Казачество ныне оторвано от православных корней и не спешит воцерковляться
Страница 1 из 1
Казачество ныне оторвано от православных корней и не спешит воцерковляться
Протоиерей Павел Самойленко считает, что главным условием для казаков должно стать естественное желание воцерковляться, познавать православную веру не на словах, а на деле. Также важным условием эффективного взаимодействия с казачеством, по словам Протоиерея, является целенаправленная духовно-просветительская деятельность
Система работы по духовному окормлению и воцерковлению казачества начала складываться с того самого момента, когда Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл взял казачество под свой Первосвятительский омофор.
Данное событие произошло 14 октября, после богослужения в Вознесенском соборе г. Новочеркасска. Именно тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в выездном заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества, которое состоялось в Атаманском дворце Новочеркасска.
«Сознавая важность возрождения казачества, я принял решение взять под особое Патриаршее духовное руководство казачье сообщество России», — сказал тогда Святейший Патриарх.
В соответствии с этим судьбоносным для казачества решением, 5 марта 2010 г. был учрежден Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством во главе с Митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.
В своем первом интервью на посту председателя Комитета Владыка подчеркнул: «…назрели новые, более серьезные и масштабные вопросы, для решения которых и создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Наступил новый этап возрождения российского казачества, чему немало способствует поддержка со стороны государства. Создавая новое синодальное подразделение, Церковь отвечает на духовные и социальные запросы со стороны самого казачества».
Здесь же Владыка сказал и об основной сложности работы с казачеством, которая «проистекает из его разобщенности, главной причиной которой является гордыня и заносчивость, нежелание прислушаться к голосу Церкви, решать конфликты мирным путем».
Системообразующая деятельность Синодального комитета по взаимодействию с казачеством началась с хорошо продуманной и методически оформленной, серьезной, целенаправленной работы по осуществлению его воцерковления.
Если до этого окормление казачества сводилось к присутствию духовника на круге, Совете атаманов, иных мероприятиях с чтением молитвы в начале и при окончании мероприятия, то с самого начала работе Синодального комитета открылись новые, реальные возможности и перспективы духовного водительства российским, в т.ч. и Терским казачеством.
Говоря об этом, имеется ввиду прежде всего привлечение войскового священника к участию в заседаниях Совета при Президенте РФ по делам казачества. Состоявшийся 25-26 мая 2010 г. в Омске Совет казачества можно назвать той отправной точкой, которая и послужила началом плодотворной работы.
Тогда в Омске прошла первая встреча председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла с войсковыми священниками. Для них, в эти же дни, состоялся первый семинар.
Владыка сообщил о структуре Синодального комитета, о направлениях его деятельности, о Профильной комиссии, а главное – мы приобрели методические материалы по духовно-просветительской работе в казачьих обществах.
Запомнились слова, произнесенные Владыкой в ходе встречи, которые стали девизом для каждого войскового священника: «Прошел период становления казачества, теперь же священник должен быть готов к своему служению, гореть им».
Важным условием эффективности взаимодействия с казачеством, его воцерковления является целенаправленная духовно-просветительская деятельность, которую можно назвать миссионерской или катехизаторской для казачьих обществ, атаманов и казаков, в теснейшем взаимодействии с их духовниками и административным руководством территорий, где они располагаются.
По благословению Владыки Кирилла, главной площадкой такой деятельности стали семинары духовников (как войсковые, так и региональные). Формат проведения таких семинаров зависит от возможностей и особенностей места их проведения: от научно-практических конференций, методических семинаров, исторических докладов, практикумов, до презентаций, обобщения опыта работы, просмотра концертов, экскурсий на предприятиях.
Став участниками этих семинаров, духовенство своим личным примером вдохновляет казаков, мирян, специалистов, проанализировать свою деятельность, уровень своей воцерковленности, готовности вместе с Православной Церковью, а значит, со Христом взять на себя эту труднейшую миссию возрождения, сохранения и развития казачества на Ставрополье. География городов, где проходили семинары, достаточно внушительная: село Русское, Курского района Ставропольского края, г. Ставрополь, г. Пятигорск, г. Владикавказ (Республика Северная Осетия-Алания), село Покойное, Буденновского района, Ставропольского края, село Дивное, Апансенковского района, Ставропольского края, г. Буденновск, г. Зеленокумск, Ставропольского края.
В 2011 году ключевые семинары прошли 14 июля, 15 декабря, 16 декабря, 20 декабря, 27 декабря. Уже в 2012 году они прошли дважды - 31 января и 5 февраля. В нынешнем году подобные семинары проходили дважды — 15 мая и 10 октября. Хотелось бы отметить тот факт, что с 27 по 30 сентября 2012 г. я принимал участие в работе IV Всемирного Конгресса казаков в г. Новочеркасске.
Представляется интересным опыт взаимодействия разных структур при проведении Дня православной молодежи Григорополисской, Ставропольской и Невинномысской епархии. Ежегодно 15 февраля 2013 года проходит данный фестиваль православной молодежи «Сретенская свеча».
В работе семинаров принимают участие священнослужители, окормляющие казачьи общества Ставропольской и Невинномысской, Георгиевской и Прасковейской, Пятигорской и Черкесской, Владикавказской и Аланской и Махачкалинской епархий. На этих семинарах присутствуют также окружной атаман, казаки и казачки Терского казачьего войска, руководство районов, руководители и преподаватели общеобразовательных школ, воспитанники кадетских казачьих классов, представители Министерства образования Ставропольского края и другие представители власти.
В ходе работы семинаров, конференций, встреч были приняты обращения, заявления, резолюции, обобщая которые можно сказать, что сегодня, к сожалению, казачество, которое испокон веков было православным, ныне оторвано от православных корней и не спешит воцерковляться. К нашему огорчению, мы наблюдаем тенденции уклонения в язычество, сектантство, безбожие. Во избежание всех этих негативных явлений необходимо сохранить в типовых уставах те пункты, где говорится о православии, Русской Православной Церкви, православном священнослужителе.
Сегодня жизненно необходимо продолжать сотрудничество между казачьими обществами и благочиниями (приходами) Русской Православной Церкви, нужна разработка и целенаправленная реализация планов совместной работы по вопросам воцерковления и духовно-нравственного окормления казачества. Этого можно достичь через сотрудничество между образовательными учреждениями и приходами Русской Православной Церкви, казачьими округами по вопросам духовно-нравственного воспитания и образования.
Казачество – «это действительно опора государства, народной жизни, это сила, которая содействует сохранению веры православной» (говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Следует отметить, что Синодальный комитет разработал положение о Войсковом Священнике и Епархиальном Отделе по взаимодействию с казачеством. Также разработаны концепции традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, созданы Внутренний Устав казачьего общества и Устав православного кадета.
На всех семинарах, духовникам и казакам раздаются мониторинговые анкеты для оценки духовно-нравственного состояния казачьих обществ. Помимо анкет раздаются иконки святых, жизнеописания святых, епархиальная газета и прочие материалы.
Таким образом, складывается система миссионерской деятельности с казачеством, которая формирует условия для дальнейшего развития и совершенствования катехизации (воцерковления) казачества.
Главным условием для казаков должно стать естественное желание воцерковляться, познавать православную веру не на словах, а на деле. К этому должны быть готовы и духовники, атаманы, а также их помощники по религиозному просвещению и воспитанию. Соборность, взаимодействие, интеграция усилий способны, как мне кажется, изменить имеющийся настрой, переломить ситуацию.
Сегодня же данные мониторинга духовного состояния казачества, приведенные в докладе Митрополита Кирилла, свидетельствуют о следующем:
«Процент крещеных составляет 70, венчанных браков только 40 %. Прихожан церкви около 50 %, соблюдают посты полностью или частично – 26,5 % опрошенных. «Символ Веры» наизусть знают 14%, а «Отче наш» 57,3 % опрошенных. Исповедуются и причащаются совсем нечасто, соборуются и того меньше».
Эти печальные данные (причем сильно завышенные) свидетельствуют о низкой эффективности нашего окормления казачества
Вывод может быть здесь только один: нам нельзя успокаиваться и расслабляться, и нужно, не щадя живота своего, полагать души своя ради спасения казачества – вековой опоры Святого Православия на Руси.
Система работы по духовному окормлению и воцерковлению казачества начала складываться с того самого момента, когда Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл взял казачество под свой Первосвятительский омофор.
Данное событие произошло 14 октября, после богослужения в Вознесенском соборе г. Новочеркасска. Именно тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в выездном заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества, которое состоялось в Атаманском дворце Новочеркасска.
«Сознавая важность возрождения казачества, я принял решение взять под особое Патриаршее духовное руководство казачье сообщество России», — сказал тогда Святейший Патриарх.
В соответствии с этим судьбоносным для казачества решением, 5 марта 2010 г. был учрежден Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством во главе с Митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.
В своем первом интервью на посту председателя Комитета Владыка подчеркнул: «…назрели новые, более серьезные и масштабные вопросы, для решения которых и создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Наступил новый этап возрождения российского казачества, чему немало способствует поддержка со стороны государства. Создавая новое синодальное подразделение, Церковь отвечает на духовные и социальные запросы со стороны самого казачества».
Здесь же Владыка сказал и об основной сложности работы с казачеством, которая «проистекает из его разобщенности, главной причиной которой является гордыня и заносчивость, нежелание прислушаться к голосу Церкви, решать конфликты мирным путем».
Системообразующая деятельность Синодального комитета по взаимодействию с казачеством началась с хорошо продуманной и методически оформленной, серьезной, целенаправленной работы по осуществлению его воцерковления.
Если до этого окормление казачества сводилось к присутствию духовника на круге, Совете атаманов, иных мероприятиях с чтением молитвы в начале и при окончании мероприятия, то с самого начала работе Синодального комитета открылись новые, реальные возможности и перспективы духовного водительства российским, в т.ч. и Терским казачеством.
Говоря об этом, имеется ввиду прежде всего привлечение войскового священника к участию в заседаниях Совета при Президенте РФ по делам казачества. Состоявшийся 25-26 мая 2010 г. в Омске Совет казачества можно назвать той отправной точкой, которая и послужила началом плодотворной работы.
Тогда в Омске прошла первая встреча председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла с войсковыми священниками. Для них, в эти же дни, состоялся первый семинар.
Владыка сообщил о структуре Синодального комитета, о направлениях его деятельности, о Профильной комиссии, а главное – мы приобрели методические материалы по духовно-просветительской работе в казачьих обществах.
Запомнились слова, произнесенные Владыкой в ходе встречи, которые стали девизом для каждого войскового священника: «Прошел период становления казачества, теперь же священник должен быть готов к своему служению, гореть им».
Важным условием эффективности взаимодействия с казачеством, его воцерковления является целенаправленная духовно-просветительская деятельность, которую можно назвать миссионерской или катехизаторской для казачьих обществ, атаманов и казаков, в теснейшем взаимодействии с их духовниками и административным руководством территорий, где они располагаются.
По благословению Владыки Кирилла, главной площадкой такой деятельности стали семинары духовников (как войсковые, так и региональные). Формат проведения таких семинаров зависит от возможностей и особенностей места их проведения: от научно-практических конференций, методических семинаров, исторических докладов, практикумов, до презентаций, обобщения опыта работы, просмотра концертов, экскурсий на предприятиях.
Став участниками этих семинаров, духовенство своим личным примером вдохновляет казаков, мирян, специалистов, проанализировать свою деятельность, уровень своей воцерковленности, готовности вместе с Православной Церковью, а значит, со Христом взять на себя эту труднейшую миссию возрождения, сохранения и развития казачества на Ставрополье. География городов, где проходили семинары, достаточно внушительная: село Русское, Курского района Ставропольского края, г. Ставрополь, г. Пятигорск, г. Владикавказ (Республика Северная Осетия-Алания), село Покойное, Буденновского района, Ставропольского края, село Дивное, Апансенковского района, Ставропольского края, г. Буденновск, г. Зеленокумск, Ставропольского края.
В 2011 году ключевые семинары прошли 14 июля, 15 декабря, 16 декабря, 20 декабря, 27 декабря. Уже в 2012 году они прошли дважды - 31 января и 5 февраля. В нынешнем году подобные семинары проходили дважды — 15 мая и 10 октября. Хотелось бы отметить тот факт, что с 27 по 30 сентября 2012 г. я принимал участие в работе IV Всемирного Конгресса казаков в г. Новочеркасске.
Представляется интересным опыт взаимодействия разных структур при проведении Дня православной молодежи Григорополисской, Ставропольской и Невинномысской епархии. Ежегодно 15 февраля 2013 года проходит данный фестиваль православной молодежи «Сретенская свеча».
В работе семинаров принимают участие священнослужители, окормляющие казачьи общества Ставропольской и Невинномысской, Георгиевской и Прасковейской, Пятигорской и Черкесской, Владикавказской и Аланской и Махачкалинской епархий. На этих семинарах присутствуют также окружной атаман, казаки и казачки Терского казачьего войска, руководство районов, руководители и преподаватели общеобразовательных школ, воспитанники кадетских казачьих классов, представители Министерства образования Ставропольского края и другие представители власти.
В ходе работы семинаров, конференций, встреч были приняты обращения, заявления, резолюции, обобщая которые можно сказать, что сегодня, к сожалению, казачество, которое испокон веков было православным, ныне оторвано от православных корней и не спешит воцерковляться. К нашему огорчению, мы наблюдаем тенденции уклонения в язычество, сектантство, безбожие. Во избежание всех этих негативных явлений необходимо сохранить в типовых уставах те пункты, где говорится о православии, Русской Православной Церкви, православном священнослужителе.
Сегодня жизненно необходимо продолжать сотрудничество между казачьими обществами и благочиниями (приходами) Русской Православной Церкви, нужна разработка и целенаправленная реализация планов совместной работы по вопросам воцерковления и духовно-нравственного окормления казачества. Этого можно достичь через сотрудничество между образовательными учреждениями и приходами Русской Православной Церкви, казачьими округами по вопросам духовно-нравственного воспитания и образования.
Казачество – «это действительно опора государства, народной жизни, это сила, которая содействует сохранению веры православной» (говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Следует отметить, что Синодальный комитет разработал положение о Войсковом Священнике и Епархиальном Отделе по взаимодействию с казачеством. Также разработаны концепции традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, созданы Внутренний Устав казачьего общества и Устав православного кадета.
На всех семинарах, духовникам и казакам раздаются мониторинговые анкеты для оценки духовно-нравственного состояния казачьих обществ. Помимо анкет раздаются иконки святых, жизнеописания святых, епархиальная газета и прочие материалы.
Таким образом, складывается система миссионерской деятельности с казачеством, которая формирует условия для дальнейшего развития и совершенствования катехизации (воцерковления) казачества.
Главным условием для казаков должно стать естественное желание воцерковляться, познавать православную веру не на словах, а на деле. К этому должны быть готовы и духовники, атаманы, а также их помощники по религиозному просвещению и воспитанию. Соборность, взаимодействие, интеграция усилий способны, как мне кажется, изменить имеющийся настрой, переломить ситуацию.
Сегодня же данные мониторинга духовного состояния казачества, приведенные в докладе Митрополита Кирилла, свидетельствуют о следующем:
«Процент крещеных составляет 70, венчанных браков только 40 %. Прихожан церкви около 50 %, соблюдают посты полностью или частично – 26,5 % опрошенных. «Символ Веры» наизусть знают 14%, а «Отче наш» 57,3 % опрошенных. Исповедуются и причащаются совсем нечасто, соборуются и того меньше».
Эти печальные данные (причем сильно завышенные) свидетельствуют о низкой эффективности нашего окормления казачества
Вывод может быть здесь только один: нам нельзя успокаиваться и расслабляться, и нужно, не щадя живота своего, полагать души своя ради спасения казачества – вековой опоры Святого Православия на Руси.
Протоиерей Павел Самойленко
Войсковой священник Терского войскового казачьего общества
Источник.
Похожие темы
» «Уцелевших после тотального уничтожения казаков оторвали от культурных корней, разбросали по всей стране»
» Значение православных икон
» Воспитание "настоящих православных казаков" в Белоруссии: интервью
» Казаки Татарстана взялись за охрану православных церквей
» Заявление Президиума ЦДУМ России в связи с поджогом православных храмов в Республике Татарстан
» Значение православных икон
» Воспитание "настоящих православных казаков" в Белоруссии: интервью
» Казаки Татарстана взялись за охрану православных церквей
» Заявление Президиума ЦДУМ России в связи с поджогом православных храмов в Республике Татарстан
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения