Особая ветвь Русского народа – Казаки
Страница 1 из 1
Особая ветвь Русского народа – Казаки
Атаман Северо-Двинской областной организации Союза казаков России, потомственный казак из известного казачьего рода, Александр Тутов – человек, известный во многих кругах. Он писатель, врач-невролог, организатор и активный участник ряда общественных объединений региона, в прошлом – депутат, родоначальник исторического фехтования в северном крае. Предки его служили в кубанском линейном казачьем войске и на Дону. В ближайшее время он собирается посетить Вельский район, и наш разговор пойдет о целях его приезда и становлении казачества в Архангельской области.
– Александр Николаевич, когда казачество появилось на Севере?
– Говорят, что в XVI веке. Казаки охраняли границы от шведов, и упоминание об этом есть даже в Соловецких летописях. Но существует версия, что новгородские ушкуйники – двиняне юга области, – ушли на Дон и основали там двадцать станиц. То есть, можно говорить и о веке XV.
– В XX-XXI веках интерес к казачеству заметно возрос. С чем это связано?
– Долгое время казаков уничтожали. Должно было пройти время, чтобы оставшиеся в живых перестали опасаться репрессий, наказаний, перестали скрывать свои корни. А поскольку казачество всегда служило государству, народу, и вере, оно не могло не оказаться востребованным снова.
Периодом возрождения казачества можно считать 90-е годы прошлого века. Тогда в Москве был проведен первый казачий съезд. У нас в области наибольшую активность к возрождению казачества проявил Северодвинск. В декабре 1992 там состоялось первое собрание казаков. Т.е., в прошлом году этому событию было 20 лет. За этот период нашлось много потомков, заинтересованных в поиске родственников, ведь казачество, это особая ветвь, элита русского народа. Конечно, кое-кто настаивает, чтобы выделить казаков в отдельную национальность, но считаю, что это сейчас не своевременно.
– Не очередное ли модное поветрие – быть казаком, и каким образом производится отбор в ряды казачества?
– Нет, не поветрие. В конце девяностых Ельцин придумал достаточно глупый закон о реестре, где говорилось, что казаками нужно считать всех, кто этого пожелает, лишь бы устав соблюдали. Были попытки провести другой закон – казачий. Этим занимался находившийся в Госдуме Верховный Атаман Союза казаков России Мартынов. Но прошел закон о реестре, в результате которого начали создаваться ЧОПы (частные охранные предприятия), и всех охранников их записывали в казаки...
В принципе, не казак может стать казаком, приписным, и его потомки будут являться настоящими казаками, но здесь есть своя система отбора. Например, претендент обязательно должен быть православным, иметь как духовное, так и физическое воспитание. И выполнять казачьи заповеди. Когда человек идет в казаки, он присягает, а значит, накладывает на себя определенные обязанности. Конечно, был период, когда многие рвались в казаки из-за льгот, но их не оказалось, а обязанностей прибавилось. Вот, у меня атаманская должность, а я за нее денег никаких не получаю. Разве что уважение…
– Говорят, что в XVI веке. Казаки охраняли границы от шведов, и упоминание об этом есть даже в Соловецких летописях. Но существует версия, что новгородские ушкуйники – двиняне юга области, – ушли на Дон и основали там двадцать станиц. То есть, можно говорить и о веке XV.
– В XX-XXI веках интерес к казачеству заметно возрос. С чем это связано?
– Долгое время казаков уничтожали. Должно было пройти время, чтобы оставшиеся в живых перестали опасаться репрессий, наказаний, перестали скрывать свои корни. А поскольку казачество всегда служило государству, народу, и вере, оно не могло не оказаться востребованным снова.
Периодом возрождения казачества можно считать 90-е годы прошлого века. Тогда в Москве был проведен первый казачий съезд. У нас в области наибольшую активность к возрождению казачества проявил Северодвинск. В декабре 1992 там состоялось первое собрание казаков. Т.е., в прошлом году этому событию было 20 лет. За этот период нашлось много потомков, заинтересованных в поиске родственников, ведь казачество, это особая ветвь, элита русского народа. Конечно, кое-кто настаивает, чтобы выделить казаков в отдельную национальность, но считаю, что это сейчас не своевременно.
– Не очередное ли модное поветрие – быть казаком, и каким образом производится отбор в ряды казачества?
– Нет, не поветрие. В конце девяностых Ельцин придумал достаточно глупый закон о реестре, где говорилось, что казаками нужно считать всех, кто этого пожелает, лишь бы устав соблюдали. Были попытки провести другой закон – казачий. Этим занимался находившийся в Госдуме Верховный Атаман Союза казаков России Мартынов. Но прошел закон о реестре, в результате которого начали создаваться ЧОПы (частные охранные предприятия), и всех охранников их записывали в казаки...
В принципе, не казак может стать казаком, приписным, и его потомки будут являться настоящими казаками, но здесь есть своя система отбора. Например, претендент обязательно должен быть православным, иметь как духовное, так и физическое воспитание. И выполнять казачьи заповеди. Когда человек идет в казаки, он присягает, а значит, накладывает на себя определенные обязанности. Конечно, был период, когда многие рвались в казаки из-за льгот, но их не оказалось, а обязанностей прибавилось. Вот, у меня атаманская должность, а я за нее денег никаких не получаю. Разве что уважение…
– Всего населения или определенного круга?
– Конечно, уважение определенного круга лиц в первую очередь. Но и среди населения в последнее время уважение к казакам заметно растет.
– Понятно, что соответствующая форма одежды – главное. Каким же образом достигается уважение?
– Казаки чем занимаются? Охраняют. Например, церкви. Где есть казачья организация, православным бояться нечего. Еще, они наблюдают за порядком там, где много мигрантов. Занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи. У казаков много обычаев, которые, сегодня, к сожалению, забыты, значит, речь идет и о возрождение их.
Очень большую значимость казаки приобрели, когда в начале 90-х один за другим вспыхивали конфликты: приднестровские, осетинский, ингушский, абхазский, балканский. Основными ударными частями в этих местах становились казаки, вернее, самоорганизовавшиеся группы людей, приехавшие защищать свободы и интересы братских народов. Практически, казаки побывали во всех горячих точках.
Т.е., казачество в прямом смысле, возвращается к старым традициям, становится той же пограничной стражей, которая всегда защищала порядок на границе страны. А у нас границы, практически, в каждой области проходят.
– Конечно, уважение определенного круга лиц в первую очередь. Но и среди населения в последнее время уважение к казакам заметно растет.
– Понятно, что соответствующая форма одежды – главное. Каким же образом достигается уважение?
– Казаки чем занимаются? Охраняют. Например, церкви. Где есть казачья организация, православным бояться нечего. Еще, они наблюдают за порядком там, где много мигрантов. Занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи. У казаков много обычаев, которые, сегодня, к сожалению, забыты, значит, речь идет и о возрождение их.
Очень большую значимость казаки приобрели, когда в начале 90-х один за другим вспыхивали конфликты: приднестровские, осетинский, ингушский, абхазский, балканский. Основными ударными частями в этих местах становились казаки, вернее, самоорганизовавшиеся группы людей, приехавшие защищать свободы и интересы братских народов. Практически, казаки побывали во всех горячих точках.
Т.е., казачество в прямом смысле, возвращается к старым традициям, становится той же пограничной стражей, которая всегда защищала порядок на границе страны. А у нас границы, практически, в каждой области проходят.
– В каких боевых действиях, либо событиях казаки-северяне принимали участие в последнее время?
– Архангельские и котласские казаки служили в Чечне. Я был на Балканах во время боевых действий, помогал сербам, оказывали помощь нашим «срочникам» в Чечне во вторую Чеченскую. Выезжали в пострадавший от наводнения Крымск, отправляли туда машину с «гуманитаркой».
У меня в организации на учете состоит парень, который живет в Крымске. Он выходец из Архангельской области и пожелал состоять в наших рядах. Есть группа ребят в Москве, которые состоят у меня в атаманской сотне. Они несколько раз ездили в Косово поддерживать сербов.
– Это все очень важно и примечательно, но давайте вернемся в наш регион. Архангельский Север – особая территория. Люди здесь уверены в себе, свободолюбивы. Какие задачи казаческая организация решает на этой территории?
– Казаки, это не совсем организация, а в прямом смысле, а пока больше - землячество. Наша цель – достойно жить в своей стране, а задача наша – служение Родине и Вере, чтобы достойно жить могли все русские люди.
– Казак в общепринятом представлении – человек, уже состоявшийся. А есть ли ограничения по возрасту при вступлении в ваши ряды?
– Казаком может быть и новорожденный – в силу того, что его отец является казаком. Но, вообще, служилыми казаками становятся, приняв присягу и верстку. Самых молодых называют казачатами. Следующая ступень – джура, т.е., подростки, которые тренируются, но не являются еще казаками, ну, а потом, после присяги, и после того, как претендента поверстали, он становится казаком.
– Архангельские и котласские казаки служили в Чечне. Я был на Балканах во время боевых действий, помогал сербам, оказывали помощь нашим «срочникам» в Чечне во вторую Чеченскую. Выезжали в пострадавший от наводнения Крымск, отправляли туда машину с «гуманитаркой».
У меня в организации на учете состоит парень, который живет в Крымске. Он выходец из Архангельской области и пожелал состоять в наших рядах. Есть группа ребят в Москве, которые состоят у меня в атаманской сотне. Они несколько раз ездили в Косово поддерживать сербов.
– Это все очень важно и примечательно, но давайте вернемся в наш регион. Архангельский Север – особая территория. Люди здесь уверены в себе, свободолюбивы. Какие задачи казаческая организация решает на этой территории?
– Казаки, это не совсем организация, а в прямом смысле, а пока больше - землячество. Наша цель – достойно жить в своей стране, а задача наша – служение Родине и Вере, чтобы достойно жить могли все русские люди.
– Казак в общепринятом представлении – человек, уже состоявшийся. А есть ли ограничения по возрасту при вступлении в ваши ряды?
– Казаком может быть и новорожденный – в силу того, что его отец является казаком. Но, вообще, служилыми казаками становятся, приняв присягу и верстку. Самых молодых называют казачатами. Следующая ступень – джура, т.е., подростки, которые тренируются, но не являются еще казаками, ну, а потом, после присяги, и после того, как претендента поверстали, он становится казаком.
– Казак – мужчина. Казачка – женщина. Женщины в вашу организацию вступают?
– Если говорить о размерах страны, без исключений не обходится. В Сибирском казачестве есть женщина-сотник, мэр поселка. Но исторически сложилось так, что в казачьих кругах женщины не голосуют и, вообще, не могут состоять в казачьем круге. Но они могут участвовать в общественной деятельности. Потому, вопрос не до конца разрешен. Да и нас пока не так много, чтобы серьезно продумывать эту тему.
– Казачья организация, это не только казачья сотня. В ней состоят и рядовые члены. И в Вельском районе, наверняка, живут потомственные казачки. Как быть, если они захотят вступить в организацию?
– Ясно, что женщины, это скрепляющий фактор, и очень серьезный. Потому, мы задумываем тему сестричества.17 февраля в Архангельске пройдет городской круг. На нем мы будем обсуждать и этот вопрос.
– Есть ли ограничения при вступлении казаков в брак?
– У нас все по отцу. Он может быть женат на ком угодно, его дети все равно будут казаками. К тому же, жена казака тоже автоматически становится казачкой.
– Существуют ли казачьи формирования, действующие в составе Российской Армии?
– Да, и туда теперь тоже ребят призывают. Есть и еще варианты, например, Псковская десантная дивизия, и ряд других подразделений, куда казаков берут с охотой. Ведь наши ребята не бегают от армии, они служат. И множество северян-казаков уже отслужило в той же Псковской десантной дивизии.
– Контролируете ли вы тех своих ребят, которые находятся в армии?
– Да, мы заботимся о них. Если несколько наших ребят проходят службу в одном месте, то и поддерживают друг друга, что немаловажно. Поэтому, и с дедовщиной у них проблем практически нет. Хотя, был случай, когда двоих ребят в пограничной части пытались обижать военнослужащие из других республик. Мы выезжали на место, общались с командованием части. И все уладилось.
– «Казак» и «оружие» – понятия неразделимые. Какое оружие казакам разрешено иметь при себе?
– Холодное оружие можно носить с традиционным национальным костюмом. Пользоваться им особо нельзя, но мы проводим тренировки и по фехтованию, и по стрельбе, и военно-полевые сборы. Последние проходили на Кегострове в конце сентября 2012. Делалось все это совместно с «Военно-спортивным Союзом М.Т. Калашникова», где, кстати, я же являюсь председателем областного отделения.
– Если говорить о размерах страны, без исключений не обходится. В Сибирском казачестве есть женщина-сотник, мэр поселка. Но исторически сложилось так, что в казачьих кругах женщины не голосуют и, вообще, не могут состоять в казачьем круге. Но они могут участвовать в общественной деятельности. Потому, вопрос не до конца разрешен. Да и нас пока не так много, чтобы серьезно продумывать эту тему.
– Казачья организация, это не только казачья сотня. В ней состоят и рядовые члены. И в Вельском районе, наверняка, живут потомственные казачки. Как быть, если они захотят вступить в организацию?
– Ясно, что женщины, это скрепляющий фактор, и очень серьезный. Потому, мы задумываем тему сестричества.17 февраля в Архангельске пройдет городской круг. На нем мы будем обсуждать и этот вопрос.
– Есть ли ограничения при вступлении казаков в брак?
– У нас все по отцу. Он может быть женат на ком угодно, его дети все равно будут казаками. К тому же, жена казака тоже автоматически становится казачкой.
– Существуют ли казачьи формирования, действующие в составе Российской Армии?
– Да, и туда теперь тоже ребят призывают. Есть и еще варианты, например, Псковская десантная дивизия, и ряд других подразделений, куда казаков берут с охотой. Ведь наши ребята не бегают от армии, они служат. И множество северян-казаков уже отслужило в той же Псковской десантной дивизии.
– Контролируете ли вы тех своих ребят, которые находятся в армии?
– Да, мы заботимся о них. Если несколько наших ребят проходят службу в одном месте, то и поддерживают друг друга, что немаловажно. Поэтому, и с дедовщиной у них проблем практически нет. Хотя, был случай, когда двоих ребят в пограничной части пытались обижать военнослужащие из других республик. Мы выезжали на место, общались с командованием части. И все уладилось.
– «Казак» и «оружие» – понятия неразделимые. Какое оружие казакам разрешено иметь при себе?
– Холодное оружие можно носить с традиционным национальным костюмом. Пользоваться им особо нельзя, но мы проводим тренировки и по фехтованию, и по стрельбе, и военно-полевые сборы. Последние проходили на Кегострове в конце сентября 2012. Делалось все это совместно с «Военно-спортивным Союзом М.Т. Калашникова», где, кстати, я же являюсь председателем областного отделения.
– Сколько человек в них участвовало?
– Около сотни, в основном, из Архангельска. Подобные сборы регулярно организорвывает у себя в районе и наше Верхнетоемская казачье отделение.
– Казачьи организации каких районов нашей области проявляют наибольшую активность?
– Архангельск, Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Верхнетоемский район. Сейчас создается организация в Красноборске. Хотят создать ее в Ленской районе. Есть казаки в Няндоме, Виноградовском и Холмогорском районах. Стараемся вести работу и с другими районами. Чаще всего, о нас еще мало что знают. Поэтому, в первую очередь, стараемся найти потомков казаков, привлекаем к сотрудничеству патриотические организации и ветеранов.
– Как обстоят дела с Вельскоим районом?
– Пока на уровне разговоров. Собираюсь по приезду к вам пообщаться с ветераном и участником боевых действий Василием Трофимовым. Он мог бы стать одной из ключевых фигур в организации казачества на территории Вельского района.
– Когда планируете приехать?
– Ближе к 23 февраля. Если получится, хочу встретиться с учениками техникумов, литераторами.
– Каким образом можно выйти на вашу организацию?
– Мы собираемся по субботам с 10 до 14 часов в архангельском Доме офицеров. Телефон – 89214965975. Электронный адрес – brasid@atnet.ru .
– Около сотни, в основном, из Архангельска. Подобные сборы регулярно организорвывает у себя в районе и наше Верхнетоемская казачье отделение.
– Казачьи организации каких районов нашей области проявляют наибольшую активность?
– Архангельск, Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Верхнетоемский район. Сейчас создается организация в Красноборске. Хотят создать ее в Ленской районе. Есть казаки в Няндоме, Виноградовском и Холмогорском районах. Стараемся вести работу и с другими районами. Чаще всего, о нас еще мало что знают. Поэтому, в первую очередь, стараемся найти потомков казаков, привлекаем к сотрудничеству патриотические организации и ветеранов.
– Как обстоят дела с Вельскоим районом?
– Пока на уровне разговоров. Собираюсь по приезду к вам пообщаться с ветераном и участником боевых действий Василием Трофимовым. Он мог бы стать одной из ключевых фигур в организации казачества на территории Вельского района.
– Когда планируете приехать?
– Ближе к 23 февраля. Если получится, хочу встретиться с учениками техникумов, литераторами.
– Каким образом можно выйти на вашу организацию?
– Мы собираемся по субботам с 10 до 14 часов в архангельском Доме офицеров. Телефон – 89214965975. Электронный адрес – brasid@atnet.ru .
Источник.
Похожие темы
» «Киргизский Конгресс»: друзья русского народа или «пятая колонна»?
» Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Кирилл представил заместителю главы «Россотрудничества» В.В. Ратникову проект «Казаки — скрепа Русского мира»
» «Родноверие – это вирус, который ведёт к разобщению народа»
» “Права Казачьего Народа”: семинар евразийцев-народников в МГУ
» Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа
» Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Кирилл представил заместителю главы «Россотрудничества» В.В. Ратникову проект «Казаки — скрепа Русского мира»
» «Родноверие – это вирус, который ведёт к разобщению народа»
» “Права Казачьего Народа”: семинар евразийцев-народников в МГУ
» Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения