И королевы аплодируют стоя
Страница 1 из 1
И королевы аплодируют стоя
За кулисами он едва мог ступить на больную ногу. Но как только объявили номер, вышел на сцену как ни в чем не бывало. Станцевал так, что никто не заметил его недуга. Да и как можно было догадаться, когда даже на фотографиях крупным планом — улыбка и ни тени страдания. Настоящий казак!
О незаметном для публики мужественном поступке одного из артистов театра танца «Казаки России» автору этих строк рассказала коллега — ведущая юбилейного торжества «Липецкой газеты». Танцевальный коллектив поздравил наше издание, показав на сцене областного Центра культуры и народного творчества часовой концерт. В этом выступлении было все: казачьи песни, стреляющая пушка и сабли, высекающие искры, удивительные танцевальные па, граничащие порой с акробатикой, и яркая, полная красоты, иронии и романтики хореография. А еще, оказывается, и настоящий героизм был.
Впрочем, «Казаки...» не могут выступать иначе, не выкладываясь по полной. И неважно, где это происходит — на сцене районного Дворца культуры или Государственного Кремлевского дворца, в каких условиях: липецким артистам приходилось выступать и под дождем, и на песке, и на брусчатке. Даже в полной темноте, как это однажды случилось на гастролях в Греции. Свет погас, когда пела вокальная группа коллектива. Артисты не растерялись, подошли поближе к авансцене и продолжили петь под два баяна, вызвав бурю эмоций в зале.
Как-то народный артист России Леонид Милованов, художественный руководитель, главный балетмейстер и создатель коллектива, в беседе с журналистом «Липецкой газеты» заметил: «Казаки...» в такой раж порой входят, что однажды мне даже каверзный вопрос задали: а не выпивают ли танцоры перед встречей со зрителем? Такая самоотдача, мол, на трезвую голову невозможна.
— Мы много выступали на московских подмостках вместе с ведущими коллективами страны — ансамблем танца имени Игоря Моисеева, «Березкой» имени Надежды Надеждиной, хором имени Митрофана Пятницкого. И наши коллеги часто говорили нам после концертов: да, ребята, вы молодцы, все просто замечательно, но так работать, не жалея себя, нельзя, ни за какие деньги, — продолжает тему заслуженный артист России, репетитор балетной труппы «Казаков...» Максут Кубанов.
Превосходить собственные возможности и преодолевать различные преграды, словно специально возводимые жизнью для закалки характера «Казаков...», — это стало уже традицией, характерной чертой коллектива, чье становление пришлось на непростые девяностые.
— Советский Союз разваливается, продукты по карточкам, жить артистам негде, репетировать, по большому счету, — тоже, а мы работаем вовсю над новой программой, — рассказывает о том времени Леонид Милованов.
Леонид Петрович, коренной липчанин, не знает точно, есть ли среди его предков казаки. Но по духу, жизненному настрою он явно наследник представителей вольного воинства. Решимость и мужество не раз помогали ему. И когда в конце семидесятых уезжал из родного города в Краснодар, чтобы сменить самодеятельную сцену на профессиональную — стать балетмейстером Кубанского народного хора. И когда в 1990-м вернулся в Липецк, чтобы основать новый коллектив со звучным, даже несколько вызывающим названием — «Казаки России».
— Мне коллеги говорили: что это вы столицу казачью себе устраиваете? Ну столица не столица, а истоки казачества — у нас, на Дону. Так почему же не объединить здесь разные традиции — казаков кубанских, терских, донских? — размышляет Леонид Милованов. — Конечно, такое название налагает большую ответственность. Но этого я уж точно не боялся, не сомневался, что творчески справлюсь. И вообще, нужно изначально задавать максимальную планку. Поэтому и презентацию ансамбля мы запланировали провести в Москве, на сцене ЦКЗ «Россия». Она с успехом прошла в октябре 1991 года.
Чтобы понять, чего стоили те первые аплодисменты, надо знать, в каких условиях готовилась программа.
— Коллектив разместили в здании старого кинотеатра «Октябрь», бывшего «Унион», что на площади Революции. Внутри была полная разруха. Из-за плохого финансирования артисты сами и грязь выгребали, и бетон месили, — вспоминает директор коллектива Вадим Матвеев.
— Зимой было хуже всего: батареи не работали, здание холодное. На репетицию люди в шапках-варежках выходили. И вот утром пол водой сбрызгиваешь, чтобы пыль не поднималась, а потом — раз, чувствуешь: что-то не так. Балетки примерзли! — продолжает Максут Кубанов.
Представить коллектив и родной город на одной из главных столичных сцен надо было достойно. Для этого пришлось собирать, как говорится, с миру по нитке: нужны были деньги и на костюмы красивые, и на афиши. Но эффект от первого выступления не замедлил проявиться: сразу поступили приглашения на зарубежные гастроли. Для начинающего ансамбля интерес западного зрителя к русской экзотике — казаки, шашки, удаль и размах загадочной души — был очень кстати: он позволил коллективу сплотиться и окрепнуть, как в профессиональном, так и в материальном плане. Правда, сначала снова пришлось справиться с очередной «закавыкой» на заботливо выстраиваемой жизнью полосе препятствий.
— Ехать нам в турне было не на чем, несмотря на то, что мы в то время относились к филармонии. И пришлось для сохранения коллектива мне брать кредит под залог квартиры, создавать фирму, покупать старый «Икарус». Вот на нем мы и объехали пол-Европы: Испания, Португалия, Италия и далее по карте, — вспоминает Леонид Милованов.
Путешествие, конечно, не обошлось без приключений. И «братки» на черных «БМВ» дорогу перекрывали, и сломанный автобус, который почти развалился пополам, артистам пришлось самим ремонтировать, проводить сварку. Но из всех ситуаций вышли они с честью.
Двадцать с небольшим лет существует ансамбль, а в каких только странах он не побывал! Государства Евросоюза, Канада, Америка, Сирия, Китай, КНДР… Только, например, в прошлом году «Казаки России» выступали и на Поклонной горе в Москве, и на фестивале в Пхеньяне, и в Генеральном консульстве России в Бонне, и в Виндзоре, на церемонии празднования бриллиантового юбилея правления королевы Великобритании Елизаветы II. А рядом в списке — концерты в Волово, Красном, Долгоруково, Усмани, Ельце, Чаплыгине, Лебедяни, Тербунах, Становом...
— Везде, где мы бываем, нас приглашают снова. Согласитесь, это много говорит о профессиональном уровне коллектива. Нас иногда вроде бы упрекают: вы за границу за деньгами ездите. А что ж здесь плохого, если творческий коллектив сам зарабатывает? Но не это главное. На Эдинбургском фестивале, например, мы были единственным коллективом, который смог поднять на ноги многотысячный зал. То же самое — и на юбилее правления Елизаветы II, где мы, как наиболее яркий коллектив, завершали общее выступление. И аплодировали стоя не только нам, а русской культуре, народным традициям. Не случайно президент наш Владимир Путин сказал: необходимо создавать положительный имидж русского человека за рубежом, — рассказывает художественный руководитель театра танца, который к тому же возглавляет региональное отделение Общероссийского народного фронта.
При этом «Казаки...» стараются не эксплуатировать устоявшиеся стереотипы о традиционном русском искусстве. Помогают им в этом и нотки иронии в композициях, и современная трактовка музыкальных тем, хореографии. Самому Милованову нравится определение его коллектива, данное одним из рецензентов, — «большой казачий балет». Он считает, что архаика в нетронутом виде привлекательна только для специалистов. В этом с ним можно соглашаться или спорить, но то, что показывают на сцене «Казаки России», не может не впечатлять.
Вызывает уважение и то, что делается для развития коллектива. Сегодня «Казаки России» — это и детская студия, где занимаются около двухсот юных танцоров, и вокальная группа под руководством заслуженной артистки России Галины Миловановой, и собственный оркестр из десяти музыкантов. А еще — мастерские по производству костюмов и обуви. Закономерно, что не так давно коллектив поменял свой статус — был ансамблем, стал театром танца. Это, конечно, расширяет горизонты для творчества, но и требует определенных условий.
— Все творчество делается на сцене. В репетиционном зале артисты могут размяться, отточить какие-то движения. Но ставить композицию, свет, звук надо на сцене, — с жаром говорит Леонид Милованов. — В театре танца зритель рассчитывает увидеть полноценное представление, шоу, а не отдельные номера. Но создавать такую программу в комнате, а потом выносить это на подмостки — невозможно. Для постановщика нужна перспектива, чтобы видеть сценическое действо на расстоянии. Это необходимое условие работы над танцем как визуальным видом искусства.
Своей же сцены у «Казаков России», справившихся со множеством проблем, до сих пор нет. Их репетиционная база расположена на разных этажах неприспособленного здания, где в свое время пришлось заново создавать минимально приемлемые для нужд коллектива условия. Думали, не очень надолго — ведь капитального ремонта ждал старый кинотеатр «Октябрь»-«Унион», который артисты, своими руками благоустраивавшие его, считают родным домом. Сейчас там наконец-то начались реставрационные работы. Огромную благодарность за это коллектив выражает областной власти и лично главе Олегу Королеву. После их окончания в этих стенах разместится многофункциональный культурный центр, на сцене которого будут выступать все областные коллективы.
— Больше двадцати лет мы ждем новоселья. Для артиста это вся жизнь. Все это время мы достойно прославляли Липецкую область и в России, и по всему миру, хранили жемчужину народного искусства, придавали ей новый блеск. Очень не хочется, чтобы всю эту работу тормозила наша бытовая неустроенность, — замечает Леонид Милованов.
Впрочем, уныние — не в казачьем характере. И, конечно, творить липецкие артисты не перестанут в любом случае — это их жизнь. По сути, судьба коллектива сделала только первый виток и впереди — долгий, долгий путь. Будут там и новые программы, и новые зрители-слушатели, и новые звезды среди артистов. Разумеется, обретут «Казаки России» и достойное, удобное для себя пристанище. И оно обязательно станет еще одной примечательной точкой на карте нашей страны, украшением липецкой земли. Каковым уже является сам театр танца.
О незаметном для публики мужественном поступке одного из артистов театра танца «Казаки России» автору этих строк рассказала коллега — ведущая юбилейного торжества «Липецкой газеты». Танцевальный коллектив поздравил наше издание, показав на сцене областного Центра культуры и народного творчества часовой концерт. В этом выступлении было все: казачьи песни, стреляющая пушка и сабли, высекающие искры, удивительные танцевальные па, граничащие порой с акробатикой, и яркая, полная красоты, иронии и романтики хореография. А еще, оказывается, и настоящий героизм был.
Впрочем, «Казаки...» не могут выступать иначе, не выкладываясь по полной. И неважно, где это происходит — на сцене районного Дворца культуры или Государственного Кремлевского дворца, в каких условиях: липецким артистам приходилось выступать и под дождем, и на песке, и на брусчатке. Даже в полной темноте, как это однажды случилось на гастролях в Греции. Свет погас, когда пела вокальная группа коллектива. Артисты не растерялись, подошли поближе к авансцене и продолжили петь под два баяна, вызвав бурю эмоций в зале.
Как-то народный артист России Леонид Милованов, художественный руководитель, главный балетмейстер и создатель коллектива, в беседе с журналистом «Липецкой газеты» заметил: «Казаки...» в такой раж порой входят, что однажды мне даже каверзный вопрос задали: а не выпивают ли танцоры перед встречей со зрителем? Такая самоотдача, мол, на трезвую голову невозможна.
— Мы много выступали на московских подмостках вместе с ведущими коллективами страны — ансамблем танца имени Игоря Моисеева, «Березкой» имени Надежды Надеждиной, хором имени Митрофана Пятницкого. И наши коллеги часто говорили нам после концертов: да, ребята, вы молодцы, все просто замечательно, но так работать, не жалея себя, нельзя, ни за какие деньги, — продолжает тему заслуженный артист России, репетитор балетной труппы «Казаков...» Максут Кубанов.
Превосходить собственные возможности и преодолевать различные преграды, словно специально возводимые жизнью для закалки характера «Казаков...», — это стало уже традицией, характерной чертой коллектива, чье становление пришлось на непростые девяностые.
— Советский Союз разваливается, продукты по карточкам, жить артистам негде, репетировать, по большому счету, — тоже, а мы работаем вовсю над новой программой, — рассказывает о том времени Леонид Милованов.
Леонид Петрович, коренной липчанин, не знает точно, есть ли среди его предков казаки. Но по духу, жизненному настрою он явно наследник представителей вольного воинства. Решимость и мужество не раз помогали ему. И когда в конце семидесятых уезжал из родного города в Краснодар, чтобы сменить самодеятельную сцену на профессиональную — стать балетмейстером Кубанского народного хора. И когда в 1990-м вернулся в Липецк, чтобы основать новый коллектив со звучным, даже несколько вызывающим названием — «Казаки России».
— Мне коллеги говорили: что это вы столицу казачью себе устраиваете? Ну столица не столица, а истоки казачества — у нас, на Дону. Так почему же не объединить здесь разные традиции — казаков кубанских, терских, донских? — размышляет Леонид Милованов. — Конечно, такое название налагает большую ответственность. Но этого я уж точно не боялся, не сомневался, что творчески справлюсь. И вообще, нужно изначально задавать максимальную планку. Поэтому и презентацию ансамбля мы запланировали провести в Москве, на сцене ЦКЗ «Россия». Она с успехом прошла в октябре 1991 года.
Чтобы понять, чего стоили те первые аплодисменты, надо знать, в каких условиях готовилась программа.
— Коллектив разместили в здании старого кинотеатра «Октябрь», бывшего «Унион», что на площади Революции. Внутри была полная разруха. Из-за плохого финансирования артисты сами и грязь выгребали, и бетон месили, — вспоминает директор коллектива Вадим Матвеев.
— Зимой было хуже всего: батареи не работали, здание холодное. На репетицию люди в шапках-варежках выходили. И вот утром пол водой сбрызгиваешь, чтобы пыль не поднималась, а потом — раз, чувствуешь: что-то не так. Балетки примерзли! — продолжает Максут Кубанов.
Представить коллектив и родной город на одной из главных столичных сцен надо было достойно. Для этого пришлось собирать, как говорится, с миру по нитке: нужны были деньги и на костюмы красивые, и на афиши. Но эффект от первого выступления не замедлил проявиться: сразу поступили приглашения на зарубежные гастроли. Для начинающего ансамбля интерес западного зрителя к русской экзотике — казаки, шашки, удаль и размах загадочной души — был очень кстати: он позволил коллективу сплотиться и окрепнуть, как в профессиональном, так и в материальном плане. Правда, сначала снова пришлось справиться с очередной «закавыкой» на заботливо выстраиваемой жизнью полосе препятствий.
— Ехать нам в турне было не на чем, несмотря на то, что мы в то время относились к филармонии. И пришлось для сохранения коллектива мне брать кредит под залог квартиры, создавать фирму, покупать старый «Икарус». Вот на нем мы и объехали пол-Европы: Испания, Португалия, Италия и далее по карте, — вспоминает Леонид Милованов.
Путешествие, конечно, не обошлось без приключений. И «братки» на черных «БМВ» дорогу перекрывали, и сломанный автобус, который почти развалился пополам, артистам пришлось самим ремонтировать, проводить сварку. Но из всех ситуаций вышли они с честью.
Двадцать с небольшим лет существует ансамбль, а в каких только странах он не побывал! Государства Евросоюза, Канада, Америка, Сирия, Китай, КНДР… Только, например, в прошлом году «Казаки России» выступали и на Поклонной горе в Москве, и на фестивале в Пхеньяне, и в Генеральном консульстве России в Бонне, и в Виндзоре, на церемонии празднования бриллиантового юбилея правления королевы Великобритании Елизаветы II. А рядом в списке — концерты в Волово, Красном, Долгоруково, Усмани, Ельце, Чаплыгине, Лебедяни, Тербунах, Становом...
— Везде, где мы бываем, нас приглашают снова. Согласитесь, это много говорит о профессиональном уровне коллектива. Нас иногда вроде бы упрекают: вы за границу за деньгами ездите. А что ж здесь плохого, если творческий коллектив сам зарабатывает? Но не это главное. На Эдинбургском фестивале, например, мы были единственным коллективом, который смог поднять на ноги многотысячный зал. То же самое — и на юбилее правления Елизаветы II, где мы, как наиболее яркий коллектив, завершали общее выступление. И аплодировали стоя не только нам, а русской культуре, народным традициям. Не случайно президент наш Владимир Путин сказал: необходимо создавать положительный имидж русского человека за рубежом, — рассказывает художественный руководитель театра танца, который к тому же возглавляет региональное отделение Общероссийского народного фронта.
При этом «Казаки...» стараются не эксплуатировать устоявшиеся стереотипы о традиционном русском искусстве. Помогают им в этом и нотки иронии в композициях, и современная трактовка музыкальных тем, хореографии. Самому Милованову нравится определение его коллектива, данное одним из рецензентов, — «большой казачий балет». Он считает, что архаика в нетронутом виде привлекательна только для специалистов. В этом с ним можно соглашаться или спорить, но то, что показывают на сцене «Казаки России», не может не впечатлять.
Вызывает уважение и то, что делается для развития коллектива. Сегодня «Казаки России» — это и детская студия, где занимаются около двухсот юных танцоров, и вокальная группа под руководством заслуженной артистки России Галины Миловановой, и собственный оркестр из десяти музыкантов. А еще — мастерские по производству костюмов и обуви. Закономерно, что не так давно коллектив поменял свой статус — был ансамблем, стал театром танца. Это, конечно, расширяет горизонты для творчества, но и требует определенных условий.
— Все творчество делается на сцене. В репетиционном зале артисты могут размяться, отточить какие-то движения. Но ставить композицию, свет, звук надо на сцене, — с жаром говорит Леонид Милованов. — В театре танца зритель рассчитывает увидеть полноценное представление, шоу, а не отдельные номера. Но создавать такую программу в комнате, а потом выносить это на подмостки — невозможно. Для постановщика нужна перспектива, чтобы видеть сценическое действо на расстоянии. Это необходимое условие работы над танцем как визуальным видом искусства.
Своей же сцены у «Казаков России», справившихся со множеством проблем, до сих пор нет. Их репетиционная база расположена на разных этажах неприспособленного здания, где в свое время пришлось заново создавать минимально приемлемые для нужд коллектива условия. Думали, не очень надолго — ведь капитального ремонта ждал старый кинотеатр «Октябрь»-«Унион», который артисты, своими руками благоустраивавшие его, считают родным домом. Сейчас там наконец-то начались реставрационные работы. Огромную благодарность за это коллектив выражает областной власти и лично главе Олегу Королеву. После их окончания в этих стенах разместится многофункциональный культурный центр, на сцене которого будут выступать все областные коллективы.
— Больше двадцати лет мы ждем новоселья. Для артиста это вся жизнь. Все это время мы достойно прославляли Липецкую область и в России, и по всему миру, хранили жемчужину народного искусства, придавали ей новый блеск. Очень не хочется, чтобы всю эту работу тормозила наша бытовая неустроенность, — замечает Леонид Милованов.
Впрочем, уныние — не в казачьем характере. И, конечно, творить липецкие артисты не перестанут в любом случае — это их жизнь. По сути, судьба коллектива сделала только первый виток и впереди — долгий, долгий путь. Будут там и новые программы, и новые зрители-слушатели, и новые звезды среди артистов. Разумеется, обретут «Казаки России» и достойное, удобное для себя пристанище. И оно обязательно станет еще одной примечательной точкой на карте нашей страны, украшением липецкой земли. Каковым уже является сам театр танца.
Источник.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения