Современный Кавказ в объективе польского «Прометеизма»
Страница 1 из 1
Современный Кавказ в объективе польского «Прометеизма»
На конец 1980-х пришёлся период возрождения прометейских традиций польской геополитики. В качестве ретранслятора и охранителя этих традиций выступила польская эмиграция в странах Запада, прежде всего, Великобритании, Франции и Соединённых Штатов. В Лондоне на ниве прометеизма подвизался геополитик и публицист Юлиуш Мерошевский, близкий друг знаменитого Ежи Гедройца – редактора известного парижского польского эмигрантского журнала «Культура», своеобразного рупора прометейской идеологии.
Казалось бы, с крушением СССР «прометеевцы» могли бы считать свою миссию выполненной: грозный восточный сосед рассыпался на куски; воплотилась в жизнь знаменитая формула Ю. Мерошевского ULB (Украина – Литва – Белоруссия), в соответствии с которой де-юре независимые Киев, Вильнюс и Минск суть первейшим условием безопасности польского государства; кардинально изменился геополитический ландшафт Средней Азии и Закавказья. Но оказалось, что польский прометеизм не имеет чётких хронологических рамок, и после самоубийства СССР «прометеевцы» своей целью определили Россию, активно используя идеологему о порабощении русскими иных народов Российской Федерации.
Особое внимание уделялось Кавказу, благо, что сама история давала некоторые примеры польско-кавказского союза против России, начиная с XIX в. Намеренно игнорировались положительные факты из истории русско-кавказских отношений. Например, неучастие будто бы «порабощённых» ингушей в Кавказской войне, сотрудничество части чеченского и дагестанского общества с русской администрацией, участие благородных черкесских родов в российской политике, и т.д. Выпячивались конфликты и неурядицы между русскими и кавказцами, а провоцирование польскими агентами кавказско-русских противоречий преподносилось как благородная миссия.
Поскольку соперником России на кавказском направлении была Османская империя, значительно увеличился тираж публикаций, посвящённых Польскому легиону в Турции (Legion Polski w Turcji) – немногочисленному соединению польских добровольцев (не более 200-300 чел.), воевавших на стороне Турции в русско-турецкую войну 1877-1878 гг., которая, как известно, велась и на Кавказе. Легион состоял из европейского и азиатского отрядов. Европейский отряд состоял из 65 бойцов, и участвовал в боях на Балканах, а азиатский воевал на Кавказе.
Тогда на службе у турок оказались известные польские повстанцы Мариан Лангевич (Ланги-бей), Теофил Лапинский (Теффик-бей), Владислав Костельский (Сефер-паша), Константин Божецкий (после принятие ислама – Мустафа Джелаледдин-паша, прадед турецкого поэта-коммуниста Назима Хикмета, похороненного в Москве!). Они не были первопроходцами, т.к. формированием польского легиона в Турции занимался ещё национальный польский поэт, и горячий патриот Речи Посполитой от Балтики до Чёрного моря, Адам Мицкевич. Он не довёл дело до конца, скончавшись в Константинополе в 1855 г. Однако задолго до 1870-х гг. в составе турецкой армии уже было немало выходцев из Лехистана (так турки называли Польшу) – Михал Чайковский (Садык-паша), Юзеф Бем (Амурат-паша), Антоний Линский (Мехмет Искендер-паша), генерал турецкой армии Людвик Шафранец-Быстшоновский и др.
Современные польские авторы крайне неохотно освещают участие Польского легиона в Турции в подавлении освободительных выступлений курдов, арабов, болгар, сербов, грузин и армян (1). Вместо этого они стараются максимально распропагандировать доктрину прометеизма, придав ей косметический блеск, и посеять семена прометеизма на южных рубежах России. И эти семена уже дают всходы.
У современного прометеизма имеется фирменная эмблема – девиз «За нашу и вашу свободу!», исполненный золотым тиснением, в окружении национальных гербов «прометейских», как указывают польские авторы, народов. Здесь и украинский трезубец, и крымско-татарская тамга, и символы кавказских народов. Об истинных мотивах той политической прихоти, по которой эти народы скопом зачислены в «прометейские» (в смысле, что польские «прометеевцы» рассматривают их, как объекты приложения своей внешней политики), умалчивается.
В Польше при Центре изучения Восточной Европы Варшавского университета учреждена организация «Кавказский дом в Польше» (Dom Kaukaski w Polsce) (2). Её главная задача – распространение прометейского видения будущего кавказских народов среди самих этих народов. Кавказ рассматривается, как единое политико-географическое целое, «дом», где русским нет места. Официальная страница организации имеет текстовые версии не только на польском и английском, но и на армянском, азербайджанском и грузинском языках. «Кавказским домом в Польше» выпускается специализированный журнал «Новый Прометей» - продолжатель изданий 1920-1930-х «Prométhée» и «La Revue de Prométhée». Журнал много места посвящает деятелям прозападной грузинской, дагестанской, чеченской, осетинской, азербайджанской эмиграции 1920-х гг., активно работавшим на польскую разведку в Клубе «Прометей», современным интерпретациям прометейского наследия и связанным с ним геополитическим теориям.
«Кавказским домом в Польше» проводятся т.н. прометейские конференции, посвящённые, как правило, политическому наследию «прометеевцев» прошлых лет и тактике НКВД и КГБ по борьбе с прометеизмом. В конференциях участвуют делегаты из республик Кавказа, а также Украины, Белоруссии, Казахстана. Тематика некоторых конференций довольно обширна – «Польша и Каспийское море: Азербайджан и не только», «Старое и новое: прошлое, настоящее и будущее посткоммунистического мира» и т.п.
«Кавказский дом в Польше» пытается расширить поле деятельности, завязывая контакты с другими общественными организациями – культурное товарищество «Польша – Азербайджан», Клуб друзей Грузии (эмблемой клуба является фигура автора прометейской концепции Юзефа Пилсудского, выхватывающего из ножен саблю, на плечах которого сидит грозный белый орёл – государственный символ Польши). В Грузии действует также филиал «Кавказского дома», который сотрудничает с местными прозападными НПО, и зазывает под своё крыло не только грузинскую, но и абхазскую, осетинскую, азербайджанскую, армянскую молодёжь.
Не случайно свой журнал «Прометей» есть у Фонда «Чеченское наследие». В журнале размещаются, как свежие публикации, так и материалы «прометеевских» изданий прошлого. Среди культурологических и этнографических тем попадаются и такие, как «Единый фронт Украины, Кавказа и Туркестана», «Из архива эмиграции. Воззвание Комитета Независимости Кавказа», «Чеченский фактор в северокавказском движении сопротивления» и т.п. Среди авторов – бывший представитель Аслана Масхадова Маирбек Вачагаев и постоянные авторы польского «Нового Прометея» (3).
Подход польских «прометеевцев» наших дней к кавказскому вопросу не ограничивается географическими рамками, собственно, Кавказа, и охватывает Предкавказье. Муссируется идея независимости казаков Дона и Кубани. Причём этому подыскиваются исторические обоснования:
- казачьи восстания против центральных властей в прошлые века (Пугачёв, Разин);
-имеющиеся будто бы расовые отличия казаков от остальных «москалей»;
- утверждения о составе кубанского казачества исключительно из украинцев - потомков казаков запорожских, чаще, будто бы, ориентировавшихся на Польшу, а не Москву;
- попытки некоторой части донского казачества установить контакты с Речью Посполитой в XVII в. (4);
В качестве идеологической приманки используется фигура донского есаула Михаила Фролова, из антибольшевицких соображений присоединившегося к Клубу «Прометей» в 1920 г. М. Фролов мечтал объединить Кубань, Дон и Терек в Союзное казачье государство с опорой на националистов из Украинской Народной Республики, выпускал на субсидии польской разведки журнал «Вольное Казачество - Вільне Козацтво». При её же помощи перебрался в Прагу, где сколотил из единомышленников-антисоветчиков «клуб по интересам», но войной на Советский Союз пойти не успел, скончавшись в 1940 г.
В современной Польше сразу несколько экспертно-аналитических центров развивают прометейскую идею: краковский Центр политической мысли (Osrodek Mysli Politycznej), варшавский Центр восточных исследований (Osrodek Studiow Wschodnich) и многие др. Дело в том, что практически любая геополитическая концепция Польши на восточном направлении направлена на ослабление России, поэтому прометеизм может облекаться в разные формы – проект Восточного партнёрства, блок ГУАМ и т.д. Не важно, что некоторые из этих проектов могут быть предложены не Польшей. Важно, что Польша, ссылаясь на свой богатый опыт в отношениях с Москвой, всегда готова выступить «передаточным звеном» между коллективным Западом и антироссийскими силами на евразийском пространстве.
Подверём итоги:
Та часть польского политического спектра, которая придерживается прометейских взглядов на польско-российские отношения, продолжает активно трудиться над расширением сферы своего влияния на умы и сердца кавказской молодёжи. Но пафоса и мифотворчества в прометеизме больше, чем морали.
1) Героями публикаций и конференций современных «прометеевцев» часто являются лица, уличённые в сотрудничестве с нацистами (крымско-татарский коллаборационист Эдиге Кырымал, азербайджанский коллаборационист Мехмет-Эмин Расулзаде и т.д.).
2) Порой сложно провести чёткую границу между прометеизмом и потворством терроризму, когда фигура Джохара Дудаева вызывала у поляков больше сочувствия, чем жертвы Беслана. Неправительственное движение польской молодёжи «Комитет «Свободный Кавказ» открыто называет его мучеником, размещает на своём портале книги и видеоматериалы, посвящённые джихаду против «русского империализма» (5).
3) Любовь «прометеевцев» к тому или иному народу прямо зависит от отношений этого народа с Россией. Особенно ярко это проявилось в годы правления погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качинского, который, проповедуя свободу и демократию, считал достойной этих ценностей только саакашвилевскую Грузию, но был равнодушен к гибели сотен жителей Южной Осетии.
4) Умалчивается, что потуги современных «прометеистов» обосноваться на Кавказе, не позволив государствам Кавказа и России развивать широкомасштабное партнёрство, особенно, в экономике, приведут к экономическим неурядицам и социальной дестабилизации – питательной среде исламистских настроений. В отличие от богатого природными ресурсами Азербайджана, экономике Армении и Грузии без России не обойтись, и шествие на поводу новоиспечённых «прометеистов» - это для армян и грузин путь в бедность.
специально для kavkazoved.info
Примечания
1) В. Гулевич «Болгария, Польша и русско-турецкая война 1877-1878 гг.» («Западная Русь», 25.02.2013)
2) http://www.domkaukaski.org/
3) http://www.chechen.org/magazine/
4) «Kontakty Rzeczpospolitej z kozaczyzną dońską w XVII wieku» (Kresy.pl, 27.02. 2013)
5) http://czeczenia.com.pl/Казалось бы, с крушением СССР «прометеевцы» могли бы считать свою миссию выполненной: грозный восточный сосед рассыпался на куски; воплотилась в жизнь знаменитая формула Ю. Мерошевского ULB (Украина – Литва – Белоруссия), в соответствии с которой де-юре независимые Киев, Вильнюс и Минск суть первейшим условием безопасности польского государства; кардинально изменился геополитический ландшафт Средней Азии и Закавказья. Но оказалось, что польский прометеизм не имеет чётких хронологических рамок, и после самоубийства СССР «прометеевцы» своей целью определили Россию, активно используя идеологему о порабощении русскими иных народов Российской Федерации.
Особое внимание уделялось Кавказу, благо, что сама история давала некоторые примеры польско-кавказского союза против России, начиная с XIX в. Намеренно игнорировались положительные факты из истории русско-кавказских отношений. Например, неучастие будто бы «порабощённых» ингушей в Кавказской войне, сотрудничество части чеченского и дагестанского общества с русской администрацией, участие благородных черкесских родов в российской политике, и т.д. Выпячивались конфликты и неурядицы между русскими и кавказцами, а провоцирование польскими агентами кавказско-русских противоречий преподносилось как благородная миссия.
Поскольку соперником России на кавказском направлении была Османская империя, значительно увеличился тираж публикаций, посвящённых Польскому легиону в Турции (Legion Polski w Turcji) – немногочисленному соединению польских добровольцев (не более 200-300 чел.), воевавших на стороне Турции в русско-турецкую войну 1877-1878 гг., которая, как известно, велась и на Кавказе. Легион состоял из европейского и азиатского отрядов. Европейский отряд состоял из 65 бойцов, и участвовал в боях на Балканах, а азиатский воевал на Кавказе.
Тогда на службе у турок оказались известные польские повстанцы Мариан Лангевич (Ланги-бей), Теофил Лапинский (Теффик-бей), Владислав Костельский (Сефер-паша), Константин Божецкий (после принятие ислама – Мустафа Джелаледдин-паша, прадед турецкого поэта-коммуниста Назима Хикмета, похороненного в Москве!). Они не были первопроходцами, т.к. формированием польского легиона в Турции занимался ещё национальный польский поэт, и горячий патриот Речи Посполитой от Балтики до Чёрного моря, Адам Мицкевич. Он не довёл дело до конца, скончавшись в Константинополе в 1855 г. Однако задолго до 1870-х гг. в составе турецкой армии уже было немало выходцев из Лехистана (так турки называли Польшу) – Михал Чайковский (Садык-паша), Юзеф Бем (Амурат-паша), Антоний Линский (Мехмет Искендер-паша), генерал турецкой армии Людвик Шафранец-Быстшоновский и др.
Современные польские авторы крайне неохотно освещают участие Польского легиона в Турции в подавлении освободительных выступлений курдов, арабов, болгар, сербов, грузин и армян (1). Вместо этого они стараются максимально распропагандировать доктрину прометеизма, придав ей косметический блеск, и посеять семена прометеизма на южных рубежах России. И эти семена уже дают всходы.
У современного прометеизма имеется фирменная эмблема – девиз «За нашу и вашу свободу!», исполненный золотым тиснением, в окружении национальных гербов «прометейских», как указывают польские авторы, народов. Здесь и украинский трезубец, и крымско-татарская тамга, и символы кавказских народов. Об истинных мотивах той политической прихоти, по которой эти народы скопом зачислены в «прометейские» (в смысле, что польские «прометеевцы» рассматривают их, как объекты приложения своей внешней политики), умалчивается.
В Польше при Центре изучения Восточной Европы Варшавского университета учреждена организация «Кавказский дом в Польше» (Dom Kaukaski w Polsce) (2). Её главная задача – распространение прометейского видения будущего кавказских народов среди самих этих народов. Кавказ рассматривается, как единое политико-географическое целое, «дом», где русским нет места. Официальная страница организации имеет текстовые версии не только на польском и английском, но и на армянском, азербайджанском и грузинском языках. «Кавказским домом в Польше» выпускается специализированный журнал «Новый Прометей» - продолжатель изданий 1920-1930-х «Prométhée» и «La Revue de Prométhée». Журнал много места посвящает деятелям прозападной грузинской, дагестанской, чеченской, осетинской, азербайджанской эмиграции 1920-х гг., активно работавшим на польскую разведку в Клубе «Прометей», современным интерпретациям прометейского наследия и связанным с ним геополитическим теориям.
«Кавказским домом в Польше» проводятся т.н. прометейские конференции, посвящённые, как правило, политическому наследию «прометеевцев» прошлых лет и тактике НКВД и КГБ по борьбе с прометеизмом. В конференциях участвуют делегаты из республик Кавказа, а также Украины, Белоруссии, Казахстана. Тематика некоторых конференций довольно обширна – «Польша и Каспийское море: Азербайджан и не только», «Старое и новое: прошлое, настоящее и будущее посткоммунистического мира» и т.п.
«Кавказский дом в Польше» пытается расширить поле деятельности, завязывая контакты с другими общественными организациями – культурное товарищество «Польша – Азербайджан», Клуб друзей Грузии (эмблемой клуба является фигура автора прометейской концепции Юзефа Пилсудского, выхватывающего из ножен саблю, на плечах которого сидит грозный белый орёл – государственный символ Польши). В Грузии действует также филиал «Кавказского дома», который сотрудничает с местными прозападными НПО, и зазывает под своё крыло не только грузинскую, но и абхазскую, осетинскую, азербайджанскую, армянскую молодёжь.
Не случайно свой журнал «Прометей» есть у Фонда «Чеченское наследие». В журнале размещаются, как свежие публикации, так и материалы «прометеевских» изданий прошлого. Среди культурологических и этнографических тем попадаются и такие, как «Единый фронт Украины, Кавказа и Туркестана», «Из архива эмиграции. Воззвание Комитета Независимости Кавказа», «Чеченский фактор в северокавказском движении сопротивления» и т.п. Среди авторов – бывший представитель Аслана Масхадова Маирбек Вачагаев и постоянные авторы польского «Нового Прометея» (3).
Подход польских «прометеевцев» наших дней к кавказскому вопросу не ограничивается географическими рамками, собственно, Кавказа, и охватывает Предкавказье. Муссируется идея независимости казаков Дона и Кубани. Причём этому подыскиваются исторические обоснования:
- казачьи восстания против центральных властей в прошлые века (Пугачёв, Разин);
-имеющиеся будто бы расовые отличия казаков от остальных «москалей»;
- утверждения о составе кубанского казачества исключительно из украинцев - потомков казаков запорожских, чаще, будто бы, ориентировавшихся на Польшу, а не Москву;
- попытки некоторой части донского казачества установить контакты с Речью Посполитой в XVII в. (4);
В качестве идеологической приманки используется фигура донского есаула Михаила Фролова, из антибольшевицких соображений присоединившегося к Клубу «Прометей» в 1920 г. М. Фролов мечтал объединить Кубань, Дон и Терек в Союзное казачье государство с опорой на националистов из Украинской Народной Республики, выпускал на субсидии польской разведки журнал «Вольное Казачество - Вільне Козацтво». При её же помощи перебрался в Прагу, где сколотил из единомышленников-антисоветчиков «клуб по интересам», но войной на Советский Союз пойти не успел, скончавшись в 1940 г.
В современной Польше сразу несколько экспертно-аналитических центров развивают прометейскую идею: краковский Центр политической мысли (Osrodek Mysli Politycznej), варшавский Центр восточных исследований (Osrodek Studiow Wschodnich) и многие др. Дело в том, что практически любая геополитическая концепция Польши на восточном направлении направлена на ослабление России, поэтому прометеизм может облекаться в разные формы – проект Восточного партнёрства, блок ГУАМ и т.д. Не важно, что некоторые из этих проектов могут быть предложены не Польшей. Важно, что Польша, ссылаясь на свой богатый опыт в отношениях с Москвой, всегда готова выступить «передаточным звеном» между коллективным Западом и антироссийскими силами на евразийском пространстве.
Подверём итоги:
Та часть польского политического спектра, которая придерживается прометейских взглядов на польско-российские отношения, продолжает активно трудиться над расширением сферы своего влияния на умы и сердца кавказской молодёжи. Но пафоса и мифотворчества в прометеизме больше, чем морали.
1) Героями публикаций и конференций современных «прометеевцев» часто являются лица, уличённые в сотрудничестве с нацистами (крымско-татарский коллаборационист Эдиге Кырымал, азербайджанский коллаборационист Мехмет-Эмин Расулзаде и т.д.).
2) Порой сложно провести чёткую границу между прометеизмом и потворством терроризму, когда фигура Джохара Дудаева вызывала у поляков больше сочувствия, чем жертвы Беслана. Неправительственное движение польской молодёжи «Комитет «Свободный Кавказ» открыто называет его мучеником, размещает на своём портале книги и видеоматериалы, посвящённые джихаду против «русского империализма» (5).
3) Любовь «прометеевцев» к тому или иному народу прямо зависит от отношений этого народа с Россией. Особенно ярко это проявилось в годы правления погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качинского, который, проповедуя свободу и демократию, считал достойной этих ценностей только саакашвилевскую Грузию, но был равнодушен к гибели сотен жителей Южной Осетии.
4) Умалчивается, что потуги современных «прометеистов» обосноваться на Кавказе, не позволив государствам Кавказа и России развивать широкомасштабное партнёрство, особенно, в экономике, приведут к экономическим неурядицам и социальной дестабилизации – питательной среде исламистских настроений. В отличие от богатого природными ресурсами Азербайджана, экономике Армении и Грузии без России не обойтись, и шествие на поводу новоиспечённых «прометеистов» - это для армян и грузин путь в бедность.
специально для kavkazoved.info
Примечания
1) В. Гулевич «Болгария, Польша и русско-турецкая война 1877-1878 гг.» («Западная Русь», 25.02.2013)
2) http://www.domkaukaski.org/
3) http://www.chechen.org/magazine/
4) «Kontakty Rzeczpospolitej z kozaczyzną dońską w XVII wieku» (Kresy.pl, 27.02. 2013)
Источник.
Похожие темы
» Казачий дух: Николай Меринов о том, чего хочет современный казак
» Кавказ: два мира — две культуры
» Стабилизирует ли Кавказ казачество?
» Северный Кавказ изнутри.
» Казаки требуют перекроить Кавказ
» Кавказ: два мира — две культуры
» Стабилизирует ли Кавказ казачество?
» Северный Кавказ изнутри.
» Казаки требуют перекроить Кавказ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения