Быль смоленского казака
Страница 1 из 1
Быль смоленского казака
Что значит быть товарищем атамана?
Смоленск, 4 апреля - АиФ-Смоленск. На сегодняшний день в Смоленской области насчитывается порядка 450 казаков. О том, чем сегодня занято казачество, что для него самое главное и кто может стать казаком, корреспонденту «АиФ-Смоленск» рассказал первый заместитель (товарищ) атамана Смоленского отдельского казачьего общества есаул Александр Антонов.
- Александр Александрович, расскажите, кто такие казаки сегодня, а также свою личную историю в казачестве?
- Можно сказать, что с середины 1990 года началось возрождение казачества в России. Все это время проходило оно поэтапно. Сначала нужно было всколыхнуть родовых казаков, и это удалось. Второй этап - привлечение в казачество людей, которые пропитаны этим духом, которым нравятся традиции казаков, и они готовы жить по этим обычаям. Третий этап, реализующийся и сейчас, - это привлечение молодежи в казачество. Сам я являюсь родовым сибирским казаком. Ввиду тех событий, которые произошли с казаками при становлении советской власти, дед мой оказался в Таджикистане. Там родился мой отец, там же родился и я. С детства дед говорил, что мы являемся родовыми сибирскими казаками. Мне всегда было любопытно слушать, когда он рассказывал, как раньше жили казаки, об их традициях, жизненном укладе. Невозможно было остаться равнодушным. Позже я проходил службу в Афганистане, потом - сверхсрочную службу в Таджикистане. По увольнении из армии приехал на Смоленщину. Здесь я узнал, что существует такая смоленская организация, которую возглавлял тогда уважаемый в Смоленской области казак Владимир Груздев. На этой должности он провел три срока, а сейчас - председатель совета стариков. Старики среди казаков - хранители традиций и обычаев. Так вышло, что с тех пор он является своеобразным крестным отцом моим.
- Существуют ли какие-то правила и традиции приема в казаки. Кто вообще имеет шанс стать казаком?
- Один из главных приоритетов для приема в казаки - это православие. Смотрим, проходил ли человек службу в армии, чтобы он уже знал не понаслышке, что такое дисциплина и исполнение приказа. Когда приходит такой человек, на сходе хуторском его принимают в кандидаты и назначают порученцев, которые в течение трех месяцев должны его подготовить, рассказать и показать, что да как. После небольшого экзаменационного испытания, в ходе которого ему могут задать любой вопрос о казачестве, определяется дата верстания. Именно так называют прием в казаки. Желательно, чтобы верстание проходило неподалеку от храма, и обязательно присутствие батюшки. В ходе верстания по традиции происходит целование креста, человек произносит присягу казака, ему вручается верстальная грамота и атаман объявляет его казаком с правом полного голоса, правом ношения формы, холодного оружия.[/u]
- Александр Александрович, расскажите, кто такие казаки сегодня, а также свою личную историю в казачестве?
- Можно сказать, что с середины 1990 года началось возрождение казачества в России. Все это время проходило оно поэтапно. Сначала нужно было всколыхнуть родовых казаков, и это удалось. Второй этап - привлечение в казачество людей, которые пропитаны этим духом, которым нравятся традиции казаков, и они готовы жить по этим обычаям. Третий этап, реализующийся и сейчас, - это привлечение молодежи в казачество. Сам я являюсь родовым сибирским казаком. Ввиду тех событий, которые произошли с казаками при становлении советской власти, дед мой оказался в Таджикистане. Там родился мой отец, там же родился и я. С детства дед говорил, что мы являемся родовыми сибирскими казаками. Мне всегда было любопытно слушать, когда он рассказывал, как раньше жили казаки, об их традициях, жизненном укладе. Невозможно было остаться равнодушным. Позже я проходил службу в Афганистане, потом - сверхсрочную службу в Таджикистане. По увольнении из армии приехал на Смоленщину. Здесь я узнал, что существует такая смоленская организация, которую возглавлял тогда уважаемый в Смоленской области казак Владимир Груздев. На этой должности он провел три срока, а сейчас - председатель совета стариков. Старики среди казаков - хранители традиций и обычаев. Так вышло, что с тех пор он является своеобразным крестным отцом моим.
Как стать казаком
- Существуют ли какие-то правила и традиции приема в казаки. Кто вообще имеет шанс стать казаком?
- Один из главных приоритетов для приема в казаки - это православие. Смотрим, проходил ли человек службу в армии, чтобы он уже знал не понаслышке, что такое дисциплина и исполнение приказа. Когда приходит такой человек, на сходе хуторском его принимают в кандидаты и назначают порученцев, которые в течение трех месяцев должны его подготовить, рассказать и показать, что да как. После небольшого экзаменационного испытания, в ходе которого ему могут задать любой вопрос о казачестве, определяется дата верстания. Именно так называют прием в казаки. Желательно, чтобы верстание проходило неподалеку от храма, и обязательно присутствие батюшки. В ходе верстания по традиции происходит целование креста, человек произносит присягу казака, ему вручается верстальная грамота и атаман объявляет его казаком с правом полного голоса, правом ношения формы, холодного оружия.[/u]
Казаки Смоленска
- Какое оно - смоленское казачество, в чем его отличие и чем заняты смоленские казаки?
- Я не скажу, что смоленское казачество кардинально чем-то отличается от казаков в других регионах. Основной костяк представляют родовые казаки, которые знают и хранят наши традиции. Всего нас в Смоленской области около 450 человек. Нас регулярно приглашают дежурить на всевозможных мероприятиях в Смоленске. Это и День города, и церковные праздники: Рождество, Крещение, Пасха. В эти дни мы всегда выходим на дежурство. Если, к примеру, представители органов внутренних дел дежурят по внешнему периметру храма, то казаки наблюдают, чтобы внутри никто не мешал вести службу.
Много внимания смоленское казачество уделяет воспитанию молодежи. Есть свой клуб, который называется «Клуб юных пластунов». Пластуны - это разведка казачья, поэтому и решили так назвать. Там у ребят - полевые выезды, занятия рукопашным боем, воскресная школа при храме Новомучеников. В этом году будет создан казачий кадетский класс при Кадетском корпусе имени фельдмаршала Кутузова. Во время воинского призыва обращаем внимание, чтобы ребята из списков, поданных от казачества, шли служить в Таманскую бригаду, которая предназначена для комплектования казаками Центрального казачьего войска.
- У казаков же своя форма, и она бывает разной. Расскажите, в чем отличие и как одевается казак?
- Начнем с того, что правильно форма называется «казачья справа». У нас много подобных терминов, которые окружающие ранее не слышали. Например, по чину я - товарищ атамана, а это значит - его первый заместитель. Так вот о форме. У каждого войска есть свои отличительные цвета. Например, есть Терское и Кубанское войска, которые имеют право носить черкески. Цветов черкески могут быть разных, важнее, какого цвета обшлага и опушка папахи. У кубанских казаков они красные, у терских - синие. У Забайкальского войска - желтый лампас. Кто из какого войска, казак четко сразу видит. Могут быть в казачьей справе и антикварные детали. Может, у кого-то остались погоны от деда или прадеда, пуговицы, газыри на черкеске, а то кинжал или шашка.
В Смоленске немного таких вещей, но они есть. Кто-то делает шашки на заказ, кто-то покупает уже готовые, но добротная шашка, настоящая, может стоить не одну сотню тысяч рублей. К тому же если она номерная, то ее нужно регистрировать как холодное оружие в УМВД, получить соответствующий документ. Если же шашка без номера и приобретена как сувенир, нужно из магазина взять паспорт, что это не холодное оружие. Что касается нагайки, ее можно носить свободно, к спецсредствам или другому виду оружия она не относится.
- Интересно узнать о казачьих традициях. Насколько мне известно, та же казачья свадьба отличается от традиционной.
- Раньше, при желании парня и девушки, они выходили на майдан, казак поднимался на возвышенность и говорил, мол, я казак такой-то беру в жены вот эту девушку. Она в ответ заявляла то же самое. Он надевал ей колечко, они шли в церковь и уже потом гуляли свадьбу. Однако, например, в Запорожской Сечи как таковых браков не было, казаки занимались воинским делом и не имели семьи. У их потомков на территории нынешнего Кубанского войска традиции свадебные уже были. Могли оставить папаху в доме невесты после сговора сватов. После этого выходили и ждали, если выкинут папаху на улицу, значит, жених не устраивает. Если не выбрасывали, то уже шли обратно в дом. Ну а после венчания на выходе из церкви у казаков принято, чтобы невеста с женихом прошли через трое ворот: из шашек, из головных уборов и под рушником.
- Я не скажу, что смоленское казачество кардинально чем-то отличается от казаков в других регионах. Основной костяк представляют родовые казаки, которые знают и хранят наши традиции. Всего нас в Смоленской области около 450 человек. Нас регулярно приглашают дежурить на всевозможных мероприятиях в Смоленске. Это и День города, и церковные праздники: Рождество, Крещение, Пасха. В эти дни мы всегда выходим на дежурство. Если, к примеру, представители органов внутренних дел дежурят по внешнему периметру храма, то казаки наблюдают, чтобы внутри никто не мешал вести службу.
Много внимания смоленское казачество уделяет воспитанию молодежи. Есть свой клуб, который называется «Клуб юных пластунов». Пластуны - это разведка казачья, поэтому и решили так назвать. Там у ребят - полевые выезды, занятия рукопашным боем, воскресная школа при храме Новомучеников. В этом году будет создан казачий кадетский класс при Кадетском корпусе имени фельдмаршала Кутузова. Во время воинского призыва обращаем внимание, чтобы ребята из списков, поданных от казачества, шли служить в Таманскую бригаду, которая предназначена для комплектования казаками Центрального казачьего войска.
Погоны от деда
- У казаков же своя форма, и она бывает разной. Расскажите, в чем отличие и как одевается казак?
- Начнем с того, что правильно форма называется «казачья справа». У нас много подобных терминов, которые окружающие ранее не слышали. Например, по чину я - товарищ атамана, а это значит - его первый заместитель. Так вот о форме. У каждого войска есть свои отличительные цвета. Например, есть Терское и Кубанское войска, которые имеют право носить черкески. Цветов черкески могут быть разных, важнее, какого цвета обшлага и опушка папахи. У кубанских казаков они красные, у терских - синие. У Забайкальского войска - желтый лампас. Кто из какого войска, казак четко сразу видит. Могут быть в казачьей справе и антикварные детали. Может, у кого-то остались погоны от деда или прадеда, пуговицы, газыри на черкеске, а то кинжал или шашка.
В Смоленске немного таких вещей, но они есть. Кто-то делает шашки на заказ, кто-то покупает уже готовые, но добротная шашка, настоящая, может стоить не одну сотню тысяч рублей. К тому же если она номерная, то ее нужно регистрировать как холодное оружие в УМВД, получить соответствующий документ. Если же шашка без номера и приобретена как сувенир, нужно из магазина взять паспорт, что это не холодное оружие. Что касается нагайки, ее можно носить свободно, к спецсредствам или другому виду оружия она не относится.
- Интересно узнать о казачьих традициях. Насколько мне известно, та же казачья свадьба отличается от традиционной.
- Раньше, при желании парня и девушки, они выходили на майдан, казак поднимался на возвышенность и говорил, мол, я казак такой-то беру в жены вот эту девушку. Она в ответ заявляла то же самое. Он надевал ей колечко, они шли в церковь и уже потом гуляли свадьбу. Однако, например, в Запорожской Сечи как таковых браков не было, казаки занимались воинским делом и не имели семьи. У их потомков на территории нынешнего Кубанского войска традиции свадебные уже были. Могли оставить папаху в доме невесты после сговора сватов. После этого выходили и ждали, если выкинут папаху на улицу, значит, жених не устраивает. Если не выбрасывали, то уже шли обратно в дом. Ну а после венчания на выходе из церкви у казаков принято, чтобы невеста с женихом прошли через трое ворот: из шашек, из головных уборов и под рушником.
Досье
Александр Александрович Антонов, первый заместитель (товарищ) атамана смоленского отдельского казачьего общества. Родовой казак из сибирских казаков. Родился в Таджикистане. Переехал в Смоленск в 2001 году.
Источник.
Похожие темы
» Устав для казака, что дышло?
» Главное дело для казака
» Казака похоронили через 70 лет
» Права и обязанности казака
» Казака надо растить с младенчества
» Главное дело для казака
» Казака похоронили через 70 лет
» Права и обязанности казака
» Казака надо растить с младенчества
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения