Казак армянину не враг
Страница 1 из 1
Казак армянину не враг
Армянское казачество имеет длительную историю и способствует сближению Армении с Россией
Источник.
О казаках в Армении мало что известно. Но, несмотря на неизвестность, роль казаков Армении является весьма важной, в том числе, в укреплении отношений между Арменией и Российской Федерацией, так как казаки являются, пожалуй, уже неотъемлемым субэтносом как России, так и Армении. Подробности – в материале Заура Караева.
По армянским тропам казачьей истории
Казаки в Армении появились примерно так же, как и во всех остальных районах Северного и Южного Кавказа. Всё определялось воинской службой казаков отечеству.
Считается, что первые отряды казаков появились на территориях Армении еще во времена Петра Первого, который использовал их для боевых действий во время своего Каспийского похода. После завершения этой операции некоторые казаки осели на землях современной Армении.
Массово казаки стали появляться в Ереванской губернии в последние годы правления Александра Первого и в течение почти всего времени правления его младшего брата Николая Первого. Причин для этого было множество: это и осуществление плана по укреплению российского влияния на Южном и Северном Кавказе в период так называемой Кавказской войны, и российско-персидская война 1826-1828 гг., и война с Османской империей 1828-1829 гг., и Крымская война.
Последняя из перечисленных войн была наиболее масштабной и требовала наибольшего количества ресурсов, в том числе и людских. Учитывая, что казаки жили близко к местам боевых действий (Кубань, Дон и так далее), они активно включились в бои. После окончания войны многие казаки осели в климатически благоприятных районах Закавказья: в Армении, Азербайджане и Грузии.
Изначально много казаков селилось в российских селах Ереванской губернии, но по истечении некоторого времени казаки стали организовывать свои станицы. Основными местами их расселения были поселки Новопокровка и Гергеры Русские (позднее поселок был преименован в село Пушкино), села Привольное и Новоалександровка. В Восточной Армении примерно сотня казаков основала станицу Николаевка.
После присоединения Закавказья Российская империя нуждалась в том, чтобы надежно обезопасить свои границы от иностранных посягательств и набегов кочевых воинствующих общин. Для этого, в основном, и привлекались казаки. Вдоль границы был сооружен ряд постов, поселков и станиц.
После крестьянской реформы Александра Второго 1861 года множество освободившихся крестьян из более суровых районов направились на еще не освоенную русским плугом кавказскую землю. Те же из них, кто желал поселиться близ казачьих общин или в станицах, были обязаны по настоянию атаманов вступать в ряды казачьего войска, а казаки, в свою очередь, обязывались выступать защитниками имущества и жизней новоприбывших.
Казачья дивизия в Ереване
Новая волна казачьего переселения на армянские земли пришлась на период русско-турецкой войны 1877-1878. Основными переселенцами в это время были терские и донские казаки. И опять их основной целью было обеспечение безопасности мирного населения и границ.
После войны, в период активного заселения Карсской области подданными Российской империи большими группами туда направились и казаки. Располагались казачьи гарнизоны и ставки либо в селениях русских переселенцев (в том числе молокан), либо рядом с таковыми. Это, например, Михайловка, Хорошее, Гренадерское и Ольговка.
В итоге, количество казаков в третьей четверти 19 века стало настолько внушительным, что имперское правительство решило создать 2-ю Кавказскую казачью дивизию, штаб которой располагался в Ереване. Формировалась же эта дивизия из казаков, прибывших с кубанских, донских и прочих близлежащих земель. В частности, в состав дивизии входили 1-ый Полтавский конный казачий полк атамана Сидора Белого, Уманский казачий полк, 2-ой казачий пластунский батальон, 1-ая Кубанская казачья батарея и 1-ый Ейский конный казачий полк.
Во время своего длительного пребывания на территории Армении многие казаки становились местными жителями, а многие даже вступали в смешанные браки. В то же время казачье войско Армении пополнялось за счет местного населения, армян. В этом плане, пожалуй, самым прославленным примером является Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, который имел армянское происхождение и при этом командовал Терским казачьим войском.
По данным «Военно-исторического журнала», в метрической книге ереванского собора было много записей, фиксирующих факт совместных браков казаков и армян, что говорит о пополнении рядов казаков детьми полуармянского происхождения.
Количественный пик присутствия казаков в Армении пришелся на период Первой мировой войны. В тот момент, согласно данным «Военно-исторического журнала», практически все казачьи формирования отправили в Закавказье своих воинов. Приводятся данные, что только Кубанское казачье войско предоставило в зону боевых действий 11 полных дивизий, корпус кубанских пластунов, 5 конно-артиллерийских батарей, а Терское казачье войско прислало несколько полков и батарей. К этим формированиям, по данным экспертов журнала, примыкали казаки, рожденные уже в Армении, которых условно называют «карсские» казаки.
Много казаков, погибших во время Первой мировой войны, было похоронено на армянских кладбищах в разных селениях. Например, в таких, как Пинадуз и Башкей. По приблизительным данным в то время количество казаков, находившихся в Армении, приближалось к пятидесяти тысячам человек.
Причиной исчезновения казаков с земель Армении служит начало Гражданской войны в России. Почти все казачье население переселилось на Северный Кавказ, где принимало участие в боевых действия на стороне Антона Ивановича Деникина.
Возрождение после долгого затмения
После исчезновения казаков с армянских земель о них здесь не упоминалось практически до самого конца девяностых годов прошлого века. По данным газеты армянской общины Ростова-на-Дону «Нахичевань-на-Дону», в 1997 году в Армении было не более пятисот казаков, которые не были объединены в одну общину. Но и при таком малом количестве в казаках числились люди армянского происхождения. Так, в селе Привольное (на 1997 год – 125 казаков) куренным атаманом был Арутюнян, а в городе Ванадзор (на 1997 год – 35 казаков) – Агаханян.
По сути, первой официально зарегистрированной в Армении казачьей организацией, которая существует и по сей день, является Международное армяно-казачье объединение дружбы и сотрудничества имени Михаила Лорис-Меликова (МАКО ДС). Оно было зарегистрировано 21 июня 1999 года.
Помимо него функционирует организация под названием Совместное объединение армянских казачьих сил (СОАКС). Эти организации являются наиболее влиятельными казачьими объединениями в Армении (в данном случае речь не идет о совместных российско-армянских казачьих общинах, таких, как Армяно-российское казачье объединение и прочие).
Та же газета «Нахичевань-на-Дону» приводит данные, что в 2009 году в составе только МАКО ДС было более четырех тысяч именно потомственных казаков, и в их числе - семьсот потомственных казаков армянского происхождения. Число же новоиспеченных казаков в составе МАКО ДС с каждым годом возрастает примерно на пятьсот человек. Так же МАКО ДС принимает активное участие в жизни казачества и армянского народа в целом. Верховным атаманом МАКО ДС является казачий генерал-полковник Карапет Задоян.
СОАКС несколько малочисленнее, но, тем не менее, имеет очень много перспектив, в том числе и политических. СОАКС поддерживает близкие отношения со всем российским казачеством, а также с армянскими диаспорами. Помимо этого, по словам верховного атамана организации генерал-лейтенанта Нвера Суреновича Торосяна, СОАКС имеет постоянные связи с администрациями различных населенных пунктов, где имеется представительство этой организации.
Результатами активной деятельности казачьих организаций Армении, осуществлённой при содействии российского казачества, можно назвать возведение 9 октября 2005 года в Ереване «Памятника Казаку» (именуемого также памятником «От благодарного армянского народа»), открытие казачьей заставы «Анипемза» 30 декабря 2008 года на территории Ленинаканского погранотряда.
Весьма примечателен и тот факт, что на пышно отпразднованной тринадцатой годовщине МАКО ДС в прошлом году присутствовали и принимали участие экс-мэр города Гюмри Вардан Гукасян, а также управляющий делами генерального консульства РФ в городе Гюмри Евгений Плотников.
Помимо этого, совсем недавно в начале февраля 2013 года прошла встреча представителей МАКО ДС с действующим мэром Гюмри Самвелом Баласаняном. Подобные встречи проводились и ранее: все они были направлены на реализацию казачьих проектов. В данном случае с мэрией Гюмри обсуждался проект по восстановлению исторического комплекса «Казачий пост». В случае окончательной реализации этого проекта в Армении будет восстановлен православный храм Святителя Арсения Сербского, а также появятся Армяно-Российский центр духовной культуры и Казачий кадетский корпус.
Необходимо также отметить активное участие армянских казаков в жизни мирового казачества. Так, например, на четвертом Всемирном конгрессе казаков, прошедшем в Ростовской области, присутствовала внушительная делегация казаков СОАКС. В ходе четырехдневного мероприятия представители СОАКС передали собственный труд о донских, кубанских и других казаках-героях, что символично свидетельствует о взаимном интересе и взаимной поддержке всех казачьих общин.
Армянские школьницы поют русский гимн
Пожалуй, в первую очередь, роль казаков Армении стоит рассматривать как один из важных факторов укрепления отношений России и Армении на масштабном социальном уровне.
О дружбе казаков и армян в свое время писал российский историк Стрелянов Павел Николаевич. В своей книге «Одиссея казачьего офицера» он пишет следующее: «Благодарственный Богу молебен и парад войскам был назначен на 8 мая. Полки выстроились в пешем строю, здесь же горские артиллеристы и армянские дружины. Вел церковную службу священник 1 -го Таманского полка Павел Успенский, начавший службу в полку с 1891 года. Служба окончена, офицеры стали подходить к кресту.
И тут раздалось вызвавшее удивление и восхищение ангельское пение русского гимна «Славься» ученицами армянских школ под управлением своего регента. Все офицеры во главе с Николаевым невольно остановились и повернули головы в их сторону. Это был трогательный сюрприз русским воинам».
О степени же благодарности и признания армянского народа можно судить по надписи на историческом обелиске, находящемся над братской казачьей могилой недалеко от города Ванадзор: «Здесь покоятся 120 казаков, отдавших жизнь в боях за освобождение армянской земли от персидского ига».
По армянским тропам казачьей истории
Казаки в Армении появились примерно так же, как и во всех остальных районах Северного и Южного Кавказа. Всё определялось воинской службой казаков отечеству.
Считается, что первые отряды казаков появились на территориях Армении еще во времена Петра Первого, который использовал их для боевых действий во время своего Каспийского похода. После завершения этой операции некоторые казаки осели на землях современной Армении.
Массово казаки стали появляться в Ереванской губернии в последние годы правления Александра Первого и в течение почти всего времени правления его младшего брата Николая Первого. Причин для этого было множество: это и осуществление плана по укреплению российского влияния на Южном и Северном Кавказе в период так называемой Кавказской войны, и российско-персидская война 1826-1828 гг., и война с Османской империей 1828-1829 гг., и Крымская война.
Последняя из перечисленных войн была наиболее масштабной и требовала наибольшего количества ресурсов, в том числе и людских. Учитывая, что казаки жили близко к местам боевых действий (Кубань, Дон и так далее), они активно включились в бои. После окончания войны многие казаки осели в климатически благоприятных районах Закавказья: в Армении, Азербайджане и Грузии.
Изначально много казаков селилось в российских селах Ереванской губернии, но по истечении некоторого времени казаки стали организовывать свои станицы. Основными местами их расселения были поселки Новопокровка и Гергеры Русские (позднее поселок был преименован в село Пушкино), села Привольное и Новоалександровка. В Восточной Армении примерно сотня казаков основала станицу Николаевка.
После присоединения Закавказья Российская империя нуждалась в том, чтобы надежно обезопасить свои границы от иностранных посягательств и набегов кочевых воинствующих общин. Для этого, в основном, и привлекались казаки. Вдоль границы был сооружен ряд постов, поселков и станиц.
После крестьянской реформы Александра Второго 1861 года множество освободившихся крестьян из более суровых районов направились на еще не освоенную русским плугом кавказскую землю. Те же из них, кто желал поселиться близ казачьих общин или в станицах, были обязаны по настоянию атаманов вступать в ряды казачьего войска, а казаки, в свою очередь, обязывались выступать защитниками имущества и жизней новоприбывших.
Казачья дивизия в Ереване
Новая волна казачьего переселения на армянские земли пришлась на период русско-турецкой войны 1877-1878. Основными переселенцами в это время были терские и донские казаки. И опять их основной целью было обеспечение безопасности мирного населения и границ.
После войны, в период активного заселения Карсской области подданными Российской империи большими группами туда направились и казаки. Располагались казачьи гарнизоны и ставки либо в селениях русских переселенцев (в том числе молокан), либо рядом с таковыми. Это, например, Михайловка, Хорошее, Гренадерское и Ольговка.
В итоге, количество казаков в третьей четверти 19 века стало настолько внушительным, что имперское правительство решило создать 2-ю Кавказскую казачью дивизию, штаб которой располагался в Ереване. Формировалась же эта дивизия из казаков, прибывших с кубанских, донских и прочих близлежащих земель. В частности, в состав дивизии входили 1-ый Полтавский конный казачий полк атамана Сидора Белого, Уманский казачий полк, 2-ой казачий пластунский батальон, 1-ая Кубанская казачья батарея и 1-ый Ейский конный казачий полк.
Во время своего длительного пребывания на территории Армении многие казаки становились местными жителями, а многие даже вступали в смешанные браки. В то же время казачье войско Армении пополнялось за счет местного населения, армян. В этом плане, пожалуй, самым прославленным примером является Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, который имел армянское происхождение и при этом командовал Терским казачьим войском.
По данным «Военно-исторического журнала», в метрической книге ереванского собора было много записей, фиксирующих факт совместных браков казаков и армян, что говорит о пополнении рядов казаков детьми полуармянского происхождения.
Количественный пик присутствия казаков в Армении пришелся на период Первой мировой войны. В тот момент, согласно данным «Военно-исторического журнала», практически все казачьи формирования отправили в Закавказье своих воинов. Приводятся данные, что только Кубанское казачье войско предоставило в зону боевых действий 11 полных дивизий, корпус кубанских пластунов, 5 конно-артиллерийских батарей, а Терское казачье войско прислало несколько полков и батарей. К этим формированиям, по данным экспертов журнала, примыкали казаки, рожденные уже в Армении, которых условно называют «карсские» казаки.
Много казаков, погибших во время Первой мировой войны, было похоронено на армянских кладбищах в разных селениях. Например, в таких, как Пинадуз и Башкей. По приблизительным данным в то время количество казаков, находившихся в Армении, приближалось к пятидесяти тысячам человек.
Причиной исчезновения казаков с земель Армении служит начало Гражданской войны в России. Почти все казачье население переселилось на Северный Кавказ, где принимало участие в боевых действия на стороне Антона Ивановича Деникина.
Возрождение после долгого затмения
После исчезновения казаков с армянских земель о них здесь не упоминалось практически до самого конца девяностых годов прошлого века. По данным газеты армянской общины Ростова-на-Дону «Нахичевань-на-Дону», в 1997 году в Армении было не более пятисот казаков, которые не были объединены в одну общину. Но и при таком малом количестве в казаках числились люди армянского происхождения. Так, в селе Привольное (на 1997 год – 125 казаков) куренным атаманом был Арутюнян, а в городе Ванадзор (на 1997 год – 35 казаков) – Агаханян.
По сути, первой официально зарегистрированной в Армении казачьей организацией, которая существует и по сей день, является Международное армяно-казачье объединение дружбы и сотрудничества имени Михаила Лорис-Меликова (МАКО ДС). Оно было зарегистрировано 21 июня 1999 года.
Помимо него функционирует организация под названием Совместное объединение армянских казачьих сил (СОАКС). Эти организации являются наиболее влиятельными казачьими объединениями в Армении (в данном случае речь не идет о совместных российско-армянских казачьих общинах, таких, как Армяно-российское казачье объединение и прочие).
Та же газета «Нахичевань-на-Дону» приводит данные, что в 2009 году в составе только МАКО ДС было более четырех тысяч именно потомственных казаков, и в их числе - семьсот потомственных казаков армянского происхождения. Число же новоиспеченных казаков в составе МАКО ДС с каждым годом возрастает примерно на пятьсот человек. Так же МАКО ДС принимает активное участие в жизни казачества и армянского народа в целом. Верховным атаманом МАКО ДС является казачий генерал-полковник Карапет Задоян.
СОАКС несколько малочисленнее, но, тем не менее, имеет очень много перспектив, в том числе и политических. СОАКС поддерживает близкие отношения со всем российским казачеством, а также с армянскими диаспорами. Помимо этого, по словам верховного атамана организации генерал-лейтенанта Нвера Суреновича Торосяна, СОАКС имеет постоянные связи с администрациями различных населенных пунктов, где имеется представительство этой организации.
Результатами активной деятельности казачьих организаций Армении, осуществлённой при содействии российского казачества, можно назвать возведение 9 октября 2005 года в Ереване «Памятника Казаку» (именуемого также памятником «От благодарного армянского народа»), открытие казачьей заставы «Анипемза» 30 декабря 2008 года на территории Ленинаканского погранотряда.
Весьма примечателен и тот факт, что на пышно отпразднованной тринадцатой годовщине МАКО ДС в прошлом году присутствовали и принимали участие экс-мэр города Гюмри Вардан Гукасян, а также управляющий делами генерального консульства РФ в городе Гюмри Евгений Плотников.
Помимо этого, совсем недавно в начале февраля 2013 года прошла встреча представителей МАКО ДС с действующим мэром Гюмри Самвелом Баласаняном. Подобные встречи проводились и ранее: все они были направлены на реализацию казачьих проектов. В данном случае с мэрией Гюмри обсуждался проект по восстановлению исторического комплекса «Казачий пост». В случае окончательной реализации этого проекта в Армении будет восстановлен православный храм Святителя Арсения Сербского, а также появятся Армяно-Российский центр духовной культуры и Казачий кадетский корпус.
Необходимо также отметить активное участие армянских казаков в жизни мирового казачества. Так, например, на четвертом Всемирном конгрессе казаков, прошедшем в Ростовской области, присутствовала внушительная делегация казаков СОАКС. В ходе четырехдневного мероприятия представители СОАКС передали собственный труд о донских, кубанских и других казаках-героях, что символично свидетельствует о взаимном интересе и взаимной поддержке всех казачьих общин.
Армянские школьницы поют русский гимн
Пожалуй, в первую очередь, роль казаков Армении стоит рассматривать как один из важных факторов укрепления отношений России и Армении на масштабном социальном уровне.
О дружбе казаков и армян в свое время писал российский историк Стрелянов Павел Николаевич. В своей книге «Одиссея казачьего офицера» он пишет следующее: «Благодарственный Богу молебен и парад войскам был назначен на 8 мая. Полки выстроились в пешем строю, здесь же горские артиллеристы и армянские дружины. Вел церковную службу священник 1 -го Таманского полка Павел Успенский, начавший службу в полку с 1891 года. Служба окончена, офицеры стали подходить к кресту.
И тут раздалось вызвавшее удивление и восхищение ангельское пение русского гимна «Славься» ученицами армянских школ под управлением своего регента. Все офицеры во главе с Николаевым невольно остановились и повернули головы в их сторону. Это был трогательный сюрприз русским воинам».
О степени же благодарности и признания армянского народа можно судить по надписи на историческом обелиске, находящемся над братской казачьей могилой недалеко от города Ванадзор: «Здесь покоятся 120 казаков, отдавших жизнь в боях за освобождение армянской земли от персидского ига».
Источник.
Похожие темы
» Казак без веры - не казак
» Казак — он и в Америке казак
» Казак без песни — не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак — он и в Америке казак
» Казак без песни — не казак
» Казак без веры — не казак
» Казак без веры — не казак
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения