Единоборства Древней Руси, — беседа с митрополитом Вятским и Слободским Марком
Страница 1 из 1
Единоборства Древней Руси, — беседа с митрополитом Вятским и Слободским Марком
Патриотизм, национальная идея, нравственность и духовность – какие забытые и практически стертые из нашей повседневной жизни понятия. А ведь издавна это было не так. Основа воинства – дух. Воспитание воинов всегда строилось на духовно-нравственной основе. Русское воинство всегда славилось богатырями. Во всех сражениях отличались те, кто был не только силен физически, но и духовно.
- Что сказал Александр Невский перед воинами? «Не в силе Бог, а в правде». В правде Божьей воин Христов и черпает силы, которые позволяют ему противостоять беззаконию и насилию.
- Наш разговор о воинстве и роли христианства не случаен. Митрополит Вятский и Слободской не только главный человек в митрополии, он много лет занимался боевыми искусствами на высоком уровне, и сейчас владыка имеет широкий круг общения среди мастеров различных школ единоборств.
- Действительно, в настоящее время и в нашей стране, и по всему миру достаточно много людей занимается воинским искусством, единоборствами. Единоборства отражают внутренний уклад того или иного народа и государства, и знакомиться с культурой соседних народов – это тоже неплохо.
Но вопрос заключается в том, полезно ли человеку теми или иными видами боевых искусств заниматься, чтобы не повредить своей душе? В нашем государстве было свое направление в воинском искусстве, я думаю, что представителям нашего народа, конечно же, нужно заниматься теми традициями, которые коренятся в нашей с вами истории, духовности и Церкви. Воинское искусство – это, конечно же, образ жизни. Опять-таки, хотелось бы повториться: оно тесно связано с культурным и духовным наследием. И ведь здесь уже начинают появляться более серьезные вопросы: стоит ли человеку из другой культуры заниматься теми или иными направлениями? Потому что духовность и культура связаны в первую очередь с религией.
Вспомним евангельскую историю, когда к Иоанну Крестителю пришли воины, потому что встал вопрос нравственный: достойно ли или правильно ли человеку держать оружие в руках? Задавшись таким глубоко нравственным вопросом, воины его спросили: «А нам что делать?» Ответ был достаточно краткий: «Довольствуйтесь жалованием своим». Но какая глубина в этом ответе заключена. Что значит довольствоваться жалованием своим? Конечно же, не направлять воину, который находится на служении своему государству и своему народу на преступные замыслы и помыслы оружие, не направлять его на самообогащение, а использовать его только для защиты своего Отечества, своих близких и своего народа. То есть исполнять свой воинский долг, и исполнять приказания своего начальства, потому что ответственность за принимаемые решения несут они.
- Владыка, есть ли возможность хотя бы отчасти познакомиться с приемами? Можете ли вы нам в этом помочь?
- Давайте попробуем.
Наверное, все-таки лучше избежать столкновения с любым противником, попытаться уклониться и мирным путём разрешить сложную ситуацию.
Бывает, что столкновения не удается избежать и противник может уже вас захватить, и конечно, нужно уметь освобождаться от того или иного рода захватов, которые стесняют ваши движения.
Конечно же, единоборства – это не спортивный вид, а школа выживания, поэтому здесь используется все, что есть у человека в наличии: в руках, одето на нем. Поэтому можно использовать одежду противника. Также одежда может защищать человека от нападения холодным оружие. Правильно всё то, что тебя спасает.
- При обилии различных стилей борьбы, в частности восточных единоборств, зачастую в тени остается духовная составляющая. При ближайшем рассмотрении можно увидеть интересные аналогии. А вот существуют различные школы, которые развиваются на энергетических центрах, на чакрах. Как вы относитесь, насколько это, по вашему мнению, правильно?
Давайте обратимся к нашей с вами историей и осознаем, и ответим сами себе на такой вопрос: кто готовил наших воинов? Инструктора или воины из других государств? Навряд ли. Князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приходит к преподобному Сергию Радонежскому. Зачем? За благословением на защиту святой Руси. И он получает от него не только благословение, но преподобный Сергий дает и двух монахов, Пересвета и Ослябя, которые участвуют в сражении. Они оба были в свое время воинами, воеводами, поэтому он не случайно дал их Дмитрию Донскому в помощь в знак своего благословения. Они были искусными воинами, были известны в войсках не только своим личным мужеством, но и своими полководческими способностями.
Вспомним, конечно, и наших великих полководцев, глубоко верующих людей: Суворова, Кутузова, Федора Федоровича Ушакова. Наверное, в сегодняшней беседе мы упомянем и маршала Жукова, и других военачальников.
Задача не только уклониться от движения, но и обезоружить, выбить оружие из рук противника.
- Разговор о Системе зашел не случайно. В московском офисе входящих встречает фотография нашего владыки с надписью: «Святую Русь надо уметь защищать». Основатель и руководитель школы единоборств древней Руси — Михаил Рябко.
- Это человек достаточно скромный, поэтому кратко о нем скажу. Человек был в спецподразделениях, выполнял государственные задания достаточно достойно. Его сослуживцы говорят и отмечают, что человек с одной стороны достаточно скромный, но это великий мастер, который в то же время свое мастерство напоказ не выставляет. А в человеческом отношении при его скромности – это патриот. Действительно, человек способный положить душу свою за други своя, и не уходил с поля сражения, если на нем оставались его подчиненные.
- Если обратиться к нашим историческим корням, то можно увидеть, что издревле основой государства являлось православие.
Михаил Рябко: Всё было там, всё было в монастырях. И законы, по которым жило государство, были нашими православными. Как дали заповеди, так по заповедям и жили. И возрождаем традиции древней Руси, но не языческой, а христианской. И поэтому мы возрождаем именно наши традиционные виды единоборств. И Россия формировалась как христианское государство, поэтому невозможно, чтобы было разделено – душа и тела. Во всех и восточных единоборствах ищут, как соединить душу и телу, а у нас это изначально есть.
У меня был семинар совместно с айкидо и выступал их большого уровня тренер, который сейчас занимается у нас, может, Бог даст, еще крестится. Он говорит так: «Все японские виды единоборств превратились в спорт, и мы потеряли дух». Но они не говорят дух, они говорят, что потеряли силу. А у вас есть дух. Вот в чем вопрос. Я стал понимать, что дух и сила – это разные вещи. Вот в чем разница между восточными и исконно русскими единоборствами.
Все это вышло из нашей православной веры, поэтому мы не можем от этого отказываться, мы должны это и пропагандировать, и изучать.
У меня есть разная литература. Например, по кадетским корпусам, 1730 год: «Для четвертого возраста упражнения истинного христианина и честного человека». Самое первое: «Закон Божий – первое всему основание». То есть любое занятие любым видом, воинские ли это традиции, начинались с закона Божьего.
В три года ребенка благословляли и посвящали в воина. Его сажали на лошадь, его опоясывали мечом. А в 10-13 лет он уже шел с родителями воевать. Это очень интересные традиции.
Общение с настоящими верующими, епископами, кто с нами встречался и общался – владыка Марк, владыка Иоанн, и мы, и ребята, которые занимаются, всегда стараются решить свои какие-то духовные вопросы. Их очень много. У нас и священники приходят, и монахи, много кто. У них же опыт духовной жизни, духовной брани. А любой христианин, который крестился, называется воин Христов. И вольно или невольно эта брань… Мы же живем в обществе, эта брань постоянная. Если не будет священства рядом, не будет духовника, не будет людей, которые знают духовные законы, мы без этого умрем, нам без этого никуда не деться.
Владыка очень хороший человек. С одной стороны, похвала для монаха хуже яда, но мне хотелось бы его похвалить. Человек не ставит сразу каких-то печатей. Он сначала узнает, выяснит, а потом дает заключение. Это истинный христианин, он никого не осудил за глаза, что он такой-то – поставили печать человеку и что хочешь, что и делай. А сейчас много таких кликуш, которые не видели человека, не знают ничего, обмазали грязью и всё.
Как мы с владыкой познакомились? Приехал, задал мне все свои вопросы, какие нужно было, и теперь я задаю ему вопросы, которые мне нужно. И естественно, прошу молитвы, ведь восстает же на меня весь мир языческий, потому что я несу другую борьбу, другой дух. Поэтому те естественно восстают на меня: они теряют деньги, они создали какие-то империи, у них это как секты фактически. Поэтому очень сложно бороться, если у тебя нету духовной поддержки.
- Сейчас, насколько я знаю, есть критика Системы.
Митрополит Марк: Понимаете, критика всегда бывает, но бывает конструктивная, а бывает глупая и необоснованная. Комментировать какие-то заявления или измышления людей, которые ничего не умеют, не знают и не имеют представления о боевых искусствах просто бесполезно. Я хотел бы обратить внимание на то, что мастера, общаясь друг с другом, никого не критикуют. Общаясь между собой, они обогащают друг друга знаниями, набираются друг у друга опыта и это им помогает в их жизни, в их занятии и решении задач, которые перед ними ставит государство или служба, на которой они находятся, их начальство. А что критиковать? Вся критика проверяется в бою. Всем бы этим критиканам задал вопрос: «Покажи, что ты умеешь». Нужно иметь моральное право говорить, а его ты будешь иметь только тогда, когда у тебя будет личный опыт, не просто знания, а еще и умение.
- А какова роль молитвы? Ведь мы говорим об исторических корнях, о духовности.
Митрополит Марк: Молитва в бою всегда присутствует. С одной стороны, молитва – это наш мостик, который нас связывает с Богом, и в то же время святые отцы говорят: «Заключайте ум в слова молитвы», имейте постоянную память о Боге. А когда ты имеешь постоянную память о Боге или о ближнем своем, который создан по образу Божьему и подобию, то есть пребываешь в молитве, только тогда мы не позволяем страстям поселиться в нашем сердце и нами руководить.
Любой предмет на улице может вас защитить. Даже простая веревка или ремень может вас защитить.
Знаете, русские воины особо отличались от всех воинов других народов. Все смелые, все храбрые, все искусные, но нашего с вами воина отличала духовность, отношение к противнику. Опять-таки, это все коренится в духовном наследии, в богословии. Богословие переводится как «знание о Боге». Бог творит человека по образу своему и подобию, и человек своими грехами, помрачающий в себе этот образ Божий, лишает себя радости богообщения. И противник, который хочет совершить то или иное преступления у человека, который понимает, что он себя лишает Царствия небесного, к нему отношение не ненависти, а сожаления.
- В то же время «взявший меч, от меча и погибнет» – это же тоже наше выражение.
Митрополит Марк: Да, это наше выражение, и оно правильное, оно коренится в Священном Писании, оттуда это изречение. Оно очень глубокое, потому что человек, взявший в руки меч для совершения преступления, губит свою душу. Грехом человек помрачает в себе образ Божий. Он духовно умирает, а за смертью духовной следует и смерть телесная, поэтому он уже духовно умер, если взял оружие для того, чтобы совершать преступление.
Первое время отрабатывают на учебном оружии, а впоследствии на боевом остром оружии, чтобы иметь серьезные навыки и не бояться тех предметов, которые находятся в руках у противника.
В первую очередь человек должен сам для себя решить, стоит ему этим заниматься или нет. Конечно, бывают в нашей жизни ситуации, когда рядом представителей правоохранительных органов может не оказаться, и если ты имеешь навыки в борьбе, то конечно, хорошо, если ты их применишь и поможешь человеку, который попал в беду. Здесь не должна надмеваться свобода человеческая. Мы говорили, что Бог творит человека по образу своему и подобию, и одно из качеств, которое присуще нашей душе – это свобода, свобода выбора. Но в этом выборе человеку верующему, конечно же, необходимо взять благословение, согласовать и посоветоваться со своим духовником.
Пошло на уклонение… У нее есть точки напряжения. Не по точкам, а есть точки напряжения, которые его кладут. Такие же опоры.
- Какова все-таки цель критики?
Митрополит Марк: Давайте обратим внимание на окружающую нас природу. Древо, оторванное от своих корней, погибает. Цель – не критиковать, а оторвать наших воинов от исторических корней и самое главное, от духовных корней. А без внутреннего стержня воин – не воин.
- Наверное, через традиции единоборств древней Руси можно говорить о возрождении патриотизма в нашем нынешнем государстве. Национальная идея и духовные скрепы – слова, которые сейчас часто произносятся на самом высоком уровне, здесь давно стали частью жизни тех, кто занимается единоборствами древней Руси – Система.
- Наш разговор о воинстве и роли христианства не случаен. Митрополит Вятский и Слободской не только главный человек в митрополии, он много лет занимался боевыми искусствами на высоком уровне, и сейчас владыка имеет широкий круг общения среди мастеров различных школ единоборств.
- Действительно, в настоящее время и в нашей стране, и по всему миру достаточно много людей занимается воинским искусством, единоборствами. Единоборства отражают внутренний уклад того или иного народа и государства, и знакомиться с культурой соседних народов – это тоже неплохо.
Но вопрос заключается в том, полезно ли человеку теми или иными видами боевых искусств заниматься, чтобы не повредить своей душе? В нашем государстве было свое направление в воинском искусстве, я думаю, что представителям нашего народа, конечно же, нужно заниматься теми традициями, которые коренятся в нашей с вами истории, духовности и Церкви. Воинское искусство – это, конечно же, образ жизни. Опять-таки, хотелось бы повториться: оно тесно связано с культурным и духовным наследием. И ведь здесь уже начинают появляться более серьезные вопросы: стоит ли человеку из другой культуры заниматься теми или иными направлениями? Потому что духовность и культура связаны в первую очередь с религией.
Вспомним евангельскую историю, когда к Иоанну Крестителю пришли воины, потому что встал вопрос нравственный: достойно ли или правильно ли человеку держать оружие в руках? Задавшись таким глубоко нравственным вопросом, воины его спросили: «А нам что делать?» Ответ был достаточно краткий: «Довольствуйтесь жалованием своим». Но какая глубина в этом ответе заключена. Что значит довольствоваться жалованием своим? Конечно же, не направлять воину, который находится на служении своему государству и своему народу на преступные замыслы и помыслы оружие, не направлять его на самообогащение, а использовать его только для защиты своего Отечества, своих близких и своего народа. То есть исполнять свой воинский долг, и исполнять приказания своего начальства, потому что ответственность за принимаемые решения несут они.
- Владыка, есть ли возможность хотя бы отчасти познакомиться с приемами? Можете ли вы нам в этом помочь?
- Давайте попробуем.
Наверное, все-таки лучше избежать столкновения с любым противником, попытаться уклониться и мирным путём разрешить сложную ситуацию.
Бывает, что столкновения не удается избежать и противник может уже вас захватить, и конечно, нужно уметь освобождаться от того или иного рода захватов, которые стесняют ваши движения.
Конечно же, единоборства – это не спортивный вид, а школа выживания, поэтому здесь используется все, что есть у человека в наличии: в руках, одето на нем. Поэтому можно использовать одежду противника. Также одежда может защищать человека от нападения холодным оружие. Правильно всё то, что тебя спасает.
- При обилии различных стилей борьбы, в частности восточных единоборств, зачастую в тени остается духовная составляющая. При ближайшем рассмотрении можно увидеть интересные аналогии. А вот существуют различные школы, которые развиваются на энергетических центрах, на чакрах. Как вы относитесь, насколько это, по вашему мнению, правильно?
Давайте обратимся к нашей с вами историей и осознаем, и ответим сами себе на такой вопрос: кто готовил наших воинов? Инструктора или воины из других государств? Навряд ли. Князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приходит к преподобному Сергию Радонежскому. Зачем? За благословением на защиту святой Руси. И он получает от него не только благословение, но преподобный Сергий дает и двух монахов, Пересвета и Ослябя, которые участвуют в сражении. Они оба были в свое время воинами, воеводами, поэтому он не случайно дал их Дмитрию Донскому в помощь в знак своего благословения. Они были искусными воинами, были известны в войсках не только своим личным мужеством, но и своими полководческими способностями.
Вспомним, конечно, и наших великих полководцев, глубоко верующих людей: Суворова, Кутузова, Федора Федоровича Ушакова. Наверное, в сегодняшней беседе мы упомянем и маршала Жукова, и других военачальников.
Задача не только уклониться от движения, но и обезоружить, выбить оружие из рук противника.
- Разговор о Системе зашел не случайно. В московском офисе входящих встречает фотография нашего владыки с надписью: «Святую Русь надо уметь защищать». Основатель и руководитель школы единоборств древней Руси — Михаил Рябко.
- Это человек достаточно скромный, поэтому кратко о нем скажу. Человек был в спецподразделениях, выполнял государственные задания достаточно достойно. Его сослуживцы говорят и отмечают, что человек с одной стороны достаточно скромный, но это великий мастер, который в то же время свое мастерство напоказ не выставляет. А в человеческом отношении при его скромности – это патриот. Действительно, человек способный положить душу свою за други своя, и не уходил с поля сражения, если на нем оставались его подчиненные.
- Если обратиться к нашим историческим корням, то можно увидеть, что издревле основой государства являлось православие.
Михаил Рябко: Всё было там, всё было в монастырях. И законы, по которым жило государство, были нашими православными. Как дали заповеди, так по заповедям и жили. И возрождаем традиции древней Руси, но не языческой, а христианской. И поэтому мы возрождаем именно наши традиционные виды единоборств. И Россия формировалась как христианское государство, поэтому невозможно, чтобы было разделено – душа и тела. Во всех и восточных единоборствах ищут, как соединить душу и телу, а у нас это изначально есть.
У меня был семинар совместно с айкидо и выступал их большого уровня тренер, который сейчас занимается у нас, может, Бог даст, еще крестится. Он говорит так: «Все японские виды единоборств превратились в спорт, и мы потеряли дух». Но они не говорят дух, они говорят, что потеряли силу. А у вас есть дух. Вот в чем вопрос. Я стал понимать, что дух и сила – это разные вещи. Вот в чем разница между восточными и исконно русскими единоборствами.
Все это вышло из нашей православной веры, поэтому мы не можем от этого отказываться, мы должны это и пропагандировать, и изучать.
У меня есть разная литература. Например, по кадетским корпусам, 1730 год: «Для четвертого возраста упражнения истинного христианина и честного человека». Самое первое: «Закон Божий – первое всему основание». То есть любое занятие любым видом, воинские ли это традиции, начинались с закона Божьего.
В три года ребенка благословляли и посвящали в воина. Его сажали на лошадь, его опоясывали мечом. А в 10-13 лет он уже шел с родителями воевать. Это очень интересные традиции.
Общение с настоящими верующими, епископами, кто с нами встречался и общался – владыка Марк, владыка Иоанн, и мы, и ребята, которые занимаются, всегда стараются решить свои какие-то духовные вопросы. Их очень много. У нас и священники приходят, и монахи, много кто. У них же опыт духовной жизни, духовной брани. А любой христианин, который крестился, называется воин Христов. И вольно или невольно эта брань… Мы же живем в обществе, эта брань постоянная. Если не будет священства рядом, не будет духовника, не будет людей, которые знают духовные законы, мы без этого умрем, нам без этого никуда не деться.
Владыка очень хороший человек. С одной стороны, похвала для монаха хуже яда, но мне хотелось бы его похвалить. Человек не ставит сразу каких-то печатей. Он сначала узнает, выяснит, а потом дает заключение. Это истинный христианин, он никого не осудил за глаза, что он такой-то – поставили печать человеку и что хочешь, что и делай. А сейчас много таких кликуш, которые не видели человека, не знают ничего, обмазали грязью и всё.
Как мы с владыкой познакомились? Приехал, задал мне все свои вопросы, какие нужно было, и теперь я задаю ему вопросы, которые мне нужно. И естественно, прошу молитвы, ведь восстает же на меня весь мир языческий, потому что я несу другую борьбу, другой дух. Поэтому те естественно восстают на меня: они теряют деньги, они создали какие-то империи, у них это как секты фактически. Поэтому очень сложно бороться, если у тебя нету духовной поддержки.
- Сейчас, насколько я знаю, есть критика Системы.
Митрополит Марк: Понимаете, критика всегда бывает, но бывает конструктивная, а бывает глупая и необоснованная. Комментировать какие-то заявления или измышления людей, которые ничего не умеют, не знают и не имеют представления о боевых искусствах просто бесполезно. Я хотел бы обратить внимание на то, что мастера, общаясь друг с другом, никого не критикуют. Общаясь между собой, они обогащают друг друга знаниями, набираются друг у друга опыта и это им помогает в их жизни, в их занятии и решении задач, которые перед ними ставит государство или служба, на которой они находятся, их начальство. А что критиковать? Вся критика проверяется в бою. Всем бы этим критиканам задал вопрос: «Покажи, что ты умеешь». Нужно иметь моральное право говорить, а его ты будешь иметь только тогда, когда у тебя будет личный опыт, не просто знания, а еще и умение.
- А какова роль молитвы? Ведь мы говорим об исторических корнях, о духовности.
Митрополит Марк: Молитва в бою всегда присутствует. С одной стороны, молитва – это наш мостик, который нас связывает с Богом, и в то же время святые отцы говорят: «Заключайте ум в слова молитвы», имейте постоянную память о Боге. А когда ты имеешь постоянную память о Боге или о ближнем своем, который создан по образу Божьему и подобию, то есть пребываешь в молитве, только тогда мы не позволяем страстям поселиться в нашем сердце и нами руководить.
Любой предмет на улице может вас защитить. Даже простая веревка или ремень может вас защитить.
Знаете, русские воины особо отличались от всех воинов других народов. Все смелые, все храбрые, все искусные, но нашего с вами воина отличала духовность, отношение к противнику. Опять-таки, это все коренится в духовном наследии, в богословии. Богословие переводится как «знание о Боге». Бог творит человека по образу своему и подобию, и человек своими грехами, помрачающий в себе этот образ Божий, лишает себя радости богообщения. И противник, который хочет совершить то или иное преступления у человека, который понимает, что он себя лишает Царствия небесного, к нему отношение не ненависти, а сожаления.
- В то же время «взявший меч, от меча и погибнет» – это же тоже наше выражение.
Митрополит Марк: Да, это наше выражение, и оно правильное, оно коренится в Священном Писании, оттуда это изречение. Оно очень глубокое, потому что человек, взявший в руки меч для совершения преступления, губит свою душу. Грехом человек помрачает в себе образ Божий. Он духовно умирает, а за смертью духовной следует и смерть телесная, поэтому он уже духовно умер, если взял оружие для того, чтобы совершать преступление.
Первое время отрабатывают на учебном оружии, а впоследствии на боевом остром оружии, чтобы иметь серьезные навыки и не бояться тех предметов, которые находятся в руках у противника.
В первую очередь человек должен сам для себя решить, стоит ему этим заниматься или нет. Конечно, бывают в нашей жизни ситуации, когда рядом представителей правоохранительных органов может не оказаться, и если ты имеешь навыки в борьбе, то конечно, хорошо, если ты их применишь и поможешь человеку, который попал в беду. Здесь не должна надмеваться свобода человеческая. Мы говорили, что Бог творит человека по образу своему и подобию, и одно из качеств, которое присуще нашей душе – это свобода, свобода выбора. Но в этом выборе человеку верующему, конечно же, необходимо взять благословение, согласовать и посоветоваться со своим духовником.
Пошло на уклонение… У нее есть точки напряжения. Не по точкам, а есть точки напряжения, которые его кладут. Такие же опоры.
- Какова все-таки цель критики?
Митрополит Марк: Давайте обратим внимание на окружающую нас природу. Древо, оторванное от своих корней, погибает. Цель – не критиковать, а оторвать наших воинов от исторических корней и самое главное, от духовных корней. А без внутреннего стержня воин – не воин.
- Наверное, через традиции единоборств древней Руси можно говорить о возрождении патриотизма в нашем нынешнем государстве. Национальная идея и духовные скрепы – слова, которые сейчас часто произносятся на самом высоком уровне, здесь давно стали частью жизни тех, кто занимается единоборствами древней Руси – Система.
Источник.
Похожие темы
» Митрополит Иларион: «Мы все являемся гражданами Святой Руси»
» Ответы священнослужителей РПЦ: Исповедь – это не допрос и не беседа о своих недостатках
» Рабочая встреча казаков с Митрополитом Пантелеимоном
» Верхнемамонские казаки встретились с митрополитом Сергием
» Обращение к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу
» Ответы священнослужителей РПЦ: Исповедь – это не допрос и не беседа о своих недостатках
» Рабочая встреча казаков с Митрополитом Пантелеимоном
» Верхнемамонские казаки встретились с митрополитом Сергием
» Обращение к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения