Юрий Григорьев – отец архангельского казачества
Страница 1 из 1
Юрий Григорьев – отец архангельского казачества
Казаки Архангельской области простились с атаманом Северо-Двинской областной общественной организации Союза казаков России Юрием Григорьевым.
Много лет Юрий Иванович руководил региональным отделением СКР, сумев создать активно действующую организацию, не ограничивавшуюся Архангельском и Северодвинском, а распространившую свою деятельность и на другие районы Архангельской области.
Благодаря Юрию Григорьеву и его соратникам удалось создать крепкие казачьи организации в Котласе и Верхней Тойме. Дело Юрия Ивановича теперь предстоит продолжать его последователям, в числе которых – архангельский писатель, руководитель Архангельского регионального отделения «Народного Собора» Александр Тутов.
Журналист Анатолий Беднов беседует с ним о роли Юрия Ивановича Григорьева в становлении современного архангельского казачества, его первых шагах и нынешнем состоянии.
Первый областной атаман
Анатолий Беднов: - Как ты познакомился с Юрием Ивановичем?
Александр Тутов: - В 1996 году мы решили создать отделение Союза казаков России в Котласе. Первым атаманом Котласского землячества был Александр Валентинович Зорин, который тоже не так давно ушел из жизни. Он объединил нас, потомков родовых казаков. Так вышло, что меня выбрали в областное Собрание, я приехал в Архангельск и там познакомился с Юрием Ивановичем.
А.Б.: - Он и возглавил организацию?
А.Т.: - Он – первый наш областной атаман. Когда в Архангельской области появились две городские организации, то есть Северодвинская (ее возглавлял атаман Виктор Алексеевич Литвин) и Котласская, то казаки решили создать областную организацию и войти в состав Союза казаков России. Первым атаманом именно этой областной организации и был выбран Юрий Иванович Григорьев, и название своё данная организация носит по реке Северная Двина.
А.Б.: - Как Кубанское, Донское, Терское казачество…
А.Т.: - Мы поддерживали тогда и продолжаем поддерживать закон «О казачестве», разработанный под руководством Александра Гавриловича Мартынова, который был тогда депутатом Госдумы первых двух созывов и Верховным атаманом Союза казаков России. Данный закон прошёл все четыре чтения, но так и не был подписан президентом Борисом Ельциным, но зато был подписан другой закон под названием «О российском казачестве», который и является основополагающим у казаков, находящихся в реестре или желающих там оказаться. Закон о реестре мы не поддержали, потому что не было никогда на Руси реестра. Реестр ввели поляки, чтобы рассорить запорожских казаков и потом усмирить их. Кроме того, в подписанном Ельциным законе нет понятия «казачья община», не прописана экономическая составляющая, которая позволила бы казакам возрождать традиционные виды деятельности, нет воинской службы казаков по старому принципу, т.е. в составе чисто казачьих формирований и других важных вопросов. По этим причинам «Союз казаков» не принимает условий, прописанных в законе «О российском казачестве» и стремится заниматься делом возрождения казачества на старых традиционных принципах. В этом и есть различие между нами и реестровыми. На самом деле это, конечно, неправильно, потому что всем казакам надо объединяться, независимо от того, в реестре они или нет. Надеюсь, что это произойдет. Умные головы понимают, что дело-то общее. Закон о казачестве должен охватывать всех казаков – и общественные организации, и тех, кто в реестре.
А.Б.: - Чем еще различаются позиции реестровых казаков и СКР?
А.Т.: - Я не хочу обижать наших реестровых казаков, у меня к ним уважительное отношение. Они говорят: «Надо использовать то, что есть». Но на самом деле от закона о реестре толку для казачества мало. Развиваются не те организации, которые в реестре или нет, а те, где есть люди, готовые что-то делать. Мы хоть и несём казачью нагрузку на общественных началах, но делаем не меньше реестровых, которым это вменено в обязанности. Примером тому является деятельность Верхнетоемского, Красноборского, Котласского и других отделов областной организации. Ведётся работа по созданию наших отделов и в других районах Архангельской области Казак работающий, условно говоря, врачом, как я, или учителем, не пойдет же в добровольную пожарную дружину или патрулировать улицы. А получается: раз не пошел патрулировать, значит – не казак. Юрий Иванович как раз и отстаивал казачьи взгляды. Надо отдать должное: благодаря ему, организация выжила, сохранилась, за что все его и уважают. И сейчас она начинает наращивать свои силы. Характер у него, конечно, был непростой.
Не дать рассорить казаков
А.Б.: - Я впервые увидел его в начале девяностых, на собрании «демократических сил». Он представлял тогда Демплатформу в КПСС. А через несколько лет неожиданно стал атаманом.
А.Т.: - Да, его немножко «мотало». Какое-то время он был даже доверенным лицом у Ельцина. Хотя потом он понял, что это не то, и взгляды его поменялись. В этом ничего особенного нет, потому что в девяностые годы многих так мотало. Красивая картинка, борьба, условно говоря, с нехорошими проявлениями коммунизма, принимавшая не совсем правильные формы. Это потом уже у многих, в том числе Юрия Ивановича, пришло понимания, что нельзя сегодня делиться на красных и белых – это ни к чему хорошему не приводило и не приведет. Один мой знаменитый предок был командиром кавалерийской дивизии у Деникина, хотя и всего два месяца (он погиб в 1919 году), другой был командиром «Чертовой сотни» у Кочубея, герой Гражданской войны со стороны красных.
А.Б.: - То есть, получается, одного предка должен любить, а другого ненавидеть, в зависимости от личных политических убеждений?
А.Т.: - Жизнь была такая. Я не считаю, что мы должны их делить. Каждый по-своему любил свою страну и боролся за нее. И у красных, и у белых можно найти людей положительных и отрицательных.
Недавно я читал ответ Стрелкова Ходорковскому. Он монархист, но готов с любой силой объединяться, считая, что сейчас нет времени делиться на красных и белых. Главное – не допустить, чтобы развалили страну, это гораздо важнее. Так же, как сейчас в Новороссии все его защитники – русские, несмотря на узбекские, грузинские и другие корни. Но они все считают себя русскими.
Мы же для мира все русские, включая и евреев на Брайтон-Бич.
А.Б.: - Как Лев Гумилев говорил: это в России – русские, украинцы, белорусы, евреи, татары, а приехал на Запад из России – значит, русский.
А.Т.: - И это хорошая идеологическая платформа – объединение под общим флагом. Пускай казах – но русский казах, пускай грузин – но русский грузин.
Сейчас на казачество стали больше внимания обращать. В девяностые я побывал в Югославии. Тогда я еще себя не очень ощущал казаком, хотя и знал, что мои предки – казаки. Тогда казаки ездили и в Югославию, и в Приднестровье, и в Абхазию, и в Чечню, везде участвовали – и достаточно успешно. Крым и Новороссия тоже показали, что казачество – это достаточно серьезная ударная сила. Потому что основная часть казаков духовно воспитана в православных традициях. А Православие – это объединяющая сила.
Юрий Иванович поддерживал и поморскую тему. Вообще, по моему мнению, основная часть казаков и поморов имеет общее происхождение. Он не давал испортить отношения между нашим отделением Союза казаков и поморскими организациями, никаких конфликтов не возникало. Это большая заслуга Юрия Ивановича. Сегодня наконец-то стала нормально восприниматься точка зрения, что поморы – это ветвь русского народа. Общество тогда только прочно, когда у него много опор.
А.Б.: - То, что называется «цветущей сложностью»…
А.Т.: - Если прижимать поморов и прочих, требовать, чтобы они себя называли только русскими, можно всех рассорить.
Юрий Иванович был человеком эмоциональным. У него были сердечные заболевания, и. несмотря на это, он близко к сердцу принимал все, что бы ни случилось в организации, переживал за все, что случалось хоть в Верхнетоемском, хоть в Котласском районе. Даже когда вроде бы ничего серьезного не произошло. И до конца жизни он был, как говорится, в строю, хотя в последние годы уже не был атаманом. Однако бывших атаманов не бывает, и в последние годы он был советником Верховного атамана Союза казаков России Павла Задорожного,
А.Б.: - Имя атамана следует увековечить…
А.Т.: - Он должен войти в «Поморскую энциклопедию» как первый областной атаман. Дай нам Бог больше таких людей, как атаман Григорьев!
Много лет Юрий Иванович руководил региональным отделением СКР, сумев создать активно действующую организацию, не ограничивавшуюся Архангельском и Северодвинском, а распространившую свою деятельность и на другие районы Архангельской области.
Благодаря Юрию Григорьеву и его соратникам удалось создать крепкие казачьи организации в Котласе и Верхней Тойме. Дело Юрия Ивановича теперь предстоит продолжать его последователям, в числе которых – архангельский писатель, руководитель Архангельского регионального отделения «Народного Собора» Александр Тутов.
Журналист Анатолий Беднов беседует с ним о роли Юрия Ивановича Григорьева в становлении современного архангельского казачества, его первых шагах и нынешнем состоянии.
Первый областной атаман
Анатолий Беднов: - Как ты познакомился с Юрием Ивановичем?
Александр Тутов: - В 1996 году мы решили создать отделение Союза казаков России в Котласе. Первым атаманом Котласского землячества был Александр Валентинович Зорин, который тоже не так давно ушел из жизни. Он объединил нас, потомков родовых казаков. Так вышло, что меня выбрали в областное Собрание, я приехал в Архангельск и там познакомился с Юрием Ивановичем.
А.Б.: - Он и возглавил организацию?
А.Т.: - Он – первый наш областной атаман. Когда в Архангельской области появились две городские организации, то есть Северодвинская (ее возглавлял атаман Виктор Алексеевич Литвин) и Котласская, то казаки решили создать областную организацию и войти в состав Союза казаков России. Первым атаманом именно этой областной организации и был выбран Юрий Иванович Григорьев, и название своё данная организация носит по реке Северная Двина.
А.Б.: - Как Кубанское, Донское, Терское казачество…
А.Т.: - Мы поддерживали тогда и продолжаем поддерживать закон «О казачестве», разработанный под руководством Александра Гавриловича Мартынова, который был тогда депутатом Госдумы первых двух созывов и Верховным атаманом Союза казаков России. Данный закон прошёл все четыре чтения, но так и не был подписан президентом Борисом Ельциным, но зато был подписан другой закон под названием «О российском казачестве», который и является основополагающим у казаков, находящихся в реестре или желающих там оказаться. Закон о реестре мы не поддержали, потому что не было никогда на Руси реестра. Реестр ввели поляки, чтобы рассорить запорожских казаков и потом усмирить их. Кроме того, в подписанном Ельциным законе нет понятия «казачья община», не прописана экономическая составляющая, которая позволила бы казакам возрождать традиционные виды деятельности, нет воинской службы казаков по старому принципу, т.е. в составе чисто казачьих формирований и других важных вопросов. По этим причинам «Союз казаков» не принимает условий, прописанных в законе «О российском казачестве» и стремится заниматься делом возрождения казачества на старых традиционных принципах. В этом и есть различие между нами и реестровыми. На самом деле это, конечно, неправильно, потому что всем казакам надо объединяться, независимо от того, в реестре они или нет. Надеюсь, что это произойдет. Умные головы понимают, что дело-то общее. Закон о казачестве должен охватывать всех казаков – и общественные организации, и тех, кто в реестре.
А.Б.: - Чем еще различаются позиции реестровых казаков и СКР?
А.Т.: - Я не хочу обижать наших реестровых казаков, у меня к ним уважительное отношение. Они говорят: «Надо использовать то, что есть». Но на самом деле от закона о реестре толку для казачества мало. Развиваются не те организации, которые в реестре или нет, а те, где есть люди, готовые что-то делать. Мы хоть и несём казачью нагрузку на общественных началах, но делаем не меньше реестровых, которым это вменено в обязанности. Примером тому является деятельность Верхнетоемского, Красноборского, Котласского и других отделов областной организации. Ведётся работа по созданию наших отделов и в других районах Архангельской области Казак работающий, условно говоря, врачом, как я, или учителем, не пойдет же в добровольную пожарную дружину или патрулировать улицы. А получается: раз не пошел патрулировать, значит – не казак. Юрий Иванович как раз и отстаивал казачьи взгляды. Надо отдать должное: благодаря ему, организация выжила, сохранилась, за что все его и уважают. И сейчас она начинает наращивать свои силы. Характер у него, конечно, был непростой.
Не дать рассорить казаков
А.Б.: - Я впервые увидел его в начале девяностых, на собрании «демократических сил». Он представлял тогда Демплатформу в КПСС. А через несколько лет неожиданно стал атаманом.
А.Т.: - Да, его немножко «мотало». Какое-то время он был даже доверенным лицом у Ельцина. Хотя потом он понял, что это не то, и взгляды его поменялись. В этом ничего особенного нет, потому что в девяностые годы многих так мотало. Красивая картинка, борьба, условно говоря, с нехорошими проявлениями коммунизма, принимавшая не совсем правильные формы. Это потом уже у многих, в том числе Юрия Ивановича, пришло понимания, что нельзя сегодня делиться на красных и белых – это ни к чему хорошему не приводило и не приведет. Один мой знаменитый предок был командиром кавалерийской дивизии у Деникина, хотя и всего два месяца (он погиб в 1919 году), другой был командиром «Чертовой сотни» у Кочубея, герой Гражданской войны со стороны красных.
А.Б.: - То есть, получается, одного предка должен любить, а другого ненавидеть, в зависимости от личных политических убеждений?
А.Т.: - Жизнь была такая. Я не считаю, что мы должны их делить. Каждый по-своему любил свою страну и боролся за нее. И у красных, и у белых можно найти людей положительных и отрицательных.
Недавно я читал ответ Стрелкова Ходорковскому. Он монархист, но готов с любой силой объединяться, считая, что сейчас нет времени делиться на красных и белых. Главное – не допустить, чтобы развалили страну, это гораздо важнее. Так же, как сейчас в Новороссии все его защитники – русские, несмотря на узбекские, грузинские и другие корни. Но они все считают себя русскими.
Мы же для мира все русские, включая и евреев на Брайтон-Бич.
А.Б.: - Как Лев Гумилев говорил: это в России – русские, украинцы, белорусы, евреи, татары, а приехал на Запад из России – значит, русский.
А.Т.: - И это хорошая идеологическая платформа – объединение под общим флагом. Пускай казах – но русский казах, пускай грузин – но русский грузин.
Сейчас на казачество стали больше внимания обращать. В девяностые я побывал в Югославии. Тогда я еще себя не очень ощущал казаком, хотя и знал, что мои предки – казаки. Тогда казаки ездили и в Югославию, и в Приднестровье, и в Абхазию, и в Чечню, везде участвовали – и достаточно успешно. Крым и Новороссия тоже показали, что казачество – это достаточно серьезная ударная сила. Потому что основная часть казаков духовно воспитана в православных традициях. А Православие – это объединяющая сила.
Юрий Иванович поддерживал и поморскую тему. Вообще, по моему мнению, основная часть казаков и поморов имеет общее происхождение. Он не давал испортить отношения между нашим отделением Союза казаков и поморскими организациями, никаких конфликтов не возникало. Это большая заслуга Юрия Ивановича. Сегодня наконец-то стала нормально восприниматься точка зрения, что поморы – это ветвь русского народа. Общество тогда только прочно, когда у него много опор.
А.Б.: - То, что называется «цветущей сложностью»…
А.Т.: - Если прижимать поморов и прочих, требовать, чтобы они себя называли только русскими, можно всех рассорить.
Юрий Иванович был человеком эмоциональным. У него были сердечные заболевания, и. несмотря на это, он близко к сердцу принимал все, что бы ни случилось в организации, переживал за все, что случалось хоть в Верхнетоемском, хоть в Котласском районе. Даже когда вроде бы ничего серьезного не произошло. И до конца жизни он был, как говорится, в строю, хотя в последние годы уже не был атаманом. Однако бывших атаманов не бывает, и в последние годы он был советником Верховного атамана Союза казаков России Павла Задорожного,
А.Б.: - Имя атамана следует увековечить…
А.Т.: - Он должен войти в «Поморскую энциклопедию» как первый областной атаман. Дай нам Бог больше таких людей, как атаман Григорьев!
Источник.
Похожие темы
» Духовник архангельского казачества благословил пополнение войска
» Дмитрий Вишневецкий — крестный отец казачества
» Ушел из жизни главный казак Оренбуржья Юрий Бельков
» Юрий Савчук был в третий раз избран атаманом Уссурийского казачьего войска
» Дух казачества
» Дмитрий Вишневецкий — крестный отец казачества
» Ушел из жизни главный казак Оренбуржья Юрий Бельков
» Юрий Савчук был в третий раз избран атаманом Уссурийского казачьего войска
» Дух казачества
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения