Учебники реабилитируют казаков
Страница 1 из 1
Учебники реабилитируют казаков
На конференции в Храме Христа Спасителя казаки обсуждали, как обновить школьный курс истории
Светлана Болотникова
Источник.
Идеологическому штампу «казаки – это беглые крестьяне и нагаечники» будет положен конец. 19 декабря в Храме Христа Спасителя прошла научно-практическая конференция «Казаки на защите России и православия», участники которой предложили вписать в единый федеральный учебник истории свои версии происхождения казаков и четче обозначить их роль в созидании государства. Обсуждались и вопросы современного бытия казаков: запрет на политическую деятельность для обязавшихся нести государственную службу и участие в охране школ и детских садов.
Помощники государства
Роль казаков в истории и современной России обсуждалась на ежегодной научно-практической конференции в Храме Христа Спасителя, которая прошла 19 декабря. В ней, помимо казаков и священнослужителей, участвовали доктора и кандидаты наук, представители законодательных органов из регионов традиционного проживания казаков.
Организовал это мероприятие столичный департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Его руководитель Юрий Артюх, приветствуя участников, заявил, что конференция должна стать «отправной точкой для процесса, которого давно ждет не только казачество, но и все общество».
Он имел в виду процесс переосмысления российской истории с учетом значения казачества, которое игнорировалось в советский период. Соответствующие главы хотят добавить в единый федеральный учебник истории, разрабатываемый министерством образования по распоряжению президента Владимира Путина.
Особая забота чиновников о казаках объясняется тем, что их снова, как и 100 лет назад, стали считать оплотом российской государственности. Как сказал на конференции заммэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко, казаки – это «помощники государства».
Школы защитят шашками
Казакам государство делегировало часть функций по охране общественного порядка. Им разрешили создавать частные охранные предприятия и дружины. Об этом на конференции заявил ответственный секретарь Совета при президенте по делам казачества Николай Константинов, отметив, что теперь казаки смогут «охранять школы, государственные учреждения на совершенно законной основе».
В некоторых регионах, как уточнил журналистам депутат Госдумы Виктор Водолацкий, эта практика существует уже лет 10 благодаря местному законодательству.
«Во всех остальных городах на просьбу казачьих отрядов участвовать в охране правопорядка всегда был отказ, поскольку региональных законов не было, по разным причинам они не принимались», – пояснил депутат. Теперь действуют федеральные законы, в соответствии с которыми казачьи дружины по всей территории страны «будут нести охрану прежде всего областных, муниципальных объектов, школ, государственных учреждений».
Политическая дискриминация
Зашла речь на конференции и о законе, который казакам навредил. Тем, кто дал обязательство нести государственную службу (а это практически все реестровые казаки), осенью запретили членство в политических партиях.
Но это означает, как подчеркнул в своем выступлении на секции «История казаков» атаман Горячеводской казачьей общины Валерий Поматов, что они теперь не смогут занимать и выборные должности. Несколько человек, по его словам, уже получили соответствующие предписания прокуратуры. Получилось, что эта поправка в закон о госслужбе казаков стимулирует людей выходить из казачьего реестра.
Николай Константинов на это ответил, что прокуратура превышает свои полномочия и неправильным образом интерпретирует закон, а казакам надо опротестовывать такие действия. Он пообещал, что Совет при президенте по делам казачества напишет в прокуратуру обращение, но после того, как терцы подробно изложат все факты прокурорского давления.
Казаки в лаптях
Но главной темой конференции было обсуждение того, как преподносится казачество в школьных учебниках истории. С тем, что ракурс освещения этой темы надо менять, согласны все. Правда, как это сделать, разные группы казаков видят по-своему.
Атаман этнического казачьего объединения «Казарла» Андрей Доронин считает, что учебникам не хватает версий происхождения казаков, точности в передаче культурных особенностей.
«В основном в советское время был штамп, что это беглые холопы, крестьяне. Казаки не пытаются говорить, что они древний народ, но как общность они сформировались до момента, когда массово бежали на Дон», – отметил он в комментарии корреспонденту «Кавказской политики».
Казаки, как и великороссы, образовались из смешения славянских племен, считает он: это смесь разных этнических групп, образовавшая народ, родственный русским и украинцам.
При освещении казачьей культуры в школьных учебниках, по словам Доронина, авторы доходят до смешного. «Написано про восстание Степана Разина, а на рисунке – крестьяне. Мы знаем, что у казаков была совсем другая одежда, не ходили они в лаптях, другой внешний вид у них был, а школьник, у которого формируется мировоззрение, воспринимает эту картинку», – рассказал наш собеседник. Потом эти же дети с искаженным представлением о казаках надевают русские рубахи и называют себя казачьим фольклорным коллективом.
«И хотелось бы, чтобы больше внимания уделили значению казаков в плане создания российского государства, – добавил Андрей Доронин. - Не складывается из официального учебника истории понимание значимости казаков».
Не переписать, а показать
При этом, по словам атамана ЭКО «Казарла», казаки не ставят своей целью задачу переписать историю под себя. «Мы хотим рассказать о себе, чтобы было правильное понимание, кто такие казаки, почему они такие. Чем больше мы обладаем информацией о других народах, тем лучше понимаем, как с ними общаться, чтобы не было лишних конфликтов. Все в рамках воспитания толерантности», – пояснил он.
Ведущий секции «История казаков», главный редактор журнала «Казарла» Николай Еремичев тоже подчеркнул, что казаки требуют не переписать историю, а представить ее в истинном виде.
«В наследство от советского прошлого нам досталось множество идеологических штампов, растиражированных в сознании целых поколений! Во многом это касается и нас, казаков, – заявил он на конференции. – Мы – первые, кто массово подвергся планомерным репрессиям в советское время! Наши административно-территориальные единицы были ликвидированы, сотни тысяч наших родичей были уничтожены или сосланы. Доброе и славное имя наших предков многие десятилетия ассоциировалось с понятием врага. Мы не просим сейчас переписывать историю! Мы требуем, чтобы эту историю показали стране, за которую сражались и умирали десятки поколений казаков».
В едином федеральном учебнике истории, по его словам, надо более полно описать роль казаков в освоении Сибири, рассказать о личности Ермака Тимофеевича, родившегося в станице Качалинской на Дону. Поведать о смутном времени и штурме донскими казаками Кремля в поддержку ополчения Минина и Пожарского. Написать об участии казаков в Отечественной войне 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Дать реальную картину «драматических событий в истории взаимоотношений казаков и Москвы». Объяснить причины восстания донцов под руководством Кондратия Булавина, походов Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Напомнить о массовом отказе казаков от выполнения полицейских функций в 1905-1907 годах.
Должен быть лучше отражен, на взгляд Николая Еремичева, и период гражданской войны, «когда казачьи области первыми совершили практические шаги по созданию Российской Федерации». «Казачьи республики объявили независимость и вышли из состава Советской России, чтобы потом войти полноправными субъектами в состав демократической Российской Федерации. Но стали врагами и белогвардейцам, и большевикам», – напомнил докладчик.
Необходимо, по его словам, также правильно использовать терминологию. «Наиболее простой пример – это слово "войско". Само по себе оно воспринимается современным русским ухом как устарелое название, синонимичное современному понятию "армия". В отношении казаков это в корне не верно. Казачье Войско – это скорее республика со своей территорией, населением, правом, экономикой, избираемым административным аппаратом, армией и прочими атрибутами. Например, в 1918-1920 годах существовала республика Всевеликое войско Донское, которая имела собственную многочисленную донскую армию, состоявшую из нескольких родов войск. Смешивать термины "армия" и "казачье Войско" в корне неверно», – пояснил он.
Что касается происхождения, то оставлять одну теорию о том, что казаки – это беглые холопы, по мнению главного редактора «Казарлы», нельзя. «Казаки вышли на историческую арену за века до появления крепостного права на землях современных России и Поднепровья, – отметил Еремичев. – Тот же Ермак родился в Качалином городке на Дону еще в те годы, когда существовали Казанское и Астраханское ханства».
Чтобы более правильно отразить историю казаков в едином федеральном учебнике, участники конференции предложили создать постоянно действующую сессию, которая будет собирать экспертов для выработки конкретных параграфов учебника.
Помощники государства
Роль казаков в истории и современной России обсуждалась на ежегодной научно-практической конференции в Храме Христа Спасителя, которая прошла 19 декабря. В ней, помимо казаков и священнослужителей, участвовали доктора и кандидаты наук, представители законодательных органов из регионов традиционного проживания казаков.
Организовал это мероприятие столичный департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Его руководитель Юрий Артюх, приветствуя участников, заявил, что конференция должна стать «отправной точкой для процесса, которого давно ждет не только казачество, но и все общество».
Он имел в виду процесс переосмысления российской истории с учетом значения казачества, которое игнорировалось в советский период. Соответствующие главы хотят добавить в единый федеральный учебник истории, разрабатываемый министерством образования по распоряжению президента Владимира Путина.
Особая забота чиновников о казаках объясняется тем, что их снова, как и 100 лет назад, стали считать оплотом российской государственности. Как сказал на конференции заммэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко, казаки – это «помощники государства».
Школы защитят шашками
Казакам государство делегировало часть функций по охране общественного порядка. Им разрешили создавать частные охранные предприятия и дружины. Об этом на конференции заявил ответственный секретарь Совета при президенте по делам казачества Николай Константинов, отметив, что теперь казаки смогут «охранять школы, государственные учреждения на совершенно законной основе».
В некоторых регионах, как уточнил журналистам депутат Госдумы Виктор Водолацкий, эта практика существует уже лет 10 благодаря местному законодательству.
«Во всех остальных городах на просьбу казачьих отрядов участвовать в охране правопорядка всегда был отказ, поскольку региональных законов не было, по разным причинам они не принимались», – пояснил депутат. Теперь действуют федеральные законы, в соответствии с которыми казачьи дружины по всей территории страны «будут нести охрану прежде всего областных, муниципальных объектов, школ, государственных учреждений».
Политическая дискриминация
Зашла речь на конференции и о законе, который казакам навредил. Тем, кто дал обязательство нести государственную службу (а это практически все реестровые казаки), осенью запретили членство в политических партиях.
Но это означает, как подчеркнул в своем выступлении на секции «История казаков» атаман Горячеводской казачьей общины Валерий Поматов, что они теперь не смогут занимать и выборные должности. Несколько человек, по его словам, уже получили соответствующие предписания прокуратуры. Получилось, что эта поправка в закон о госслужбе казаков стимулирует людей выходить из казачьего реестра.
Николай Константинов на это ответил, что прокуратура превышает свои полномочия и неправильным образом интерпретирует закон, а казакам надо опротестовывать такие действия. Он пообещал, что Совет при президенте по делам казачества напишет в прокуратуру обращение, но после того, как терцы подробно изложат все факты прокурорского давления.
Казаки в лаптях
Но главной темой конференции было обсуждение того, как преподносится казачество в школьных учебниках истории. С тем, что ракурс освещения этой темы надо менять, согласны все. Правда, как это сделать, разные группы казаков видят по-своему.
Атаман этнического казачьего объединения «Казарла» Андрей Доронин считает, что учебникам не хватает версий происхождения казаков, точности в передаче культурных особенностей.
«В основном в советское время был штамп, что это беглые холопы, крестьяне. Казаки не пытаются говорить, что они древний народ, но как общность они сформировались до момента, когда массово бежали на Дон», – отметил он в комментарии корреспонденту «Кавказской политики».
Казаки, как и великороссы, образовались из смешения славянских племен, считает он: это смесь разных этнических групп, образовавшая народ, родственный русским и украинцам.
При освещении казачьей культуры в школьных учебниках, по словам Доронина, авторы доходят до смешного. «Написано про восстание Степана Разина, а на рисунке – крестьяне. Мы знаем, что у казаков была совсем другая одежда, не ходили они в лаптях, другой внешний вид у них был, а школьник, у которого формируется мировоззрение, воспринимает эту картинку», – рассказал наш собеседник. Потом эти же дети с искаженным представлением о казаках надевают русские рубахи и называют себя казачьим фольклорным коллективом.
«И хотелось бы, чтобы больше внимания уделили значению казаков в плане создания российского государства, – добавил Андрей Доронин. - Не складывается из официального учебника истории понимание значимости казаков».
Не переписать, а показать
При этом, по словам атамана ЭКО «Казарла», казаки не ставят своей целью задачу переписать историю под себя. «Мы хотим рассказать о себе, чтобы было правильное понимание, кто такие казаки, почему они такие. Чем больше мы обладаем информацией о других народах, тем лучше понимаем, как с ними общаться, чтобы не было лишних конфликтов. Все в рамках воспитания толерантности», – пояснил он.
Ведущий секции «История казаков», главный редактор журнала «Казарла» Николай Еремичев тоже подчеркнул, что казаки требуют не переписать историю, а представить ее в истинном виде.
«В наследство от советского прошлого нам досталось множество идеологических штампов, растиражированных в сознании целых поколений! Во многом это касается и нас, казаков, – заявил он на конференции. – Мы – первые, кто массово подвергся планомерным репрессиям в советское время! Наши административно-территориальные единицы были ликвидированы, сотни тысяч наших родичей были уничтожены или сосланы. Доброе и славное имя наших предков многие десятилетия ассоциировалось с понятием врага. Мы не просим сейчас переписывать историю! Мы требуем, чтобы эту историю показали стране, за которую сражались и умирали десятки поколений казаков».
В едином федеральном учебнике истории, по его словам, надо более полно описать роль казаков в освоении Сибири, рассказать о личности Ермака Тимофеевича, родившегося в станице Качалинской на Дону. Поведать о смутном времени и штурме донскими казаками Кремля в поддержку ополчения Минина и Пожарского. Написать об участии казаков в Отечественной войне 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Дать реальную картину «драматических событий в истории взаимоотношений казаков и Москвы». Объяснить причины восстания донцов под руководством Кондратия Булавина, походов Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Напомнить о массовом отказе казаков от выполнения полицейских функций в 1905-1907 годах.
Должен быть лучше отражен, на взгляд Николая Еремичева, и период гражданской войны, «когда казачьи области первыми совершили практические шаги по созданию Российской Федерации». «Казачьи республики объявили независимость и вышли из состава Советской России, чтобы потом войти полноправными субъектами в состав демократической Российской Федерации. Но стали врагами и белогвардейцам, и большевикам», – напомнил докладчик.
Необходимо, по его словам, также правильно использовать терминологию. «Наиболее простой пример – это слово "войско". Само по себе оно воспринимается современным русским ухом как устарелое название, синонимичное современному понятию "армия". В отношении казаков это в корне не верно. Казачье Войско – это скорее республика со своей территорией, населением, правом, экономикой, избираемым административным аппаратом, армией и прочими атрибутами. Например, в 1918-1920 годах существовала республика Всевеликое войско Донское, которая имела собственную многочисленную донскую армию, состоявшую из нескольких родов войск. Смешивать термины "армия" и "казачье Войско" в корне неверно», – пояснил он.
Что касается происхождения, то оставлять одну теорию о том, что казаки – это беглые холопы, по мнению главного редактора «Казарлы», нельзя. «Казаки вышли на историческую арену за века до появления крепостного права на землях современных России и Поднепровья, – отметил Еремичев. – Тот же Ермак родился в Качалином городке на Дону еще в те годы, когда существовали Казанское и Астраханское ханства».
Чтобы более правильно отразить историю казаков в едином федеральном учебнике, участники конференции предложили создать постоянно действующую сессию, которая будет собирать экспертов для выработки конкретных параграфов учебника.
Светлана Болотникова
Источник.
Похожие темы
» Ежегодные военно-полевые сборы казаков белокалитвинских казаков
» Вуз для казаков
» Казаков опустили
» СБУ взялось за казаков
» Украинских казаков перерегистрируют
» Вуз для казаков
» Казаков опустили
» СБУ взялось за казаков
» Украинских казаков перерегистрируют
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения