Казаки Белгородчины
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Что ни казак – то атаман

Перейти вниз

Что ни казак – то атаман Empty Что ни казак – то атаман

Сообщение  Григорий Мелехов Чт Дек 11, 2014 5:15 pm

На территории СКФО действуют несколько крупных казачьих структур, каждая со своими интересами


Что ни казак – то атаман 1206

Раскол, разброд и шатание – самые точные определения для процессов, происходящих сегодня в казачестве Северного Кавказа. На территории округа действует несколько крупных структурированных казачьих обществ, каждое из которых имеет свои интересы и своих атаманов. Они конкурируют между собой в борьбе за души казаков и материальные ресурсы – господдержку, земли, озера, рынки. Многие говорят о необходимости объединения, но оно понимается как подчинение одних структур другим и поэтому становится невозможным.

На вкус и цвет товарищей нет

Казачество, возрождавшееся в 1990-х годах как единое целое, сегодня расколото по всей России на десятки общероссийских организаций. В одном только Северо-Кавказском федеральном округе действуют четыре хорошо организованных структуры: реестровое Терское войсковое казачье общество, межрегиональное общественное движение терских казаков «Терское казачье войско», Терское казачье войско и Ставропольское казачье войско Союза казаков России.

К ним можно добавить отделы Кубанского войскового казачьего общества, частично захватывающего Карачаево-Черкессию, Кавказскую казачью линию, Всемирную ассамблею православного казачьего народа и подобные ей организации, представленные парой-тройкой атаманов без «личного состава».

Впрочем, список будет неполным, если не упомянуть, что в реестровом Терском войске на Ставрополье есть 13 станичных и хуторских обществ-двойников. Из них организации, созданные три-пять лет назад, подчиняются руководству округа, а существовавшие ранее – нет, хотя есть и исключения.

Каждая из казачьих организаций заявляет, что число ее членов неуклонно растет, а у конкурентов – падает. Отношения между терцами разных структур иногда доброжелательные, но чаще откровенно враждебные, переходящие в политические интриги, хозяйственные конфликты и судебные тяжбы.

У «кормушки»

Если вспомнить 1990-е годы, то тогда казаки на Северном Кавказе по зову сердца на альтруистической основе воевали за целостность России, охраняли села и станицы, дежурили с полицией на дорогах.

Государство казаков отблагодарило. Некоторым обществам местные власти выделили землю, другим — рынки, третьим — пруды.

Но через несколько лет выяснилось, что все это богатство работает на отдельных людей — атаманов и их приближенных. А большинство казаков продолжает нищать, как и все обманутые приватизацией россияне.

Затем был создан реестр, который сейчас часто называют главной причиной раскола в казачестве, и принят закон о госслужбе казачества, по которому в казаки стали принимать всех, кто достиг 18 лет.

На самом деле споры возникли вовсе не из-за того, что кто-то дал обязательство служить Родине, а кто-то остался вольным казаком.

Раздор внесли денежные вливания со стороны государства. У реестровых атаманов появилась бюджетная «кормушка», и их главной задачей стала демонстрация лояльности властным структурам и укрепление на должностях.

Василий Павлович Бондарев был атаманом Терского войскового казачьего общества 12 лет. Только два года назад ему нашли преемника, который продержался лишь год, так и не подчинив себе теневую экономику войска, хотя, как говорят, пытался.

Следующий же атаман пробыл на посту и того меньше – лишь несколько месяцев. Покинул официальную должность, своего бизнеса тут завести не успел, а на общественных началах много не сделаешь.

Атаман Ставропольского окружного казачьего общества (СОКО) Александр Фалько, занимающий должность зампредседателя краевого комитета по делам национальностей и казачества, у власти с 2008 года. Еще дольше на атаманских должностях предводители округов в республиках.

За это время из реестра в общественное казачество подалось немало казаков. Они считают, что атаманы вместе с чиновниками, отвечающими за казачество, пилят бюджетные средства.

Речь идет о миллионах рублей. В 2014 году только на Ставропольский округ выделили 60 миллионов рублей из краевого бюджета и еще 40 миллионов – муниципалитеты.

Эти средства идут на оплату казачьих дружин, содержание творческих коллективов, выпуск печатной продукции, закупку формы и массовые мероприятия (чем не строка для списания?).

Передел собственности

Распределением земель, прудов, рынков, автостоянок, гостиниц и прочим имуществом, прибранным к рукам некоторыми казачьими лидерами в 1990-е годы, многие казаки недовольны. Чаще всего упреки в нечистоплотности адресованы реестровым районным и городским атаманам.

Неоднократно общественные казаки обращались к губернатору Ставрополья с требованием провести детальную ревизию по всей собственности, переданной казачеству с начала его возрождения.

С приходом в край губернатора Владимира Владимирова одна проверка по земельному вопросу уже прошла. Особых нарушений она не выявила. Казачьи общества – некоммерческие организации, и напрямую бизнесом они не имеют права заниматься, поэтому отдают поля и пастбища в аренду фермерам.

Лишь 1,7 тыс. гектаров из почти 30 тысяч, которыми распоряжаются казачьи общества Ставрополья, отданы не казакам. Причем, у этого явления есть и благородное объяснение.

Сотнями гектаров долгое время без всякой оплаты пользовались дагестанские скотоводы, на которых не могли найти управу местные администрации. Поэтому землю формально отдали казакам, а те нашли методы взимания платы с животноводов. Деньги пошли в местные бюджеты.

Общественные казаки в благородство реестровых не верят и рассказывают, что официальная арендная ставка атаманами занижается, а разница кладется в карман.

Такие же серые схемы, как они считают, используются и для остальной собственности казачьих обществ. Поэтому реестровые терцы, на бумаге обладая доходным имуществом, вечно стоят перед государством с протянутой рукой. Впрочем, пока нет уголовных дел, все подозрения голословны.

Есть и обратные примеры, когда реестровые казаки заявляют о незаконном захвате бывшими реестровыми атаманами общественной собственности. К примеру, в Степновском районе реестровые казаки пытаются отнять землю и пруд, переданные в аренду прежним руководством казачьего общества. Разборки дошли уже до суда.

Атаманские амбиции

Иногда разногласия по вопросам сбора и расходования средств возникают и внутри реестрового лагеря. В результате появляются параллельные реестровые организации.

Весной этого года от Ставропольского городского станичного общества отпочковалась станица Казанская под руководством атамана Бориса Пронина.

Она получила благословение митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и самостоятельно вошла в реестр казачьих войск России. Сейчас станица пытается влиться в реестровое Терское войско, минуя округ.

Общественному казачеству особо делить нечего. Тем не менее и оно разбито на разные лагеря. Есть Терское войско, возглавляемое Михаилом Инкавцовым, и есть Терское войско Союза казаков под предводительством Игоря Логвиненко.

До 2010 года они работали в тандеме. И вдруг выяснилось, что руководство Союза казаков России Инкавцовым недовольно. Его исключили за то, что он 10 лет не отчитывался по своей деятельности и способствовал развалу войска.

Управлять остатками этой структуры, лишившейся подразделений в Кизляре и Моздоке, был назначен Игорь Логвиненко.

Совет стариков войска выписал последнему за раскольническую деятельность 15 плетей. А Михаил Инкавцов вскоре собрал круг в пригороде Владикавказа, который переизбрал его на новый срок. Так появилось два общественных войска в СКФО.

Что мешает их объединению? Похоже, тут речь идет не столько о коммерческих интересах, сколько об атаманских амбициях. Смирения им не хватает.

«Когда заходит разговор о том, кому быть атаманом, все начинают друг с другом спорить, кому под кем быть», – объяснил разлад между терцами атаман Михайловского районного общества СОКО ТВКО Андрей Воронцов. «По заветам наших дедов, – продолжил атаман, – если большинство в станице принимало решение, то меньшинство подчинялось. А сейчас та половина, которая оказалась в меньшинстве, откололась и создала свое движение».

Вольные и служивые

В то время как реестровое и общественное казачество дробится на части, пятигорский атаман Юрий Чуреков запустил объединяющий проект.

Его идея состоит в возрождении Кавказской казачьей линии (ККЛ). К ней уже присоединились общественные, а точнее, «вольные» войска Терека, Дона и Кубани, и отдельные вольные общества Астрахани, Волгограда и Воронежа.

Помимо них свою поддержку линии заявили общественные казачьи организации Тулы, Липецка, Орла, Владимира, Подмосковья и Москвы.

Реестровые войска вступать в ККЛ не спешат. Как заявил в интервью КАВПОЛИТу атаман Ставропольского окружного казачьего общества Александр Фалько, у них с Чурековым разные взгляды и цели.

Действительно, реестр создавался для того, чтобы юридически оформить служение казаков Родине. А Юрий Чуреков прямо говорит: «Служить мы не собираемся, а собираемся восстанавливать казачий народ».

В реестровом войске могут служить все граждане России, достигшие 18 лет. А вольными казаками считают себя только те, у кого действительно есть казачьи корни.

Вот и получается, что объединительный проект обозначил еще одну линию раскола терцев – по идеологическим соображениям.

Светлана Болотникова


Источник.
Григорий Мелехов
Григорий Мелехов
Администратор

Сообщения : 5641
Репутация : 1
Дата регистрации : 2013-01-06

http://kazaki-belogorja.forumgrad.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения