Гуляет по тундре казак удалой…
Страница 1 из 1
Гуляет по тундре казак удалой…
Начавшийся в стране четверть века назад процесс возрождения казачества достиг и Заполярья
На учредительном сходе, прошедшем в Нарьян-Маре, окружной столице Ненецкого автономного округа, создано казачье общество «Станица Пустозерская». Свою деятельность новая организация намерена распространить на всю территорию округа. А председатель инициативной группы по её созданию Виктор Обидин носит отныне гордое звание атамана заполярных казаков.
Вернувшийся в Искатели, так называется пригородный посёлок Нарьян-Мара, после летнего отдыха на Кубани, маленький Тимошка привёз папе в подарок деревянную булаву — дедушка передал. «К чему бы это?» - подумал тогда Виктор Обидин, взяв в руки копию грозного некогда оружия и символ атаманской власти. Оказалось, вовсе даже к чему! Собравшиеся недавно во дворе Богоявленского кафедрального собора Нарян-Мара казаки единодушно избрали его атаманом. Встали в круг и, когда прозвучала любая (ударение на «ю») им фамилия, дружно сняли шапки — так голосовали испокон веков их деды-прадеды, а не руку поднимали.
Казака без православной веры не бывает. Потому сход, которому предстояло решить быть ли «Станице Пустозерской», предварил молебен в храме. Правящий архиерей самой северной епархии России епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков не только благословил доброе начинание, но и отправился вместе с паствой в мэрию, чтобы принять участие в учредительном собрании.
Решение приняли единогласно: станичному казачьему обществу в Ненецком округе быть!
Протокол учредительного собрания и устав новой общественной организации должны еще утвердить в управлении Минюста РФ по Архангельской области и НАО. Нужные бумаги туда отправили. Заминки, вроде, случиться не должно, юристы (свои же братья-казаки) при подготовке документов потрудились на совесть. Но даже если паче чаяния начнутся какие-то бюрократические препоны, формальности утрясут быстро. Дело вспять не повернется при любом раскладе, сомневаться в этом не приходится. Заполярные казаки настроены решительно. Поскольку не с бухты-барахты надумали вдруг объединиться, желание их выстраданное. К тому же, оно четко вписывается в подписанную президентом Путиным стратегию развития российского казачества до 2020 года, где властям всех уровней предписано этому содействовать.
Глава поселка Искателей Григорий Коваленко действует, может, и согласно личным убеждениям, но при этом — в точном соответствии с президентскими указаниями. Поселковой администрации, засидевшейся в перекошенном временем двухэтажном деревянном доме, вскоре наконец-то предстоит переселиться в новое здание. Так вот, для казачьего правления (его уже избрали) там уже предусмотрена просторная комната.
- Повесим в правлении на самом видном месте фотографии наших предков казаков, - прикидывает как станут обживаться Виктор Обидин. - Совет стариков мы уже создали. Казаки к ним всегда относились с почтением и к мнению — прислушивались. А исторические снимки - это бесценная память! Их хранили с риском для себя и семей, когда после Гражданской войны началось расказачивание, на лесоповал станичников отправляли эшелонами и само слово «казак» было под запретом. Моя бабушка карточки прятала на чердаке...
Но позвольте, о каком возрождении речь, если в снегах Ненецкого округа, расположенного преимущественно на арктических территориях, казаков отродясь не водилось? - так и слышу недоуменный вопрос читателей, знакомых с северной географией страны.
"Казаками построена Россия," — писал Лев Толстой. Однако в обыденном сознании освоение безграничных северных просторов всё больше связано с имена легендарных атаманов: Ермаком Тимофеевичем, присоединившим Западную Сибирь, Семеном Дежнёвым, открывшим пролив между Азией и Америкой куда раньше Беринга, Ерофеем Хабаровым, совершившим свое первое путешествие за пушниной на Таймыр в 1628 году. Но ведь был и легендарный Пустозерск, первый на Руси заполярный город-форпост, заложенный еще в 1499 году волей первого российского государя-самодержца Ивана III. Именно здесь, до покорения Казанского ханства, пролегал главный путь из Московии в Сибирь. Пустозерск стал и главным опорным пунктом в продвижении русских на крайний северо-восток Европы. Из Пустозерска торговые люди торили пути за Урал, промышленники выходили на освоение Новой Земли и Шпицбергена, научные экспедиции отправлялись на изучение Печорского края и морей Ледовитого океана, а миссионеры - обращать в веру Христову кочующую с оленями по тундровым просторам самоядь, как прежде именовали ненцев.
Славные имена, уверен, хранят архивы для целенаправленных исследователей истории пустозерского казачества.
А как появлялись новые поселения вдоль Печоры? Вольнолюбивые, отважные люди уходили на свой страх и риск все дальше от Пустозерска, рубили по пустынным берегам реки-кормилицы избушки, ловили рыбу, били зверя. За ними подтягивались другие смельчаки. Промысловые жиры разрастались, превращались в деревни. Обязательно ставили часовенку. Так пришлые становились северянами, коренными жителями. Не просто так, думается, столь распространены ныне в Припечорье казачьи фамилии, в том числе - Хабаров.
«Станица Пустозерская» - как много несёт в себе это название, какие глубинные пласты кроются в нём...
Да, нынешние казаки приехали в Заполярье — кто раньше, кто позже, кто совсем недавно - с других территорий. Донцы, кубанцы, терцы, запорожцы, уральцы... Пожалуй, нет ни одного казачьего войска, которое не было бы здесь кем-то представлено. У многих судьбу с Ненецким округом связали ещё отцы и деды. Во время гонений на казачество, чтобы стать в анкетах пролетариями, они вербовались на нефтепромыслы и в геологию. В долгих экспедициях, затерявшись в тайге, пустыне, либо тундре, было проще спастись от НКВД. Кому-то выпало искать большую нефть и в Печорском крае (запасы нефти в открытых здесь месторождениях составляют 1,2 миллиарда тонн, газа — 525 миллиардов кубометров). Для геологов, которых отправляли в Ненецкий округ со всей страны, выстроили поселок, получивший красноречивое название — поселок Искателей. Так что отнюдь не случайно именно в нем сконцентрировались нынче наиболее активные потомки казачьих родов, всего около тридцати человек.
У первого заполярного атамана Виктора Обидина отец трудился дизелистом в 5-й Нарьян-Марской нефтегазовой геологоразведочной экспедиции. А корни у них — кубанские. Виктор рос в поселке Нефтегорск Краснодарского края. Наблюдал, как местное казачество после десятилетий полного казалось бы небытия начало расправлять плечи. Сам участвовал в движении. В Искатели перебрался когда ему было шестнадцать. Уезжал, возвращался, окончательно осел в 2001-м. Здесь родились его дочка и сын. Обидин — художник. В настоящее время делает эскизы изделий для кузнецов. Если надо, то и за наковальню станет, дело привычное. В кузнице обсуждался и устав общества «Станица Пустозерская».
Но в какой-то момент им стало этого мало. Да сколько можно ностальгировать? Пора переходить к более активным действиям! Так появилась идея казачьего объединения.
Не спешите только иронизировать по поводу лампасов, которые замелькают вскоре среди высоких снегов, и юморить про скаковых оленей вместо лошадей. Шлейф негатива тянется за российским казачеством ещё с 1990-х, когда на волне его возрождения всплыла разная пена. О том же, что судьбу войны в Приднестровье решили казачьи подразделения, вошедшие в состав 14-й армии, об участии казаков в боевых действиях в Абхазии, или как героически сражался в чеченскую кампанию сформированный из казаков батальон имени Ермолова, говорить нынче не принято. Казаки появляются везде, где трудно и опасно. Хотя и поводов для пересудов непродуманными действиями они дают тоже достаточно, кто б спорил.
- Да не собираемся мы пополнять ряды ряженных, как где-то совершенно справедливо называют казаков, и народ смешить - горячится Виктор Обидин. - У меня есть кубанка — вполне достаточно, чтоб принадлежность к казачеству обозначить. Прежде всего объединяемся, чтобы более целенаправленно своими детьми заниматься, делая упор на военно-патриотическое воспитание. Россия сейчас переживает экономический кризис, который накладывает отпечаток и на настроения молодежи. А ребята должны понимать: они живут на великой земле и быть готовыми, если потребуется, её защитить. Законы казачьей чести тому способствуют. Их суть: верность Богу и Отечеству, отвага, товарищество. Декларируем их, не отступаем от них, но свою волю никому не навязываем. А разделяете наши взгляды, хотите быть с нами — милости просим. Мы — не закрытый клуб.
Для начала казаки намерены создать для подростков секцию восточных единоборств, благо тренер есть. Обучать фехтованию и премудростям обращения с нагайкой, которая в умелых руках служит не хуже нунчаков. Летом организовать полевой военно-спортивный лагерь.
Взрослым казакам тоже есть чем заняться. Придумывать ничего не нужно. Все прописано в стратегии, утвержденной президентом: взаимодействие с полицией по охране общественного спокойствия, с МЧС - по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, участие в борьбе с браконьерством и многое другое.
Заполярные казаки собираются, наконец, всерьез, а не на словах, занялся освобождением Печоры от сетей, напрочь перекрывающим ход уникальной печорской семги, лов которой строго квотирован. И, наоборот, напрочь перекрыть доступ недорослям в злачные места. Да много чего в стратегии такого, что любой здравомыслящий человек поддерживает безоговорочно.
В нашем разговоре Виктор Обидин конкретизировал, чем намерена насыщать сухие пункты документа, претворяя его в жизнь, «Станица Пустозерская». Намерения казаков безусловно добрые. Однако не будем спешить с авансами. Как сказано в одной великой книге, «по делам их узнаете их».
Вернувшийся в Искатели, так называется пригородный посёлок Нарьян-Мара, после летнего отдыха на Кубани, маленький Тимошка привёз папе в подарок деревянную булаву — дедушка передал. «К чему бы это?» - подумал тогда Виктор Обидин, взяв в руки копию грозного некогда оружия и символ атаманской власти. Оказалось, вовсе даже к чему! Собравшиеся недавно во дворе Богоявленского кафедрального собора Нарян-Мара казаки единодушно избрали его атаманом. Встали в круг и, когда прозвучала любая (ударение на «ю») им фамилия, дружно сняли шапки — так голосовали испокон веков их деды-прадеды, а не руку поднимали.
Казака без православной веры не бывает. Потому сход, которому предстояло решить быть ли «Станице Пустозерской», предварил молебен в храме. Правящий архиерей самой северной епархии России епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков не только благословил доброе начинание, но и отправился вместе с паствой в мэрию, чтобы принять участие в учредительном собрании.
Решение приняли единогласно: станичному казачьему обществу в Ненецком округе быть!
Протокол учредительного собрания и устав новой общественной организации должны еще утвердить в управлении Минюста РФ по Архангельской области и НАО. Нужные бумаги туда отправили. Заминки, вроде, случиться не должно, юристы (свои же братья-казаки) при подготовке документов потрудились на совесть. Но даже если паче чаяния начнутся какие-то бюрократические препоны, формальности утрясут быстро. Дело вспять не повернется при любом раскладе, сомневаться в этом не приходится. Заполярные казаки настроены решительно. Поскольку не с бухты-барахты надумали вдруг объединиться, желание их выстраданное. К тому же, оно четко вписывается в подписанную президентом Путиным стратегию развития российского казачества до 2020 года, где властям всех уровней предписано этому содействовать.
- Казаки всегда были людьми государевыми. И в непростые времена — а не такие ли сейчас переживает Россия? - на эту силу старались опереться. У организованного казачества огромный потенциал, и руководство страны это хорошо понимает.
Глава поселка Искателей Григорий Коваленко действует, может, и согласно личным убеждениям, но при этом — в точном соответствии с президентскими указаниями. Поселковой администрации, засидевшейся в перекошенном временем двухэтажном деревянном доме, вскоре наконец-то предстоит переселиться в новое здание. Так вот, для казачьего правления (его уже избрали) там уже предусмотрена просторная комната.
- Повесим в правлении на самом видном месте фотографии наших предков казаков, - прикидывает как станут обживаться Виктор Обидин. - Совет стариков мы уже создали. Казаки к ним всегда относились с почтением и к мнению — прислушивались. А исторические снимки - это бесценная память! Их хранили с риском для себя и семей, когда после Гражданской войны началось расказачивание, на лесоповал станичников отправляли эшелонами и само слово «казак» было под запретом. Моя бабушка карточки прятала на чердаке...
Но позвольте, о каком возрождении речь, если в снегах Ненецкого округа, расположенного преимущественно на арктических территориях, казаков отродясь не водилось? - так и слышу недоуменный вопрос читателей, знакомых с северной географией страны.
"Казаками построена Россия," — писал Лев Толстой. Однако в обыденном сознании освоение безграничных северных просторов всё больше связано с имена легендарных атаманов: Ермаком Тимофеевичем, присоединившим Западную Сибирь, Семеном Дежнёвым, открывшим пролив между Азией и Америкой куда раньше Беринга, Ерофеем Хабаровым, совершившим свое первое путешествие за пушниной на Таймыр в 1628 году. Но ведь был и легендарный Пустозерск, первый на Руси заполярный город-форпост, заложенный еще в 1499 году волей первого российского государя-самодержца Ивана III. Именно здесь, до покорения Казанского ханства, пролегал главный путь из Московии в Сибирь. Пустозерск стал и главным опорным пунктом в продвижении русских на крайний северо-восток Европы. Из Пустозерска торговые люди торили пути за Урал, промышленники выходили на освоение Новой Земли и Шпицбергена, научные экспедиции отправлялись на изучение Печорского края и морей Ледовитого океана, а миссионеры - обращать в веру Христову кочующую с оленями по тундровым просторам самоядь, как прежде именовали ненцев.
- Находившиеся в Пустозерске стрелецкие части и казаки за стенами деревянной порубежной крепости тоже сиднем не сидели. Немало своих животов положили за то, чтобы крайние земли Севера навсегда стали русскими и православными.
Славные имена, уверен, хранят архивы для целенаправленных исследователей истории пустозерского казачества.
А как появлялись новые поселения вдоль Печоры? Вольнолюбивые, отважные люди уходили на свой страх и риск все дальше от Пустозерска, рубили по пустынным берегам реки-кормилицы избушки, ловили рыбу, били зверя. За ними подтягивались другие смельчаки. Промысловые жиры разрастались, превращались в деревни. Обязательно ставили часовенку. Так пришлые становились северянами, коренными жителями. Не просто так, думается, столь распространены ныне в Припечорье казачьи фамилии, в том числе - Хабаров.
«Станица Пустозерская» - как много несёт в себе это название, какие глубинные пласты кроются в нём...
Да, нынешние казаки приехали в Заполярье — кто раньше, кто позже, кто совсем недавно - с других территорий. Донцы, кубанцы, терцы, запорожцы, уральцы... Пожалуй, нет ни одного казачьего войска, которое не было бы здесь кем-то представлено. У многих судьбу с Ненецким округом связали ещё отцы и деды. Во время гонений на казачество, чтобы стать в анкетах пролетариями, они вербовались на нефтепромыслы и в геологию. В долгих экспедициях, затерявшись в тайге, пустыне, либо тундре, было проще спастись от НКВД. Кому-то выпало искать большую нефть и в Печорском крае (запасы нефти в открытых здесь месторождениях составляют 1,2 миллиарда тонн, газа — 525 миллиардов кубометров). Для геологов, которых отправляли в Ненецкий округ со всей страны, выстроили поселок, получивший красноречивое название — поселок Искателей. Так что отнюдь не случайно именно в нем сконцентрировались нынче наиболее активные потомки казачьих родов, всего около тридцати человек.
У первого заполярного атамана Виктора Обидина отец трудился дизелистом в 5-й Нарьян-Марской нефтегазовой геологоразведочной экспедиции. А корни у них — кубанские. Виктор рос в поселке Нефтегорск Краснодарского края. Наблюдал, как местное казачество после десятилетий полного казалось бы небытия начало расправлять плечи. Сам участвовал в движении. В Искатели перебрался когда ему было шестнадцать. Уезжал, возвращался, окончательно осел в 2001-м. Здесь родились его дочка и сын. Обидин — художник. В настоящее время делает эскизы изделий для кузнецов. Если надо, то и за наковальню станет, дело привычное. В кузнице обсуждался и устав общества «Станица Пустозерская».
- Казак - это прежде всего особое состояние духа. А родственные души друг к другу тянутся. Заполярные казаки давно дружат семьями. Проводят вместе свободное время. Вспоминают историю своих родов. Поют казачьи песни.
Но в какой-то момент им стало этого мало. Да сколько можно ностальгировать? Пора переходить к более активным действиям! Так появилась идея казачьего объединения.
Не спешите только иронизировать по поводу лампасов, которые замелькают вскоре среди высоких снегов, и юморить про скаковых оленей вместо лошадей. Шлейф негатива тянется за российским казачеством ещё с 1990-х, когда на волне его возрождения всплыла разная пена. О том же, что судьбу войны в Приднестровье решили казачьи подразделения, вошедшие в состав 14-й армии, об участии казаков в боевых действиях в Абхазии, или как героически сражался в чеченскую кампанию сформированный из казаков батальон имени Ермолова, говорить нынче не принято. Казаки появляются везде, где трудно и опасно. Хотя и поводов для пересудов непродуманными действиями они дают тоже достаточно, кто б спорил.
- Да не собираемся мы пополнять ряды ряженных, как где-то совершенно справедливо называют казаков, и народ смешить - горячится Виктор Обидин. - У меня есть кубанка — вполне достаточно, чтоб принадлежность к казачеству обозначить. Прежде всего объединяемся, чтобы более целенаправленно своими детьми заниматься, делая упор на военно-патриотическое воспитание. Россия сейчас переживает экономический кризис, который накладывает отпечаток и на настроения молодежи. А ребята должны понимать: они живут на великой земле и быть готовыми, если потребуется, её защитить. Законы казачьей чести тому способствуют. Их суть: верность Богу и Отечеству, отвага, товарищество. Декларируем их, не отступаем от них, но свою волю никому не навязываем. А разделяете наши взгляды, хотите быть с нами — милости просим. Мы — не закрытый клуб.
Для начала казаки намерены создать для подростков секцию восточных единоборств, благо тренер есть. Обучать фехтованию и премудростям обращения с нагайкой, которая в умелых руках служит не хуже нунчаков. Летом организовать полевой военно-спортивный лагерь.
- Развитие духовно-нравственных основ, возрождение традиций и самобытной культуры — само собой. Придет время, может быть, появится в одной из искательских школ и казачий кадетский класс, по примеру действующих уже в Нарьян-Маре полицейского и эмчеэсовского.
Взрослым казакам тоже есть чем заняться. Придумывать ничего не нужно. Все прописано в стратегии, утвержденной президентом: взаимодействие с полицией по охране общественного спокойствия, с МЧС - по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, участие в борьбе с браконьерством и многое другое.
Заполярные казаки собираются, наконец, всерьез, а не на словах, занялся освобождением Печоры от сетей, напрочь перекрывающим ход уникальной печорской семги, лов которой строго квотирован. И, наоборот, напрочь перекрыть доступ недорослям в злачные места. Да много чего в стратегии такого, что любой здравомыслящий человек поддерживает безоговорочно.
В нашем разговоре Виктор Обидин конкретизировал, чем намерена насыщать сухие пункты документа, претворяя его в жизнь, «Станица Пустозерская». Намерения казаков безусловно добрые. Однако не будем спешить с авансами. Как сказано в одной великой книге, «по делам их узнаете их».
Источник.
Похожие темы
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры - не казак
» Казак — он и в Америке казак
» Казак без песни — не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры - не казак
» Казак — он и в Америке казак
» Казак без песни — не казак
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения