Пасха: традиции и обычаи Кубани
Страница 1 из 1
Пасха: традиции и обычаи Кубани
Пасхальные торжества начинались с Вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, куклы). Детям покупали игрушки и обновы.
И, пошлепывая их по лицу пучками цветущей вербы, приговаривали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Эта процедура, по поверью, имела целительную силу.
В подготовке, играх и гуляньях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалем) и сырную пасху — обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста.
На Пасху дарили друг другу писанки — красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.
На второй день Пасхи играли «в катанки», спуская яйца с горки по специально устроенному желобу.
Большинство жителей станицы участвовали во всенощной — церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Богослужение продолжалось всю ночь, отсюда и название.
Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом свечения куличей и иной пасхальной пищи.
Празднование Пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская Православная Церковь не поддерживает традицию посещения кладбища именно в Великий день, так как сама Пасха есть прославление жизни, и посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе.
Однако традиция посещения родных могил именно на Великий день крайне устойчива у казаков.
Культ умерших — один из важных моментов. Запрещали в этот день ссориться, так как погибшие родители «находятся в доме».
Нельзя было использовать нож, чтобы «не порезать их».
Для умерших ставили приборы, накладывали еду и оставляли до Родительской субботы.
Праздновали Пасху семь дней.
В первый день обязательно шли к родителям, и потом уже — к остальным родственникам.
В конце недели шли на хуторское кладбище, где угощали друг друга принесенной едой, оставляли ее на могилах или отдавали нищим.
Во время встреч со знакомыми люди христосовались и обменивались крашенками.
Первое полученное красное яйцо потом весь год хранили за иконой и им разговлялись. Скорлупки собирали и относили к реке либо закапывали.
Сало, крошки, соль, мак — все, что было освящено на Пасху, собирали в узелок для лечения животных. Узелок вешали в курятнике, чтобы несушки не дохли.
Интересное поверье было у жителей станицы Воронежской — они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который цветет около минуты.
В других станицах и хуторах Кубани за папоротником шли седьмого июля — в ночь на Ивана Купалу...
И, пошлепывая их по лицу пучками цветущей вербы, приговаривали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Эта процедура, по поверью, имела целительную силу.
В подготовке, играх и гуляньях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалем) и сырную пасху — обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста.
На Пасху дарили друг другу писанки — красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.
На второй день Пасхи играли «в катанки», спуская яйца с горки по специально устроенному желобу.
Большинство жителей станицы участвовали во всенощной — церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Богослужение продолжалось всю ночь, отсюда и название.
Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом свечения куличей и иной пасхальной пищи.
Празднование Пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская Православная Церковь не поддерживает традицию посещения кладбища именно в Великий день, так как сама Пасха есть прославление жизни, и посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе.
Однако традиция посещения родных могил именно на Великий день крайне устойчива у казаков.
Культ умерших — один из важных моментов. Запрещали в этот день ссориться, так как погибшие родители «находятся в доме».
Нельзя было использовать нож, чтобы «не порезать их».
Для умерших ставили приборы, накладывали еду и оставляли до Родительской субботы.
Праздновали Пасху семь дней.
В первый день обязательно шли к родителям, и потом уже — к остальным родственникам.
В конце недели шли на хуторское кладбище, где угощали друг друга принесенной едой, оставляли ее на могилах или отдавали нищим.
Во время встреч со знакомыми люди христосовались и обменивались крашенками.
Первое полученное красное яйцо потом весь год хранили за иконой и им разговлялись. Скорлупки собирали и относили к реке либо закапывали.
Сало, крошки, соль, мак — все, что было освящено на Пасху, собирали в узелок для лечения животных. Узелок вешали в курятнике, чтобы несушки не дохли.
Интересное поверье было у жителей станицы Воронежской — они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который цветет около минуты.
В других станицах и хуторах Кубани за папоротником шли седьмого июля — в ночь на Ивана Купалу...
Источник.
Похожие темы
» ПАСХА. Фильм 1 канала
» Военные обычаи и организация медицинской помощи у черкесов в XVIII – XIX вв.
» Традиции казачества
» «Казачий быт и традиции казаков»
» Продолжая традиции казачества
» Военные обычаи и организация медицинской помощи у черкесов в XVIII – XIX вв.
» Традиции казачества
» «Казачий быт и традиции казаков»
» Продолжая традиции казачества
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения