«Казак — это глубоко верующий православный христианин»
Страница 1 из 1
«Казак — это глубоко верующий православный христианин»
Духовник Терского казачьего войска Павел Самойленко рассказал КАВПОЛИТУ о вере государевых людей
Источник.
На Страстной седмице отец Павел Самойленко, настоятель храма Святого великомученика и Целителя Пантелеимона города Ставрополя и войсковой священник Терского казачьего войска, занят как никогда. Приближается самый великий православный праздник – Пасха. Ежедневно проходят литургии, на которых вспоминают последние дни Сына Божьего Иисуса Христа. Казаков в храме немного, сожалеет протоиерей, на плечи которого возложена задача по воцерковлению терских казаков.
- Как вы стали духовником Терского войска? У вас есть казачьи корни?
- Я потомственный терский казак. Все мои предки по линии покойного родителя — это терские казаки из станицы Георгиевской Ставропольского края, что рядом с Георгиевском. Если вы туда зайдете на кладбище, то увидите все пять поколений со дня основания станицы, лежащих там.
- Вы сами просились на эту должность?
- Нет, я не просился быть войсковым священником. В 90-м году, с момента возрождения казачества, я был секретарем покойного митрополита Гедеона и по его благословению всегда принимал участие во всех казачьих мероприятиях. А войсковым священником я стал по просьбе войскового атамана Василия Павловича Бондарева, который обратился к митрополиту Гедеону.
- До вас был духовник у терского казачества?
- Тогда было линейное Терское войско, и у него был духовник. Сейчас у всех 11 казачьих войск России есть свои духовники. Причем это и войсковой священник, и отдельский, и окружной, и хуторской священник. Всего 1000 духовников в казачьих войсках России.
- Что входит в их обязанности?
- Духовное кормление, воцерковление казачества. Возвращение его к родным корням, к православию – это первая и важнейшая обязанность казачьего духовника.
- О воцерковлении сейчас часто говорят на семинарах духовников. А как идет этот процесс? Ведь казаки – народ вольнолюбивый.
- Со времен Петра Первого никакой казачьей вольницы не было. Еще Екатерина Вторая уничтожила Запорожскую сечь. А со времен Петра Первого казаки стали государевыми людьми, служивыми. У казачества был своеобразный уклад жизни. Ведь его основная задача — защита рубежей России. Это накладывало отпечаток на жизнь, на быт. Казаки всегда зорко и строго стояли на страже православия и блюли православные традиции. Казак – это глубоко верующий православный христианин. Сегодня воцерковление идет не просто, учитывая более 70 лет расказачивания, обезбоживания.
- Я пока таких не встречал за время своего духовничества. И это было не так однозначно, как пишут некоторые авторы. Старообрядчество имело место в истории, но на сегодняшний день речь идет только о современном православии в казачестве.
- Вы как-то говорили о том, что в казачью среду пытаются внести раскол родноверы, которых вы называете язычниками. А они утверждают, что до революции в Терском казачьем войске было пять конфессий.
- Родноверы – это вообще не казаки. Казак – это православный христианин. Православие – это стержень казачества, о чем еще Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на первом съезде духовников, который прошел 5 декабря 2013 года в Москве, сказал очень точно: «У казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет православия без Церкви».
- Такие моменты в истории России были. Они были приписными казаками. Это было связано с военными действиями и с условиями Первой мировой войны. В прошлом году наш владыка — глава синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — был в станице Слепцовской. Там было объявлено о создании Терско-сунженского казачьего округа, в составе которого пожелали быть ингуши-мусульмане. Сейчас этот вопрос изучается.
- Недавно терцы ездили в Крым помогать братьям-казакам в самообороне. Вы благословляли их?
- Нет, ко мне они не обращались. Я узнал об этом, когда они уже поехали туда.
- А что на Пасху должны делать казаки?
- Как всякий православный христианин, казак должен быть в Храме, участвовать в пасхальных богослужениях, в Крестном ходе, а не ходить вокруг храма, покуривая сигары. Истово молиться и прославлять воскресшего Христа-Жизнодавца.
- В моем храме – немного. Во-первых, они ходят в разные храмы. Во-вторых, как я уже говорил, – это следствие обезбоживания и расказачивания, особенно в годы, когда был объявлен геноцид казачества вплоть до поголовного его истребления.
- Спасибо большое, что нашли для нас время в предпасхальные дни. Поздравляем вас с наступающим праздником.
- Да, спасибо, также и вас с наступающим Великим четвергом!
- Как вы стали духовником Терского войска? У вас есть казачьи корни?
- Я потомственный терский казак. Все мои предки по линии покойного родителя — это терские казаки из станицы Георгиевской Ставропольского края, что рядом с Георгиевском. Если вы туда зайдете на кладбище, то увидите все пять поколений со дня основания станицы, лежащих там.
- Вы сами просились на эту должность?
- Нет, я не просился быть войсковым священником. В 90-м году, с момента возрождения казачества, я был секретарем покойного митрополита Гедеона и по его благословению всегда принимал участие во всех казачьих мероприятиях. А войсковым священником я стал по просьбе войскового атамана Василия Павловича Бондарева, который обратился к митрополиту Гедеону.
- До вас был духовник у терского казачества?
- Тогда было линейное Терское войско, и у него был духовник. Сейчас у всех 11 казачьих войск России есть свои духовники. Причем это и войсковой священник, и отдельский, и окружной, и хуторской священник. Всего 1000 духовников в казачьих войсках России.
- Что входит в их обязанности?
- Духовное кормление, воцерковление казачества. Возвращение его к родным корням, к православию – это первая и важнейшая обязанность казачьего духовника.
- О воцерковлении сейчас часто говорят на семинарах духовников. А как идет этот процесс? Ведь казаки – народ вольнолюбивый.
- Со времен Петра Первого никакой казачьей вольницы не было. Еще Екатерина Вторая уничтожила Запорожскую сечь. А со времен Петра Первого казаки стали государевыми людьми, служивыми. У казачества был своеобразный уклад жизни. Ведь его основная задача — защита рубежей России. Это накладывало отпечаток на жизнь, на быт. Казаки всегда зорко и строго стояли на страже православия и блюли православные традиции. Казак – это глубоко верующий православный христианин. Сегодня воцерковление идет не просто, учитывая более 70 лет расказачивания, обезбоживания.
- Если почитать литературу о казачестве, того же Льва Толстого или ставропольского автора Андрея Губина, то они упоминают, что в казачьих станицах было много старообрядцев. Сейчас они где-то есть среди казаков?Казаки всегда зорко и строго стояли на страже православия и блюли православные традиции. Казак - это глубоко верующий православный христианин. Сегодня воцерковление идет не просто, учитывая более 70 лет расказачивания, обезбоживания
- Я пока таких не встречал за время своего духовничества. И это было не так однозначно, как пишут некоторые авторы. Старообрядчество имело место в истории, но на сегодняшний день речь идет только о современном православии в казачестве.
- Вы как-то говорили о том, что в казачью среду пытаются внести раскол родноверы, которых вы называете язычниками. А они утверждают, что до революции в Терском казачьем войске было пять конфессий.
- Родноверы – это вообще не казаки. Казак – это православный христианин. Православие – это стержень казачества, о чем еще Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на первом съезде духовников, который прошел 5 декабря 2013 года в Москве, сказал очень точно: «У казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет православия без Церкви».
- А исповедующие ислам ингуши? Они говорят: «У нас предки служили в казачестве, и мы тоже казаки».У казачества был своеобразный уклад жизни. Ведь его основная задача — защита рубежей России
- Такие моменты в истории России были. Они были приписными казаками. Это было связано с военными действиями и с условиями Первой мировой войны. В прошлом году наш владыка — глава синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — был в станице Слепцовской. Там было объявлено о создании Терско-сунженского казачьего округа, в составе которого пожелали быть ингуши-мусульмане. Сейчас этот вопрос изучается.
- Недавно терцы ездили в Крым помогать братьям-казакам в самообороне. Вы благословляли их?
- Нет, ко мне они не обращались. Я узнал об этом, когда они уже поехали туда.
- А что на Пасху должны делать казаки?
- Как всякий православный христианин, казак должен быть в Храме, участвовать в пасхальных богослужениях, в Крестном ходе, а не ходить вокруг храма, покуривая сигары. Истово молиться и прославлять воскресшего Христа-Жизнодавца.
- Много казаков ходит в храм?Как всякий православный христианин, казак должен быть в Храме, участвовать в пасхальных богослужениях, в Крестном ходе, а не ходить вокруг храма, покуривая сигары
- В моем храме – немного. Во-первых, они ходят в разные храмы. Во-вторых, как я уже говорил, – это следствие обезбоживания и расказачивания, особенно в годы, когда был объявлен геноцид казачества вплоть до поголовного его истребления.
- Спасибо большое, что нашли для нас время в предпасхальные дни. Поздравляем вас с наступающим праздником.
- Да, спасибо, также и вас с наступающим Великим четвергом!
Источник.
Похожие темы
» Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский: «Я глубоко сомневаюсь, что если казакам дать в руки оружие и посадить на коней, то порядок восстановится»
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак — он и в Америке казак
» Казак без песни — не казак
» Казак без веры - не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак — он и в Америке казак
» Казак без песни — не казак
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения