам реке Быстрая Сосна.
— Но почему об истории местного казачества практически ничего не известно современникам?
— Да, это так. Все идет от той трагедии, которую пережило казачество в годы репрессий. 24 января 1919 года был подписан указ об уничтожении казачества как враждебного класса. И этот день календаря окрашен для нас черным цветом, считается днем геноцида казачества. В советскую пору о тех репрессиях боялись говорить… Поэтому, насколько помню, и в нашей семье почти не упоминали о казачьих корнях, но родословную и традиции при этом не забывали. Мать у меня работала в сельсовете, отец был заведующим начальной школы, но людьми при всем том они оставались верующими, поминали предков. Благодаря родителям знаю имена-отчества дедов по шестое колено. Их казачьи гены передались мне и моему брату Анатолию. Да и формально я всю жизнь в «служивых» людях. Стаж военной и государственной службы — 25 лет.
— Вы ведь бывший кадровый военный, майор запаса?
— Так точно! Как и мой брат, полковник запаса. Погоны ношу с юношеских лет. Проходил «срочную», с «красным» дипломом закончил Ярославское финансово-экономическое военное училище, служил в Германии, Уральском военном округе. В армии приобщился к журналистике — сотрудничал с армейскими газетами, что пригодилось после ухода в запас — работал в «Звезде» ответственным секретарем, заочно закончил факультет журналистики. А потом — работа в налоговой полиции, руководителем почтовых отделений… И вот снова — в «Звезде». Но хватит об этом. Негоже атаману много говорить о себе самом. Об одном лишь скажу. Казачество — это судьба! Когда был еще курсантом училища, оказался по направлению на стажировке в Новочеркасске! Случайность ли это? Ведь через 30 лет побывал в столице Войска Донского уже как атаман Елецкого округа. И теперь судьба распорядилась, что приезжаю сюда два раза в год — на расширенный совет атамана Войска Донского.
— И какие же границы у Елецкого округа и каково его войско?
— Территория такова — Елец и его район, Краснинский и Становлянский районы, Усмань. В наших рядах 62 человека. Большинство — офицеры запаса. Все — патриоты Отечества и, подчеркну, — люди крепких моральных устоев, православной веры, трезвенники. Наверное, мало кто знает, что по нашим казачьим канонам пьяному в дом входить нельзя, чтобы не дышать перегаром на святые иконы. А казаки по духу своему люди воцерковленные. На первом месте у них и семейные традиции.
Ко всему добавлю: Елецкий округ и все объединение «Всевеликого Войска Донского» действуют как общественная организация, ни в коей мере не находятся на содержании государства. Это я к тому, что так в истории казачества было всегда — казак все для себя приобретал сам, помощи ни от кого не ждал, форму и амуницию для службы покупал за свой счет. Впрочем, в стародавние времена и государство казаков не забывало. Точно знаю, что наша Слободка, вернее станица Студеновская Слобода, была освобождена от податей…
— Вячеслав Николаевич, уж извините, коль коснулся разговор формы и прочего, то вопрос не совсем приятный: иные считают нынешнее казачество анахронизмом, а самих казаков именуют «ряжеными». Чем ответите? Нагайкой по одному месту?
— Словами Льва Толстого — «Вся история России сделана казачеством». И история эта далеко не закончена. Поэтому об анахронизме говорить уж никак не приходится. Что до «ряженых»… Казачья форма — это форма наших отцов и дедов, героев — защитников Отечества. Нам ли ее стесняться. Пусть стесняются своих нарядов «ряженые» в турецкий и китайский ширпотреб, коль собственное производство порушено.
И вот еще что… Нельзя о возрождении казачества говорить пренебрежительно. Хотя вопрос можно повернуть и так: не стыдно ли, что Елец — Город воинской славы, а воинской части здесь нет? А ведь до конца прошлого века была. Елецкое казачество, пусть и неформально, могло бы восполнить этот пробел.
— А какие реальные дела елецкого казачества? Чем оно конкретно занимается?
— Нашему формированию всего три с небольшим года. Оно было создано учредительным собранием офицеров запаса с участием военных комиссаров Становлянского, Краснинского районов. Благословение казаки вновь созданного Елецкого округа получили тогда от правящего архиерея Никона.
А работа у нас повседневная и неброская. И форму надеваем не так часто. Но в ней мы обязательно на многолюдных архиерейских службах в храмах, где следим за общественным порядком. С учетом недавней трагедии на Сахалине, где в церкви преступник смертельно ранил двух прихожан, это очень важно.
Участвуют наши казаки и в возрождении святынь. Так, в Краснинском районе есаул, атаман станицы Засосенской Александр Овсянников с супругой Натальей восстанавливают столетний храм Сергия Радонежского в селе Нижнее Дрезгалово. В селе Яблоново того же района атаман станицы Никольская Виктор Бартенев с супругой Ниной вернули жизнь двум старым купелям, помогли с ремонтом колокольни местной церкви. Они же продолжают пропагандировать песенные и танцевальные традиции казачества — их ансамбль «Казачья удаль» давно известен не только в Красном и районе. Примечательно, что в местной школе поселка Лески этого же района прошел конкурс рисунков, посвященных казачеству и его истории. Понятно, что прошел не без организаторского участия местных атаманов.
Вместе с добрыми делами растет и численность Елецкого округа. В становлянской Слободке переселившийся в наши края потомственный забайкальский казак из Даурии Николай Савостин создает казачью ферму — намерен заниматься земледелием и разведением лошадей.
Полным составом — девять человек — в наше товарищество влился недавно ансамбль песни и танца «Становляне», в котором руководителем Валерий Леонов — потомственный кубанский казак и бывший профессиональный танцор «Казаков России». Да и жена его певунья Наталья тоже из этого коллектива и тоже потомственная казачка.
В наших рядах — бывший начальник краснинской милиции Александр Сидорин, который сейчас мой первый зам, товарищ атамана, начальник штаба округа.
А недавно мы приглашали на «круг» руководителя Становлянского отделения ДОСААФ Сергея Лаухина, подавшего прошение о вступлении в казаческое сообщество…
Что еще: пытаемся выпустить брошюру об истории нашего округа. А в ней много ранее неизвестных фактов. Об одном из них нам поведали воронежские казаки, с которыми мы поддерживаем связи. Оказалось, в XVI веке в городе Павловске, стоящем на левом берегу Дона, елецкие казаки поставили Покровскую церковь. Так отметили они свое участие в пограничной службе у земель Дикого поля.
— Благодарю за интервью, Вячеслав Николаевич. И поздравляем вас с недавним — во второй раз — избранием атаманом. Новых добрых дел вашему сообществу.
— Спасибо. В свою очередь адресую поздравления с приближающимся Днем защитников Отечества всем казакам Всевеликого Войска Донского.
Кстати
По данным экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых «нереестровых» общественных казачьих организаций — более 600.
Кроме того, в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.
А в противоположной стороне кабинета — шашка. Издали от настоящей не отличить. Но это, понятно, — муляж. На полке — булава, символ атаманской власти, и нагайка — вовсе даже не муляжная… И весь этот антураж — лишнее свидетельство того, что мы в гостях не просто редактора и журналиста, а еще и казачьего атамана, точнее — атамана Елецкого казачьего округа Международного союза общественных объединений «Всевеликое Войско Донское».
О месте современных казаков в государственном и общественном строю, о том, что представляет собой Елецкий округ и что за люди приходят в это формирование, — наша беседа с Вячеславом Николаевичем
— Как вы стали казаком, что подвигло к этому?
— А я им не становился, казаком был от рождения.
— Но ведь вы, насколько известно, коренной становлянец. Какие в этих края казаки? До низовьев Дона и Новочеркасска — столицы казачества — далеко.
— Родом я из деревни Слободка Соловьевского сельского поселения. А в стародавние времена была она станицей Студеновская Слобода. Поблизости от нее проходил древний почтовый тракт на Москву, по которому еще Петр I ездил. Так вот, эту дорогу охраняли казаки, было что-то вроде оцепления.
Кстати, в Слободке есть любопытное местечко под названием Поркин Бугор — это самая высокая точка над деревенским прудом. Ну, Бугор — это понятно. А почему Поркин? Да потому, что на этом самом месте пороли провинившихся казаков. И свои атаманы были. Имя одно мне известно — Василий Селянин, по прозвищу Васька Атаман. Он с моим прапрадедом Василием Михайловичем дружил.
Распространенные же в Слободке фамилии Селяниных и Зиборовых пошли от исконных представителей служивых людей, что осели в этих краях, стали вольными однодворцами. И в связи с казачьей историей моей малой родины приведу любопытный факт: прямой потомок слободских Селяниных и того самого Васьки Атамана Виктор Дмитриевич Селянин — ныне атаман Псковского казачьего округа, генерал-майор, ранее проходивший службу в Псковской воздушно-десантной дивизии. Так вот, под его началом земляки-ельчане, которые также служили в этой дивизии, создали в тамошних краях казачью станицу Сосновская. И имя ей дали по незабываемой ельчанам реке Быстрая Сосна.
— Но почему об истории местного казачества практически ничего не известно современникам?
— Да, это так. Все идет от той трагедии, которую пережило казачество в годы репрессий. 24 января 1919 года был подписан указ об уничтожении казачества как враждебного класса. И этот день календаря окрашен для нас черным цветом, считается днем геноцида казачества. В советскую пору о тех репрессиях боялись говорить… Поэтому, насколько помню, и в нашей семье почти не упоминали о казачьих корнях, но родословную и традиции при этом не забывали. Мать у меня работала в сельсовете, отец был заведующим начальной школы, но людьми при всем том они оставались верующими, поминали предков. Благодаря родителям знаю имена-отчества дедов по шестое колено. Их казачьи гены передались мне и моему брату Анатолию. Да и формально я всю жизнь в «служивых» людях. Стаж военной и государственной службы — 25 лет.
— Вы ведь бывший кадровый военный, майор запаса?
— Так точно! Как и мой брат, полковник запаса. Погоны ношу с юношеских лет. Проходил «срочную», с «красным» дипломом закончил Ярославское финансово-экономическое военное училище, служил в Германии, Уральском военном округе. В армии приобщился к журналистике — сотрудничал с армейскими газетами, что пригодилось после ухода в запас — работал в «Звезде» ответственным секретарем, заочно закончил факультет журналистики. А потом — работа в налоговой полиции, руководителем почтовых отделений… И вот снова — в «Звезде». Но хватит об этом. Негоже атаману много говорить о себе самом. Об одном лишь скажу. Казачество — это судьба! Когда был еще курсантом училища, оказался по направлению на стажировке в Новочеркасске! Случайность ли это? Ведь через 30 лет побывал в столице Войска Донского уже как атаман Елецкого округа. И теперь судьба распорядилась, что приезжаю сюда два раза в год — на расширенный совет атамана Войска Донского.
— И какие же границы у Елецкого округа и каково его войско?
— Территория такова — Елец и его район, Краснинский и Становлянский районы, Усмань. В наших рядах 62 человека. Большинство — офицеры запаса. Все — патриоты Отечества и, подчеркну, — люди крепких моральных устоев, православной веры, трезвенники. Наверное, мало кто знает, что по нашим казачьим канонам пьяному в дом входить нельзя, чтобы не дышать перегаром на святые иконы. А казаки по духу своему люди воцерковленные. На первом месте у них и семейные традиции.
Ко всему добавлю: Елецкий округ и все объединение «Всевеликого Войска Донского» действуют как общественная организация, ни в коей мере не находятся на содержании государства. Это я к тому, что так в истории казачества было всегда — казак все для себя приобретал сам, помощи ни от кого не ждал, форму и амуницию для службы покупал за свой счет. Впрочем, в стародавние времена и государство казаков не забывало. Точно знаю, что наша Слободка, вернее станица Студеновская Слобода, была освобождена от податей…
— Вячеслав Николаевич, уж извините, коль коснулся разговор формы и прочего, то вопрос не совсем приятный: иные считают нынешнее казачество анахронизмом, а самих казаков именуют «ряжеными». Чем ответите? Нагайкой по одному месту?
— Словами Льва Толстого — «Вся история России сделана казачеством». И история эта далеко не закончена. Поэтому об анахронизме говорить уж никак не приходится. Что до «ряженых»… Казачья форма — это форма наших отцов и дедов, героев — защитников Отечества. Нам ли ее стесняться. Пусть стесняются своих нарядов «ряженые» в турецкий и китайский ширпотреб, коль собственное производство порушено.
И вот еще что… Нельзя о возрождении казачества говорить пренебрежительно. Хотя вопрос можно повернуть и так: не стыдно ли, что Елец — Город воинской славы, а воинской части здесь нет? А ведь до конца прошлого века была. Елецкое казачество, пусть и неформально, могло бы восполнить этот пробел.
— А какие реальные дела елецкого казачества? Чем оно конкретно занимается?
— Нашему формированию всего три с небольшим года. Оно было создано учредительным собранием офицеров запаса с участием военных комиссаров Становлянского, Краснинского районов. Благословение казаки вновь созданного Елецкого округа получили тогда от правящего архиерея Никона.
А работа у нас повседневная и неброская. И форму надеваем не так часто. Но в ней мы обязательно на многолюдных архиерейских службах в храмах, где следим за общественным порядком. С учетом недавней трагедии на Сахалине, где в церкви преступник смертельно ранил двух прихожан, это очень важно.
Участвуют наши казаки и в возрождении святынь. Так, в Краснинском районе есаул, атаман станицы Засосенской Александр Овсянников с супругой Натальей восстанавливают столетний храм Сергия Радонежского в селе Нижнее Дрезгалово. В селе Яблоново того же района атаман станицы Никольская Виктор Бартенев с супругой Ниной вернули жизнь двум старым купелям, помогли с ремонтом колокольни местной церкви. Они же продолжают пропагандировать песенные и танцевальные традиции казачества — их ансамбль «Казачья удаль» давно известен не только в Красном и районе. Примечательно, что в местной школе поселка Лески этого же района прошел конкурс рисунков, посвященных казачеству и его истории. Понятно, что прошел не без организаторского участия местных атаманов.
Вместе с добрыми делами растет и численность Елецкого округа. В становлянской Слободке переселившийся в наши края потомственный забайкальский казак из Даурии Николай Савостин создает казачью ферму — намерен заниматься земледелием и разведением лошадей.
Полным составом — девять человек — в наше товарищество влился недавно ансамбль песни и танца «Становляне», в котором руководителем Валерий Леонов — потомственный кубанский казак и бывший профессиональный танцор «Казаков России». Да и жена его певунья Наталья тоже из этого коллектива и тоже потомственная казачка.
В наших рядах — бывший начальник краснинской милиции Александр Сидорин, который сейчас мой первый зам, товарищ атамана, начальник штаба округа.
А недавно мы приглашали на «круг» руководителя Становлянского отделения ДОСААФ Сергея Лаухина, подавшего прошение о вступлении в казаческое сообщество…
Что еще: пытаемся выпустить брошюру об истории нашего округа. А в ней много ранее неизвестных фактов. Об одном из них нам поведали воронежские казаки, с которыми мы поддерживаем связи. Оказалось, в XVI веке в городе Павловске, стоящем на левом берегу Дона, елецкие казаки поставили Покровскую церковь. Так отметили они свое участие в пограничной службе у земель Дикого поля.
— Благодарю за интервью, Вячеслав Николаевич. И поздравляем вас с недавним — во второй раз — избранием атаманом. Новых добрых дел вашему сообществу.
— Спасибо. В свою очередь адресую поздравления с приближающимся Днем защитников Отечества всем казакам Всевеликого Войска Донского.
Кстати
По данным экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых «нереестровых» общественных казачьих организаций — более 600.
Кроме того, в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.
Источник.
Похожие темы
» Приглашение к участию в работе IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом»
» ПРЕСС-РЕЛИЗ: Об открытии и программе IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом»
» Казачество Башкирии
» Казачество судится
» Казачество = сербство?
» ПРЕСС-РЕЛИЗ: Об открытии и программе IV Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» по направлению «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом»
» Казачество Башкирии
» Казачество судится
» Казачество = сербство?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения