Боргустан – страна Казакия
Страница 1 из 1
Боргустан – страна Казакия
Экскурсия на казачье этническое подворье в станице Боргустанской в Предгорном районе числится в некоторых турфирмах Кавказских Минеральных Вод уже около года. На стендах у зазывал на экскурсии лубочные фотографии с пятью старушками в ярких казачьих костюмах на фоне отреставрированной хаты. Туристам обещают не только знакомство с особенностями казачьего быта и участие в обряде сватовства, но и небольшой концерт казачьей песни, а самое главное – угощение изделиями традиционной кухни. И какая ж казачья кухня без вареников!
Для каждого – чарочка и ломтик сала
Особый колорит казачьей жизни гости начинают чувствовать еще в дороге. В динамиках экскурсионного автобуса одна за другой звучат популярные хоровые южно-русские песни, настраивая пассажиров на музыкальную экскурсию, а экскурсовод Ира рассказывает в перерывах веселые анекдоты на казачью тематику. Так что гости приезжают на подворье эмоционально подготовленными.
А у ворот гостей встречают радушные хозяйки в разноцветных платках и ярких юбках. Для каждого гостя – чарочка, а на кусочке черного хлеба тоненькая полосочка домашнего сала.
Идею казачьего подворья предложила главе станицы Боргустанской Раисе Холодной жительница станицы Наталья Павловна Дудко. Она работала раньше экскурсоводом и знакома с особенностями казачьего фольклора.
За муниципальный бюджет выкупили у хозяев самую старую сохранившуюся в станице хату – 1908 года постройки. Внутри сохранили все – от печек до углового встроенного буфета, ровесника дома.
Во дворе крытая камышом времянка, где коротают время между приемами гостей приветливые хозяюшки: Неваленная Вера Семеновна, Котова Любовь Владимировна, Теличкина Надежда Владимировна, Портовая Любовь Михайловна, Кравчук Тамара Антоновна.
Возле нового колодезного сруба – коромысло с деревянными ведрами. Во дворе, как положено, есть место для телеги, а на заднем дворе – сторожевая вышка. Все это уносит нас на 100 лет назад, когда один только взмах нагайки лихого атамана наводил ужас на всю станицу.
Фотограф Раев – летописец Кавказа
Хатенку эту продавали хозяева в муниципальную собственность не просто так, а вместе со старым семейным альбомом. Так что сегодняшние экскурсанты могут увидеть на стенах дома изображения его хозяев, настоящих имен которых уже не знает никто.
Они смотрят со стены, как будто перенесясь в будущее, принимают своих гостей. Не так давно среди таких вот гостей был и писатель-историк Кавминвод из Петербурга Сергей Баглачев. Внимательно разглядывал фотографии, да и увидел на одной с изображением седовласого бородатого старика знакомую ему подпись фотографа «Раев».
Григорий Иванович Раев – известнейший русский фотограф, летописец Кавказских Минеральных Вод. В конце XIX – первой половине XX века у него было свое фотоателье в Пятигорске. Снимки Раева послужили основой для издания более чем ста открыток с видами Кисловодска, Минеральных Вод, Ессентуков, Пятигорска.
С 1911 года открытки с фотографиями Раева печатаются и за рубежом. Именно он первым из фотографов России запечатлел становление железнодорожной сети на Кавказе. В Париже, Каире, Брюсселе фотографические работы Раева получают золотые медали на фотовыставках.
В Пятигорске сняться у знаменитого фотографа стремятся самые известные люди России. Среди посетителей его павильона (и моделей мастера) Сергей Васильевич Рахманинов, Федор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов, известный художник Николай Ярошенко.
Как рассказал петербургский писатель Баглачев, фотоисторик Раев всегда стремился запечатлеть выдающихся в чем-то людей. А значит, и наш первый хозяин казачьего боргустанского подворья – заслуженный в чем-то человек. Можно утверждать, что с покупкой дома боргустанские станичники явно не прогадали.
Приглядевшись к фотографии, Сергей Баглачев увидел еще одну удивительную деталь – на груди у заслуженного бородача на широкой ленте красовались какие-то памятные знаки.
Один из них, похоже, вручался царским правительством особо заслуженным строителям. Никак наш старик один из основателей и строителей Кавказских Минеральных Вод? Писатель Сергей Баглачев сегодня ищет в петербургских архивах ответы на заданные старой фотографией Раева загадки.
И жить, и чувствовать спешат!
Станичники, как только открылось в Боргустане казачье подворье, стали нести сюда все старинные предметы быта, залежавшиеся по родительским хатам, сундукам да амбарам. Чего здесь только нет! Это и масса глиняных крынок всевозможной формы, несколько тяжелых чугунных утюгов, парочка старинных прялок, несколько медных самоваров, старые кузнечные меха. Даже рубель – специальное деревянное приспособление, чтобы гладить белье. Служил он не только для глажки – использовался и в качестве музыкального инструмента, и массажера, и надежного средства против нерадивого мужа.
Теперь на подворье впору этнографический музей казачьего быта открывать! Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики.
А какой сельский этнографический музей без казачьего фольклора, без песни? Запевают здешние хозяюшки. Пять боргустанских старушек представляют из себя фольклорный ансамбль «Вольная казачка». С таким молодым задором исполняют они многоголосые казачьи песни, что бурановские бабушки им просто позавидуют!
И очень скоро выступление ансамбля «Вольная казачка» перед гостями становится похожим на традиционное русское застолье, когда восторженные посетители, не удержавшись, хором подхватывают полюбившиеся и знакомые с детства песни. Вы давно пели хором по велению души?
Тут же за столом казачьи угощения: всевозможные соления, обещанные вареники с картошкой под зажаренным румяным луком и исключительно боргустанское изобретение – «драная картошка».
Круглый очищенный картофель скребут сверху вилкой (потому-то и драный) и запекают в русской печке в чугунке с большим количеством масла. Аппетитно получается!
И уже чопорные москвички выходят из-за стола – и прямиком на хозяйскую кухню: расскажите, как вы солите зеленые помидорчики, такие вкусные они у вас получаются?
Сватовство казака – зрелище яркое
В последнее время много говорят о воспитательном значении живой истории, ведь интерактивные проекты полезны не только в образовании. Свою роль они еще покажут и в налаживании добрососедских отношений между разными народами на Кавказе. Такой вот интерактивный проект – «Сватовство казака» – представляют и в боргустанском казачьем центре.
По задумке и жених, и невеста выбираются из гостей. И гости здесь бывают разные. Из Киева и Баку, из Москвы и Петербурга, из Якутии и Омска. Бывали здесь и бывшие соотечественники из Норвегии и Англии.
Обрядовые сценарии хозяйкам писать не надо. Они все эти обычаи знают не понаслышке, эти традиции и сейчас живы в станице. И для сватовства у «Вольных казачек» один обряд, на праздник Масленицы – другой. Боргустанские хозяюшки уже сейчас муку запасают, чтобы гостей-туристов блинами на Масленицу кормить.
Вместе со мной приехала на экскурсию группа молодых мужчин из Азербайджана. Один из них надел казачью папаху и неплохо вжился в роль жениха, которого свахи проверяли на «профессиональную пригодность» к роли будущего мужа – дрова чтобы умел нарубить да коня оседлать… А девушка из Нальчика надела казачий платок и вживалась в роль невесты.
Всю обратную дорогу до города из автобуса раздавались казачьи песни, а любимая – «По Дону гуляет казак молодой…» – звучала с особенным чувством.
Рядом со мной сидела Татьяна Валерьевна Величко, специалист учебного отдела из московского Института русского языка имени Пушкина: «К нам в институт приезжают группами студенты-иностранцы, изучающие русский язык. Мы с ними ездим по «Золотому кольцу», в Углич.
И, конечно, привезти их сюда, на Кавказ, было бы здорово.
Для каждого – чарочка и ломтик сала
Особый колорит казачьей жизни гости начинают чувствовать еще в дороге. В динамиках экскурсионного автобуса одна за другой звучат популярные хоровые южно-русские песни, настраивая пассажиров на музыкальную экскурсию, а экскурсовод Ира рассказывает в перерывах веселые анекдоты на казачью тематику. Так что гости приезжают на подворье эмоционально подготовленными.
А у ворот гостей встречают радушные хозяйки в разноцветных платках и ярких юбках. Для каждого гостя – чарочка, а на кусочке черного хлеба тоненькая полосочка домашнего сала.
Идею казачьего подворья предложила главе станицы Боргустанской Раисе Холодной жительница станицы Наталья Павловна Дудко. Она работала раньше экскурсоводом и знакома с особенностями казачьего фольклора.
За муниципальный бюджет выкупили у хозяев самую старую сохранившуюся в станице хату – 1908 года постройки. Внутри сохранили все – от печек до углового встроенного буфета, ровесника дома.
Во дворе крытая камышом времянка, где коротают время между приемами гостей приветливые хозяюшки: Неваленная Вера Семеновна, Котова Любовь Владимировна, Теличкина Надежда Владимировна, Портовая Любовь Михайловна, Кравчук Тамара Антоновна.
Возле нового колодезного сруба – коромысло с деревянными ведрами. Во дворе, как положено, есть место для телеги, а на заднем дворе – сторожевая вышка. Все это уносит нас на 100 лет назад, когда один только взмах нагайки лихого атамана наводил ужас на всю станицу.
Фотограф Раев – летописец Кавказа
Хатенку эту продавали хозяева в муниципальную собственность не просто так, а вместе со старым семейным альбомом. Так что сегодняшние экскурсанты могут увидеть на стенах дома изображения его хозяев, настоящих имен которых уже не знает никто.
Они смотрят со стены, как будто перенесясь в будущее, принимают своих гостей. Не так давно среди таких вот гостей был и писатель-историк Кавминвод из Петербурга Сергей Баглачев. Внимательно разглядывал фотографии, да и увидел на одной с изображением седовласого бородатого старика знакомую ему подпись фотографа «Раев».
Григорий Иванович Раев – известнейший русский фотограф, летописец Кавказских Минеральных Вод. В конце XIX – первой половине XX века у него было свое фотоателье в Пятигорске. Снимки Раева послужили основой для издания более чем ста открыток с видами Кисловодска, Минеральных Вод, Ессентуков, Пятигорска.
С 1911 года открытки с фотографиями Раева печатаются и за рубежом. Именно он первым из фотографов России запечатлел становление железнодорожной сети на Кавказе. В Париже, Каире, Брюсселе фотографические работы Раева получают золотые медали на фотовыставках.
В Пятигорске сняться у знаменитого фотографа стремятся самые известные люди России. Среди посетителей его павильона (и моделей мастера) Сергей Васильевич Рахманинов, Федор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов, известный художник Николай Ярошенко.
Как рассказал петербургский писатель Баглачев, фотоисторик Раев всегда стремился запечатлеть выдающихся в чем-то людей. А значит, и наш первый хозяин казачьего боргустанского подворья – заслуженный в чем-то человек. Можно утверждать, что с покупкой дома боргустанские станичники явно не прогадали.
Приглядевшись к фотографии, Сергей Баглачев увидел еще одну удивительную деталь – на груди у заслуженного бородача на широкой ленте красовались какие-то памятные знаки.
Один из них, похоже, вручался царским правительством особо заслуженным строителям. Никак наш старик один из основателей и строителей Кавказских Минеральных Вод? Писатель Сергей Баглачев сегодня ищет в петербургских архивах ответы на заданные старой фотографией Раева загадки.
И жить, и чувствовать спешат!
Станичники, как только открылось в Боргустане казачье подворье, стали нести сюда все старинные предметы быта, залежавшиеся по родительским хатам, сундукам да амбарам. Чего здесь только нет! Это и масса глиняных крынок всевозможной формы, несколько тяжелых чугунных утюгов, парочка старинных прялок, несколько медных самоваров, старые кузнечные меха. Даже рубель – специальное деревянное приспособление, чтобы гладить белье. Служил он не только для глажки – использовался и в качестве музыкального инструмента, и массажера, и надежного средства против нерадивого мужа.
Теперь на подворье впору этнографический музей казачьего быта открывать! Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики.
А какой сельский этнографический музей без казачьего фольклора, без песни? Запевают здешние хозяюшки. Пять боргустанских старушек представляют из себя фольклорный ансамбль «Вольная казачка». С таким молодым задором исполняют они многоголосые казачьи песни, что бурановские бабушки им просто позавидуют!
И очень скоро выступление ансамбля «Вольная казачка» перед гостями становится похожим на традиционное русское застолье, когда восторженные посетители, не удержавшись, хором подхватывают полюбившиеся и знакомые с детства песни. Вы давно пели хором по велению души?
Тут же за столом казачьи угощения: всевозможные соления, обещанные вареники с картошкой под зажаренным румяным луком и исключительно боргустанское изобретение – «драная картошка».
Круглый очищенный картофель скребут сверху вилкой (потому-то и драный) и запекают в русской печке в чугунке с большим количеством масла. Аппетитно получается!
И уже чопорные москвички выходят из-за стола – и прямиком на хозяйскую кухню: расскажите, как вы солите зеленые помидорчики, такие вкусные они у вас получаются?
Сватовство казака – зрелище яркое
В последнее время много говорят о воспитательном значении живой истории, ведь интерактивные проекты полезны не только в образовании. Свою роль они еще покажут и в налаживании добрососедских отношений между разными народами на Кавказе. Такой вот интерактивный проект – «Сватовство казака» – представляют и в боргустанском казачьем центре.
По задумке и жених, и невеста выбираются из гостей. И гости здесь бывают разные. Из Киева и Баку, из Москвы и Петербурга, из Якутии и Омска. Бывали здесь и бывшие соотечественники из Норвегии и Англии.
Обрядовые сценарии хозяйкам писать не надо. Они все эти обычаи знают не понаслышке, эти традиции и сейчас живы в станице. И для сватовства у «Вольных казачек» один обряд, на праздник Масленицы – другой. Боргустанские хозяюшки уже сейчас муку запасают, чтобы гостей-туристов блинами на Масленицу кормить.
Вместе со мной приехала на экскурсию группа молодых мужчин из Азербайджана. Один из них надел казачью папаху и неплохо вжился в роль жениха, которого свахи проверяли на «профессиональную пригодность» к роли будущего мужа – дрова чтобы умел нарубить да коня оседлать… А девушка из Нальчика надела казачий платок и вживалась в роль невесты.
Всю обратную дорогу до города из автобуса раздавались казачьи песни, а любимая – «По Дону гуляет казак молодой…» – звучала с особенным чувством.
Рядом со мной сидела Татьяна Валерьевна Величко, специалист учебного отдела из московского Института русского языка имени Пушкина: «К нам в институт приезжают группами студенты-иностранцы, изучающие русский язык. Мы с ними ездим по «Золотому кольцу», в Углич.
И, конечно, привезти их сюда, на Кавказ, было бы здорово.
Источник.
Похожие темы
» Страна казаков: нерусские, неправославные
» МИД Украины: Страна должна готовиться к полномасштабной войне
» МИД Украины: Страна должна готовиться к полномасштабной войне
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения